Народные мастера

06.02.2020

.

Бодиев Содном Бодиевич

06.02.2020

Бодиев Содном Бодиевич родился в 1882 г. в год водяной лошади в семье бурята- скотовода Боди (Шоохоодай) Галсанова в местности Билхат Кижингинского сомона Хоринского аймака. Его дед Галсан плотничал, строил жилые дома, амбары, уходил на заработки в Хоринскую думу строить общественные дома. Нелёгкая жизнь, а также тяжёлая работа подорвала здоровье отца, и он скончался в 1899 г., когда сыну Содному исполнилось 17 лет. Оставшись с матерью и двумя сёстрами, Содном занимался ведения всего своего хозяйства, т.к. был единственным мужчиной в семье. Его двоюродный брат Намнан Улзытуев был в то время ламой Кижингинского дацана и пользовался репутацией замечательного художника- иконописца. Он и определил дальнейшую судьбу Соднома, как художника и резчика по дереву. Под руководством Намнана он стал работать при дацане, изготовляя деревянные ксилографы различных текстов из буддийской религиозной литературы. Эти матрицы- печати вырезались на хорошо высушенных кедровых досках и назывались «Бар». Он также много трудился над внутренним интерьером и внешним оформлением нового дацана. В частности выполнил художественную резьбу в парадной двери дацана, основание и заднюю стенку престола Будды, панорамную композицию «Диваажан», а также работал вместе с другими самобытными народными умельцами- художниками над художественным оформлением дацанов, ступы «Джарун Хошор» и др.  После советизации и упадка деятельности дацана, он занимался дома мелкой резьбой по дереву, а после образования колхоза он стал колхозным столяром- плотником, делал рамы, косяки, двери, столы, стулья, веялки, грабли для нужд людей.

В дни первой декады бурятского искусства в г. Москва, он стал участником. Выполнял ряд работ:

·                                        Панно по дереву «Колхозные рысаки»,

·                                        Панно «Пять видов скота бурят»,

·                                        Скульптуры из дерева вождей Ленина и Сталина,

·                                        Настольные шахматы, где каждая фигура была тщательно вырезана,

·                                        Панно «Туншэ» на тему буддийской притчи о дружбе четырех животных, благодаря чему они достигли желаемой цели и т.д.

В современном быту бурят теперь почти не увидишь национальных шахмат- их вытеснили шахматы фабричного производства. Исключение составляют великолепно исполненные шахматные фигуры работы замечательного бурятского резчика С. Бодиева. Они были изготовлены мастером в 1940 г. специально для декады бурятского искусства в г. Москве и ныне находятся в собрании БРКМ.

Интересна и своеобразна их трактовка в левой руке ведёрко с молоком, слонов заменяют фигурки двугорбых верблюдов, ладьи- козлы, готовые к прыжку. Интересно и решение фигур коней- они даны стоящими на задних ногах и готовыми к стремительному рывку. Пешек мастер увидел и вырезал в образе щенят. Во всех фигурах отражен хорошо знакомый резчику мир пастухов и животных. Каждую фигуру отличают верность жизни, реалистическая трактовка образа, выразительность и динамика. Все фигурки сделаны как хорошие фигурки с характерным юмористическим преувеличением существенных признаков данного персонажа. Самые крупные по размерам- главные фигуры короля (высота- 11 см), ферзя (высота- 9,5 см), самые мелкие- пешки ( около 3 см). Чтобы   подчеркнуть монументальность фигур старика- пастуха и женщины бурятки, С.Бодиев применяет оригинальный приём- все остальные фигуры он решает в образе не взрослых животных, а молодняка (верблюжонка, козленка, щенков).

Тема панно С.Бодиева «Колхозные рысак»- испытание степных скакунов. Мастер изображает момент, когда запряженные в легкую повозку лошади, постепенно набирают скорость. Наездник, слегка натянув вожжи, первой рукой выбросил сильно вперёд гибкий хлыст. На заднем плане бешено мчится другая повозка. Кто быстрее? Духом соревнования, спортивной борьбы эта признанная бурным движением сцена. Здесь всё подчинено идее движения, доже облака не плывут  по небу, а летят в такт полету коней.

В панно «Пять видов домашнего скота», исполнено в 1985 г. Содном Бодиевич соединил излюбленный сюжет с изображениями зеленых цветущих деревьев и белых облаков, проливающих дождь на пастбище, на котором произрастают сочные травы, обещающие обильную пищу животным. Панно звучит как благопожелание труженику- скотоводу в его нелёгком деле.Хочу такой сайт

Своим панно «Мир во всем мире» С.Бодиев своеобразно откликнулся на злободневную тему. Он использовал традиционную буддийскую притчу о том, что четверо дружных- слон, обезьяна, заяц и павлин- мирно и разумно решили вопрос, как им сообща пользоваться плодами высокого дерева, недоступными им по отдельности.

 Содном Бодиев до глубокой старости не оставлял своё любимое дело- резьбу по дереву, занимался конструированием различных механизмов и поделок. По заказу частных лиц составлял различные деревянные печати религиозного содержания на тибетском языке. Он знал хорошо тибетскую письменность, читал и писал на этих языках.

Хандажапова Изабелла Гомбожаповна

06.02.2020

Искусница из Кижинги может вышить шедевр с изображением великих звёзд или создать при помощи ниток точную копию картины Брюллова.

Рисованием бурятская художница называет вышивку гладью нитками мулине. Бухгалтер Изабелла Хандажапова копирует картины живописцев эпохи Возрождения, работы Рафаэля, Леонардо да Вини, русских художников- передвижников, портреты современников. За последних 5 лет у нею набралось 25 таких работ.

И в юности, и будучи матерью троих детей, она всегда мечтала о том, что когда-нибудь у неё будет много- много свободного времени и тогда она сполна отдаст себя делу, которое стало всем в её жизни. Лица, вышитые, разноцветными нитями,- это её мир, мир грёз и реалий.

Изабелла Хандажапова живет в небольшом деревенском домике на окраине села Усть- Орот Кижингинского района. Долгое время она прожила в Бичуре. После смерти мужа приехала на постоянное место жительства к дочери. В Усть- Ороте про неё ничего не знают и недоумевают по поводу её некоторой замкнутости. Ведь никто не подозревал, что одиночество ей нужно для творчества. На всех стенах развешаны картины: яркие, почти фантастическое цветы, кошечки, вышитые крестиком, и … лики мадонн. Тех, кто заглядывал в скромную спальню, ждал ещё один сюрприз: «Явление Христа народу»- картина с размером с полметра на метр.

Самое интересное- на лицах почти тридцати персонажей Изабелла довольно чётко изобразила различные чувства: на одних- уже полная вера, на других- сомнение, на третьих- равнодушии. «Над ней я работала почти год непрерывно»,- говорит Изабелла Хандажапова.- старалась ни на йоту не отходить то оригинала. Но все равно проскальзывают мои ощущения». Художница любит копировать на ткани произведения живописцев эпохи Возрождения. «Сикстинская мадонна» Рафаэля- одна из любимых её работ. Величие и божественность шедевра переданы Изабеллой очень правдиво.

Вместе с этой картиной соседствуют копии произведений русских художников. например:, «Итальянский полдень» Карла Брюллова. Улыбчивая девушка снимает виноград, а на губах её блестит виноградный сок. И таких картин у Хандажаповой много.

Своё имя Изабелла получила от дяди Гомбожапова. Наградив её красивым заграничным именем, неженатый тогда паренёк не предполагал, сколько хлопот оно доставит в будущем любимой племянниц. Деревенские старушки, так и не запомнившие замысловатое имя, называли просто «бээлэй», что с перевода с бурятского означает «рукавица». Кто-то в сельской больнице регистратор долго переспрашивал девушку, как её зовут. А потом недоуменно сказала: «Что забыла? Разве можно не помнить своё имя?» 

Самая большая поклонница художницы- её внучка Туяна. Она хочет собрать все работы Изабелла Хандажаповы у себя и сделать своеобразную выставку. А пока заказывает бабушка новомодные вещи. Изабеллы выискивает модели из множество журналов и книг по рукоделию своей годами собранной библиотеки. Вяжет крючком небольшие узорчатые кружочки, из которых получается пончо и кардиган. Конечно, трудоёмко, но зато таких нарядов больше ни в ком не увидишь.

А еще художница вышивает знаки зодиака на дамских косметичках  для подарков близким людям, плетёт узоры из бисера для унтов, вяжет кофточки для внучат. Это больше для пользы, чем для удовольствия. Ведь больше всего она уделяет на картины и гобелены. 

Дашиева Баярма Петровна

06.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.