Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Женщины в жизни шевченко презентация. Биография тараса шевченко

Женщины в жизни шевченко презентация. Биография тараса шевченко

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Первой любовью Тараса Григорьевича Шевченко была Оксана Коваленко - крепостная, на три года его младше. Еще будучи детьми, они казались окружающим хорошей парой. Но когда Тарасу было 15 лет, а Оксане, соответственно, 12, они навсегда расстались: будущий поэт выехал из родной Кириловки. Спустя 11 лет Оксана вышла замуж за крепостного Карпа Сороку, а Шевченко всю жизнь ее вспоминал.

Следующим увлечением поэта стала свободная женщина - полячка Дуня Гашковская. Она не знала другого языка, кроме польского, что помогло Тарасу усовершенствовать свои знания в лингвистической сфере.
Кроме Карла Брюллова, помогал выкупать Шевченко из крепостничества художник Иван Сошенко. Как раз в то время он собирался жениться на 17-летней дочери Выборгского бургомистра Марии Европеус. Тарас девушку не только соблазнил, но и нарисовал полуобнаженной, несмотря на то, что жил в квартире Сошенко. Последний вскоре выгнал поэта.


ЛЮБОВЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Самой долгой страстью Кобзаря историки считают отношения с княжной Варварой Репниной, дочерью Малороссийского генерал-губернатора князя Николая Репнина-Волконского. Познакомился Шевченко с девушкой в Яготине, где делал копию с портрета ее отца. Варвара была на семь лет старше Тараса Григорьевича. О женитьбе нечего было и мечтать, хоть княжна и откровенно писала своему наставнику, французу Ш.Эйнару: "Я подлым образом, целыми часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти". Она подарила поэту собственноручно связанный шарф, он - автопортрет и посвящение к поэме "Тризна". Варвара Репнина помогала Шевченко своими связями, на расстоянии; они переписывались, когда поэт был в ссылке. Встретились, когда возвращался оттуда, а княжне было уже 50 лет, что, понятное дело, не слишком привлекало Шевченко.

Желание поэта жениться было столь велико, что, несмотря на роман с Репниной, перед самой ссылкой он сватался к Феодосии Кошиц - 16-летней дочери священника села Кириловка. И тут помешало социальное неравенство: родители девушки отказали поэту как бывшему крепостному.

ПРИВЫЧКА ЖЕНИТЬСЯ

После возвращения из ссылки идея о браке стала у Шевченко параноидальной. Ко всем друзьям он обращался с просьбой женить его. Пришел в восторг от актрисы Нижегородского театра Катерины Пиуновой. Она писала: "Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз… Да, только все это представлялось и вспоминалось, а душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!"

В общем, опять неудача. Вот как ее объясняет Гео Шкурупий: "Шевченко, як усі старі люди, що звикли замолоду до успіху в жінок, уже ніяк не міг примиритись з тим, що він втратив своє очарування. Він ніяк не міг, та й не хтів примиритися з цим і робив усе нові спроби подобатись жінкам", "Невдалі спроби одружитись з жінками з інтелігентного оточення привели його до думки, що такі жінки йому - колишньому кріпакові не підходять, що все одно вони не розумітимуть його, зраджуватимуть і вимагатимуть порожнього панського життя, що його завзятим ворогом він був і досі. З цього часу він починає мріяти про жінку з його пригніченого народу, про жінку-кріпачку, що їй він дасть волю і що буде йому вдячна за це ціле життя. Проста жінка-селянка, що кохатиме його, не буде порожня кокетка, не буде зраджувати його з провізорами і влесливими урядовцями, вона дбатиме за його маленьке господарство, за його спокій, і він зможе написати ще багато хороших речей".

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАСТЬ

Последней страстью Тараса Григорьевича Шевченко стала 20-летняя Ликерия Полусмакова, на которой он собирался жениться менее, чем за год до смерти. Она работала горничной в богатой петербургской семье. Очень "смачно" описывает ее Шкурупий: "… покоївка була вдягнена в національне українське вбрання, чого з нею раніше не бувало. Її вигляд був такий екзотичний, ніби вона допіру приїхала з самих нетрів українського села. Від неї так і пашило барвистістю й пахощами зеленої України, що гості несамохіть звернули на неї увагу. Вона стала прислуговувати коло столу. Це була Ликера Полусмакова, колишня кріпачка Макарова, родом з Ніженського повіту на Чернігівщині. Мати Макарова вивезла Ликеру до Петербургу й вона хоч і дістала від них вольну, але проживала наймичкою-покоївкою в сестри Макарова, Варвари Яковівни Карташевської. Макаров, як завзятий українофіл, бажаючи особливо догодити Шевченкові, надумався пошити для Ликери справжнє українське вбрання з усіма його яскравими й різнокольоровими атрибутами, з тим, щоб вона в цьому вбранні прислуговувала за столом, коли серед гостей буде Шевченко. Ликера була дуже гарна дівчина років двадцяти. Стан у неї був пишний, високий, гнучкий, постать була струнка й елястична. Кругловида, з карими очима, коральовими вустами навколо маленького роту, з товстою темно-білявою косою, що спускалась до пояса по пишних, круглих, наче вирізьблених плечах. Її поява в новому вбранні викликала в гостей, а особливо в Шевченка, щире захоплення. Ця дівчина була справжній витвір його народу. Це був тип жінки, що так подобався Шевченкові. Навіть Тургєнєв, знавець жіночої краси, дивлячись на це молоде, свіже, трохи грубе єство, не дуже гарне, але привабливе, з чудовим білявим волоссям, з трохи гордовитою, спокійною постаттю, що властива її племені, не стримався, щоб легенько не взяти її за підборіддя. Гості були в захопленні".

Поэт соблазнял девушку дорогими подарками, нанял преподавателя, который должен был обучить ее хорошим манерам. Вроде бы в объятиях последнего он ее и застал, из-за чего помолвку пришлось расторгнуть. Позже Ликерия вышла замуж за парикмахера, а в 1904-м году, уже после смерти мужа, приехала в Канев и навещала могилу Шевченко.

Т. Г. Шевченко.Портрет В. Н. Репниной-Волконской. Около 1830.
Будучи эмоциональной и чувствительной натурой, Т.Шевченко, как и каждый поэт, влюблялся часто. Но злая судьба преследовала его всю жизнь, лишая его счастья жить в браке, в любви с женой, о которой мечтал, особенно в последние годы своей жизни.
Женщины не могли оценить ни поэтического, ни художественного гения великого поэта.Вот как он он пишет о женитьбе.

Не женися на багатій,
Бо вижене з хати,
Не женися на убогій,
Бо не будеш спати.
Оженись на вольній волі,
На козацькій долі,
Яка буде, така й буде,
Чи гола, то й гола.
Та ніхто не докучає
І не розважає -
Чого болить і де болить,
Ніхто не питає.
Удвох, кажуть, і плакати
Мов легше неначе;
Не потурай: легше плакать,
Як ніхто не бачить.
(Т.Г.Шевченко)
Многие сведения в этой статье не проверены документально.Но я приведу для справедливости и положительные и отрицательные стороны жизни известного поэта. Вам решать,верить или нет.

Первым увлечением Тараса была Оксана Коваленко, на три года моложе его.Они жили по соседству. Их матери, глядя на забавы своих детей, думали, что они когда-то поженятся. Но детская симпатия и подростковая влюбленность не переросли в настоящее и глубокое чувство. 15-летний крепостной «казачок» Тарас в свите Павла Энгельгардта должен был поехать в Вильно (ныне - Вильнюс). Разлука была неожиданная и долгая.
Об этом увлечении он написал в стихотворении.
Мені тринадцятий минало.
Я пас ягнята за селом.
Чи то так сонечко сіяло,
Чи так мені чого було?
Обернувся я на хати -
Нема в мене хати!
Не дав мені Бог нічого!..
І хлинули сльози,
Тяжкі сльози!.. А дівчина
При самій дорозі
Недалеко коло мене
Плоскінь вибирала,
Та й почула, що я плачу.
Прийшла, привітала,
Утирала мої сльози
І поцілувала...
Неначе сонце засіяло,
Неначе все на світі стало
Моє... лани, гаї, сади!..
І ми, жартуючи, погнали
Чужі ягнята до води.

В родную Кирилловку Шевченко приехал лишь через четырнадцать лет - уже как свободный человек, подающий надежды столичный художник и поэт. К тому времени Оксана уже три года была замужем и нянчила двух дочерей, рожденных от крепостного из села Педиковки…Т.Шевченко Женщина в кровати.1841г
В жизни Шевченко большую роль сыграл Иван Максимович Сошенко: именно он первым поднял вопрос об освобождении таланта от крепостной зависимости, приютил получившего свободу друга у себя в комнате…

Шевченко начал ухаживать за его невестой Машей, уговорил 17-летнюю девушку позировать ему в качестве натурщицы и, в конце концов, совратил ее. Иван Максимович был потрясен. Он прогнал будущего Кобзаря.Судьба девушки неизвестна.

Городок Яготин Полтавской губернии лежит неподалеку от Мосивки и Березовой Рудки, где бывал Шевченко летом 1843 года, свободно путешествуя по Украине как поэт и художник.
Он приехал сюда впервые в июле, а с октября 43-го по октябрь 44-го года с перерывами проживал в семействе Николая Григорьевича Репнина-Волконского - князя, генерала, старшего брата декабриста С.Волконского.

Варвара Николаевна Волконская Репнина.Дочь князя, 35-летняя Варвара была восхищена талантом и поэзией Шевченко и влюбилась в него на всю жизнь. Поскольку любовь не была взаимной, то княжна решила, что ей Богом предназначено стать ангелом-хранителем поэта, и всеми силами своей души боролась со страстным чувством.
В письмах к наставнику, французу Ш.Эйнару она откровенно писала о своих душевных муках: «Я подлым образом, целыми часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти».

Поэт с величайшим уважением отнесся к трепетному чувству Варвары, но не мог заставить сердце ответить на искреннюю любовь.
В конце концов между ними завязалась теплая доверительная дружба, не прерывавшаяся почти до последних лет жизни Т.Шевченко.Он посвятил ей стихи.

ПОСВЯЩЕНИЕ

Душе с прекрасным назначеньем
Должно любить, терпеть, страдать;
И дар господний, вдохновенье,
Должно слезами поливать.
Для вас понятно это слово!..
Для вас я радостно сложил
Свои житейские оковы,
Священнодействовал я снова
И слезы в звуки перелил.
Ваш добрый ангел осенил
Меня бессмертными крылами
И тихостройными речами
Мечты о рае пробудил.

Яготин,
11 ноября 1843
В 1858 году, возвращаясь из ссылки, Тарас Григорьевич несколько раз посетил княгиню, которая к тому времени жила в Москве и «счастливо изменилась, стала полнее и моложе», как отмечал Шевченко. Последняя их встреча состоялась 24 марта.

В Берёзовой Рудке под Киевом гостил Шевченко в1840 году,в семье помещика Платона Закревского.И вспыхнула здесь любовь между 29-летним Тарасом и 21-летней женой Платона красавицей Анной Закревской.
Это было сильное и взаимное чувство, разрывавшее их молодые души не один год.

21-летняя супруга полковника пробудила в Тарасе большое чувство. Любовь и нежность к Анне Закревской Тарас Шевченко пронёс через всю жизнь. Ей он посвятил два стихотворения: «Г.З.» («Немає гірше як в неволі…») и написанное поэтом в середине 1850-х годов в ссылке «Як би зустрілися ми знову»:

«Якби зустрілися ми знову,
Чи ти злякалася б, чи ні?
Якеє тихеє ти слово
Тоді б промовила мені?
Ніякого. І не впізнала б.
А може б, потім нагадала,
Сказавши: «снилося дурній».
А я зрадів би, моє диво!
Моя ти доле чорнобрива!
Якби побачив, нагадав
Веселеє та молодеє
Колишнє лишенько лихеє.
Я заридав би, заридав!
І помоливсь, що не правдивим,
А сном лукавим розійшлось,
Слізьми-водою розлилось
Колишнєє святеє диво!»

Но встретиться со своей пассией ему не пришлось - она умерла в 35-летнем возрасте в тот год, когда поэт получил освобождение от 10-летней солдатчины.
СВАТАНЬЕ К ПОПОВНЕ.
Во время первой поездки в Украину Шевченко приехал в Кириловцы, и ему приглянулась дочка местного священника Григория Кошицы – Феодосия.

Получив должность в Киевском университете, Шевченко поехал на храмовый праздник свататься. Но получил отказ от родителей поповны категорический отказ. Девушка не посмела перечить воле родителей и вскоре сошла с ума.

Бытует мнение, что в ссылку в Оренбургскую губернию Шевченко попал из-за того, что… обидел женщину. К тому же саму императрицу. Именно ей достался знаменитый портрет Жуковского кисти Брюллова, благодаря которому Шевченко выкупили их крепостной неволи.
В скандальной в то время поэме "Сон" Тарас позволил себе сравнить императрицу Александру с засушенным опенком, мол, такая она "тонкая, длинноногая". И оскорбленный таким сравнением российский император строго наказал поэта.

Десять лет солдатского быта окончательно искалечили личную жизнь поэта.
Возвышенным, чистым, платоническим чувством называл Шевченко свою любовь к жене коменданта Новопетровской крепости Ускова Анне Емельяновне. К сожалению, грязные сплетни прервали их дружеские беседы, но Ускова на долгие годы осталась искренним другом Шевченко.

Шевченко шел уже сорок четвёртый год, когда новый император подписал указ о помиловании, а он уже чувствовал себя стариком. Тарас Григорьевич к тому же отпустил себе лохматую бороду, с которой действительно напоминал старика. Но, как это бывает, мечтал о молоденькой жене, «из простых», рядом с которой хотел вернуть свою былую молодость.

Возвращаясь в Петербург, Шевченко оставался под пилицейским надзором и на несколько месяцев «завис» в Нижнем Новгороде. И здесь вполне почувствовал свою популярность. Женщины из местного общества наперебой заказывали ему свои портреты, а художник оценивал их придирчивым глазом.

И жаждущий любви поэт нашел в Нижнем Новгороде девушку своей мечты. Впервые он увидел ее на театральной сцене 13 октября 1857. 16-летняя начинающая актриса Катя Пиунова казалась ему идеалом женской красоты.

Ради ее театральной карьеры он вызвал в Нижний знаменитого актера Михаила Щепкина, и тот в течение трех дней играл в спектаклях вместе с ней. О ее актерской игре Шевченко написал восторженную заметку в местную газету, которую впоследствии перепечатала московская пресса. Он упросил директора Харьковского театра согласиться на условия актрисы и зачислить ее в свою труппу.

Но молодая актриса оказалась слишком неблагодарной, а может, просто не решилась связать свою жизнь с модным, но скандально известным художником, который почти на тридцать лет был старше ее. В конце концов она уехала в Казань с 25-летним актером Максимилианом Шмидтгофом и вышла за него замуж.

Из воспоминаний Пиуновой:
"Ведь мне еще шестнадцати лет не было! Ну что я понимала! Мне казалось, что в Тарасе Григорьевиче жениховского ничего не было. Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз...
Да, только все это представлялось и вспоминалось, а душевном мире, об уме великого поэта позабыла, разуму не хватило!"

По пути из Нижнего до Петербурга Шевченко на несколько дней задержался в Москве, где посетил семью Максимовичей. Михаил Алексеевич Максимович, давний знакомый Тараса Григорьевича, - украинский ученый, природовед, историк, фольклорист и языковед, был первым ректором Киевского университета (1834-1835 гг.), - в честь поэта устроил обед.

Там Шевченко и познакомился с его молодой женой Марией, которой в тот же вечер подарил автограф одного из лучших своих лирических стихов «Садок вишневий коло хати», написанный еще в каземате Петропавловки перед ссылкой.

В дневнике появилась запись: «Заехали к Максимовичу... Хозяйки его не застали дома... Вскоре явилась и она, и мрачная обитель ученого просветлела. Какое милое, прекрасное создание.
Но что в ней очаровательней всего - это чистый, непосредственный тип моей землячки. Она проиграла для нас на фортепьяно несколько наших песен. Так чисто, безманерно, как ни одна великая артистка играть не умеет. И где он, старый антикварий, выкопал такое свежее и чистое добро? И грустно и завидно...»

Г.Максимовичу на тот момент было 50 лет, а сколько было его жене Марии Васильевне - неизвестно, но если судить по написанному Шевченко в 1859 году портрету, то, видимо, где-то около 20 и не больше 25-ти. Там, в Москве, она якобы пообещала помочь поэту найти в Украине невесту.

Тарас Шевченко и Мария Максимович переписывались. Поэт в одном из писем даже выслал ей свое первое фото. Вот несколько фраз из письма Тараса Григорьевича к Марии Васильевне.
«Спасибі вам, моє серденько, що ви мене згадуєте і не забуваєте моєї просьби».
«...як Бог та ви поможете, то, може, й одружуся».
«Мій любий, мій єдиний друже! Спасибі вам, моє серденько, за ваше щире, ласкавеє письмо... Утекти хіба нищечком до вас та одружитись у вас (? - Ю.К.) і заховаться"

Хотя, если внимательно присмотреться к портрету Максимович, написанному Тарасом Григорьевичем за этот довольно короткий визит, то можно сделать вывод, что ранее он никого из женщин не писал с таким вдохновением, с такой душевностью.
Ее необычайно мечтательные глаза, по-особому сияющее выражение лица, дымчатый ореол вокруг головы - все свидетельствует о том, что образ создан влюбленным художником, обожествлявшим свою модель.

Предполагают, что Тарас Григорьевич сблизился с Марией Максимович, поскольку через девять месяцев после визита поэта у нее родился сын. До того детей у Максимовичей не было. Другие исследователи жизни поэта отвергают эту версию, ссылаясь на то, что порядочность Шевченко не позволила бы ему переступить грань, за которой начинается предательство друга, а задушевные и нежные разговоры с Марией Максимович касались лишь выбора невесты.

Кстати, одной из претенденток на брак с поэтом была служанка его троюродного брата Варфоломея, Харита Довгополенко. Но 19-летняя крестьянка посчитала Тараса слишком большим господином и потому не согласилась на брак. И вышла замуж за молодого писаря.
О ПОСЛЕДНЕЙ САМОЙ ЯРКОЙ ЛЮБВИ ПОЭТА К ЛУКЕРИИ ПОЛУСМАК В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ.
Если хотите взглянуть на любимых женщин Шевченко,текст с иллюстрациями.
http://maxpark.com/community/6782/content/2181573

В конце семидесятых один молодой человек, работавший со мной, к сожалению, недолго, дал мне почитать 2 книги польских литературоведов о Тарасе Шевченко, но не просто как о великом поэте, а как о личности в тогдашней светской жизни Российской империи, в основном о тех высокородных женщинах, которые окружали его, вернее, почитали и восхищались Тарасом как обаятельнейшим мужчиной, его страстной натурой и умением вести себя в дамском обществе. Не знаю, насколько достоверны были эти исследования, собственно, не много интересовалась трудами современных шевченковедов (правда и тех, которых читала, не упоминают в вики), но ему приписывали довольно много романтических приключений, в этаком байроническом духе, во всяком случае, в книгах было множество портретов, причем исключительно титулованных особ. Было понятно, почему об этом писали поляки - большинство этих благородных дам имело польские корни.


Так что образ какого-то старца в кожухе, так сказать, революцьонного демократа, несколько, мягко говоря, не соответствует действительности.
Неплохо бы помнить, что Тарас, особенно по меркам сегодняшнего времени, считался бы молодым человеком - ведь он прожил всего 47 лет.
Думаю, ни на одного глупца, пишущего о Тарасе Григорьевиче в совковой манере, вроде неназываемого и неприкасаемого, - женщины, вздыхающие о взаимной любви удивительного поэта и романтика, даже и косого взгляда не бросили.
Подозреваю, что они бы этих ничтожных существ в панталонах голохвостого не заметили в упор, не про них такие чудесные и прекрасные дамы: эти восхитительные лица, таинственные полуулыбки, тонкость обращения и понимания - редкое сочетание человеческих качеств и женской прелести.

Да и сам Тарас, имея нрав горячий и отчаянный, недолго терпел бы таких дуремаров, чье единственное назначение в этом мире - иметь дело исключительно с жабами, которым никогда не бывать принцессами...

И мне захотелось поставить подборку женских портретов и набросков Шевченко - это, конечно, совсем другие женщины (хотя есть и некоторые известные нам личности), но нежность и неподражаемая милость женских лиц у художника особенная.

Портрет Маєвської. Полотно, олія (41,5 × 35,7). [Н. р. V] 1843.
Зліва над плечем олійною фарбою підпис автора і дата: Т. Шевченко || 1843

"За карії оченята,
За чорнiї брови
Серце рвалося, смiялось,
Виливало мову.
Виливало як умiло."..

127. Портрет невідомої в блакитному вбранні. Папір, акварель. .
Оригінал акварелі Т. Шевченка не знайдено. Опис та репродукцію дано за альбомом «Малюнки Т. Шевченка», вип. II, вид. «Об-ва имени Т. Г. Шевченка», Пб., 1914, табл. XXIX.
Портрет намальований під час перебування Шевченка на Україні 1845 - 1847 рp. За характером виконання близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого Шевченком 1845 р. та до «Портрета невідомої в бузковій сукні» (№ 128), а також до портретів, виконаних Шевченком в 1846 р. - портрети родини Катериничів

87. Портрет Ганни Іванівни Закревської. Полотно, олія (51 × 39,6). [Березова Рудка]. 1843. /35/
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1843 || Т. Шевченко.
Портрет вмонтовано в овал.
Г. І. Закревська (народ. 1822 р.) - дружина П. О. Закревського.
У листі до В. О. Закревського від 10.XI 1843 р. з Яготина Шевченко пише: «А Ганні вродливій скажи, що як тільки очуняю та кожух пошию, то зараз і прибуду з пензлями і фарбами на цілий тиждень...»

153. Портрет Єлизавети Василівни Кейкуатової. Полотно, олія (66,7 × 56,5). [Бігач]. [Кінець III - 4.IV] 1847.
Зліва внизу олійною фарбою дата і підпис автора: 1847. Т. Шевченко.
Дата уточнюється часом перебування Шевченка в с. Бігач. Про своє перебування в с. Бігач, Чернігівського пов. (нині Березнянського р-ну, Чернігівської обл.), Шевченко згадував у листі до А. І. Лизогуба від 16.VIІ 1852 р.
Єлизавета Василівна Кейкуатова, нар. 1813 p., походить з родини Лукашевичів (див. В. Л. Модзалевский, Малороссийский Родословник, т. III, K., 1908, стор. 209). Про неї також згадує В. Рєпніна в листі до Ш. Ейнара (див. «Русские пропилен», т. II, М., 1916, стор. 211, 221).
В літературі портретована невірно визначається як Наталія Дмитрівна Кейкуатова. Вперше названа як Є. Кейкуатова у книзі С. Є. Раєвського «Життя і творчість художника Тараса Шевченка» (X., 1939, стор. 37).

І станом гнучим, і красою
Пренепорочно-молодою
Старії очі веселю.
Дивлюся іноді, дивлюсь,
І чудно, мов перед святою,
Перед тобою помолюсь.

3. Голова жінки. Папір, акварель (11,6 × 9,1). [Пб.]. 1834.
Зліва внизу аквареллю підпис автора і дата: Шевченко 1834. На звороті паспарту чорнилом напис: Рисунок Тараса Григорьевича Шевченко (1814 - 1861).
1934 р. в Галереї картин Т. Г. Шевченка у Харкові цей портрет експонувався під назвою «Жіноча голівка» (Каталог, стор. 14, № 8). В літературі зустрічається під назвою «Портрет невідомої жінки».

Портрет А.О.Ускової. 1853-1854. Папір, сепія.

Заворожи мені, волхве,
Друже сивоусий!
Ти вже серце запечатав,
А я ще боюся.
Боюся ще погорілу
Пустку руйнувати,
Боюся ще, мій голубе,
Серце поховати.
Може, вернеться надія
З тією водою
Зцілющою й живущою,
Дрібною сльозою -
Може, вернеться з-за світа
В пустку зимувати,
Хоч всередині обілить
Горілую хату.
І витопить, і нагріє,
І світло засвітить...
Може, ще раз прокинуться
Мої думи-діти.

Портрет М.С. Кржисевич 1858 рік

37. Портрет невідомої біля фортепіано. [Акварель]. [Пб.]. 1842.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1842. Т. Шевченко.
Оригінал не знайдено. Публікується за фотографією, що зберігається в ДМШ - Київський державний музей Т. Г. Шевченка АН УРСР

141. Портрет Тетяни Пантелеймонівни Катеринич. Папір, акварель (30 × 22,3). [Марківці]. 1846.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1846 Шевченко.
Т. П. Катеринич (уроджена Афендик) - дружина Петра Андрійовича Катеринича

І жаль мені, старому, стане
Твоєї божої краси.
Де з нею дінешся єси?
Хто коло тебе в світі стане
Святим хранителем твоїм?
І хто заступить? хто укриє
Од зла людського в час лихий?
Хто серце чистеє нагріє
Огнем любові, хто такий?

10. Портрет Катерини Абази (?). Брістольський картон, акварель (22,5 × 18,1). [Пб.]. 1837.
Зліва олівцем дата і підпис автора: 1837 || Шевченко. На звороті олівцем рукою І. Айзенштока на підставі свідчень колишніх власників портрета зроблено напис: Екатерина Абаза урожд. Нахимова.
Твір був придбаний Інститутом Тараса Шевченка в Харкові у 1929 р. як портрет невідомої жінки. Під прізвищем Абази вперше експонувався в Галереї картин Т. Г. Шевченка (Харків, 1934); до цього ж часу належить і напис на звороті.
В повісті «Близнецы» Шевченко згадує власника хутора на Переяславщині Абазу

128. Портрет невідомої в бузковій сукні. Папір, акварель (28,3 × 21,7). .
Справа вгорі чорнилом позначено: № 68.
За характером виконання портрет близький до «Портрета невідомої в коричневому вбранні», датованого 1845 р. і портретів членів родини Катериничів, датованих 1846 р.
В ж. «Зеркало» (1911, № 9, стор. 4) цей портрет репродуковано з зображенням пейзажного фону, чого немає в репродукованому тут оригіналі.

Папір, акварель (26,5 X 9,5). [Оренбург]. .
На звороті тією ж рукою, що й інвентарний номер, олівцем зроблено напис: Шевченко 1814-1861. Портрет А. Є. Усковой.
В 1911 р. цей твір експонувався на шевченківській виставці в Нижньому Новгороді як портрет Розанової ("Нижегородский листок", 21.III 1911). Під цією ж назвою в 1924 р. він надійшов до Горьковського художнього музею від художника В. А. Лікіна.
Тоді ж з"явився напис про те, що це портрет А. О. Ускової.
В 1958 р. твір був опублікований як портрет А. О. Ускової (В. К о с я н, Малоизвестный портрет работы Шевченко, "Т. Г. Шевченко в Нижнем Новгороде", Горький, 1958, стор. 203-206).
Однак достатніх підстав для твердження, що це портрет Ускової, немає. Певна подібність з відомими портретами Ускової може пояснюватись особливостями творчої манери художника. Більше підстав має свідчення власників, які експонували його як портрет О. О. Розанової. Під час перебування в Оренбурзі Шевченко, безсумнівно, міг бути знайомим з сім"єю Розанових і виконати портрет Олександри Олексіївни Розанової - молодої дівчини, яка в 1848 р. закінчила Неплюївське дівоче училище. О. М. Розанов - протоієрей оренбурзького Преображенського собору - був кореспондентом Російського географічного товариства і у зв"язку з цим, напевно, зустрічався з учасниками Аральської експедиції після повернення їх з плавання. Син О. М. Розанова був художником і 1849 р. вступив до Петербурзької Академії художеств (Державний архів Оренбурзької обл., ф. 173, оп. 9, од. зб. 257). Однак для остаточного визначення портретованої особи необхідні дальші дослідження.

І широкую долину,
І високую могилу,
І вечернюю годину,
І що снилось-говорилось,
Не забуду я.

Та що з того? Не побрались,
Розійшлися, мов не знались.
А тим часом дорогії
Літа тії молодії
Марне пронеслись.

Помарніли ми обоє -
Я в неволі, ти вдовою,
Не живем, а тілько ходим
Та згадуєм тії годи,
Як жили колись.

49. Тонований папір, акварель (27,9 X Х22). [Оренбург]. .
О. С. Бларамберг - дружина підполковника І. Ф. Бларамберга, квартирмей-стра військ в Оренбурзькому краї. Датується часом перебування Шевченка в Оренбурзі після повернення з Аральської експедиції.

Тонований папір, італійський олівець (27,5X17,8). [Новопетровське укріплення]. .
На звороті посередині напис олівцем: Екатерина Агафангелловна Бажанова. Работа Тараса Григорьевича Шевченко въ форте Александровскомъ (бывш. Ново-Пет-ровске) на Мангишлаке въ 1854 г., въ бытность Николая Ефремовича Бажанова плацъ-адъютантомъ Ново-Петровска.

Зацвіла в долині
Червона калина,
Ніби засміялась
Дівчина-дитина.
Любо, любо стало,
Пташечка зраділа
І защебетала.
Почула дівчина
І в білій свитині
З біленької хати
Вийшла погуляти
У гай на долину.
І вийшов до неї
З зеленого гаю
Козак молоденький;
Цілує, вітає,
І йдуть по долині,
І йдучи співають.
Як діточок двоє,
Під тую калину
Прийшли, посідали
І поцілувались.

44. Портрет М.В.Максимович
Тонований папір, італійський олі вець, крейда (34 X 26,5). [Прохорівка]. 22.VI 1859.
Справа внизу крейдою дата і підпис автора: 1859\\Т. Шевченко\\22 іюня. М. В. Максимович - дружина Шевченкового знайомого М. О. Максимовича (див. примітку до № 43). В щоденнику Шевченко називає її "милая очаровательная землячка"

110. Портрет невідомої в коричневому вбранні

Брістольський папір, акварель (28,3X22,3). 1845.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1845. Т. Шевченко.
У списку Честахівського до цього портрета, зареєстрованого під № 59, та до портретів під № 57, 58 і 61 зроблена приписка про те, що виконав їх Шевченко у Києві до заслання і що протягом 10 років вони були у III відділі

13. Портрет дівчини з собакою. Брістольський картон, акварель (24,6 × 19,4). [Пб.]. 1838.
Зліва внизу олівцем дата і підпис автора: 1838 || Шевченко.
За свідченням колишнього власника цього твору В. Бацманова, це портрет дочки лейб-медика Федорова («Образотворче мистецтво», К., 1940, № 2, стор. 25).

А я так мало, небагато
Благав у бога.
Тілько хату,
Одну хатиночку в гаю,
Та дві тополі коло неї,
Та безталанную мою,
Мою Оксаночку? щоб з нею
Удвох дивитися з гори
На Дніпр широкий, на яри,
Та на лани золотополі,
Та на високії могили;
Дивитись, думати, гадать:
Коли-то їх понасипали?
Кого там люде поховали?
І вдвох тихенько заспівать
Ту думу сумную, днедавну,
Про лицаря того гетьмана,
Що на огні ляхи спекли.
А потім би з гори зійшли;
Понад Дніпром у темнім гаї
Гуляли б, поки не смеркає,
Поки мир божий не засне,
Поки з вечерньою зорьою
Не зійде місяць над горою,
Туман на лан не прожене.
Ми б подивились, помолились
І, розмовляючи, пішли б
Вечеряти в свою хатину.

Портрет Ликери Полусмакової

Тонований папір, італійський олівець (34 X 23,3). [Пб.]. [Літо 1860]. На звороті малюнка вгорі чорнилом рукою Б. Мікешина напис: Симъ свидетельствую, что этотъ рисунокъ рисованъ поэтомъ Шевченкомъ и подаренъ моему отцу Академику М. Микешину въ бытность его въ Академии художествъ вместе съ Шевченко. 17 сентября 1900 г. С.-Петербург. Б. Микешин.
Портрет датується часом знайомства Шевченка з Ликерою. Це знайомство відбулося влітку 1860 р. на дачі Н. М. Забіли-Білозерської в Стрєльні під Петербургом, де Карташевські залишили Ликеру на час свого від"їзду за кордон. Про це пише дочка Н. М. Забіли-Білозерської -Н. М. Кибальчич: "Родные мои летом жили на даче в Стрельне с Лукерьей" (Н. М. Кибальчич, Воспоминание о Шевченко, "Киевская старина", 1890, кн. II, стор. 177). З листа Шевченка до Н. М. Забіли-Білозерської від 18 вересня 1860 р. видно, що дружні відносини між Шевченком і Ликерою на той час уже порвалися (див. т. VI, стор. 219).
Напис на звороті портрета підтверджує, що це є той самий малюнок, про який писав М. Й. Мікешин у своїх спогадах. "Он [Шевченко]... хотел изорвать очень мило набросанный им портрет своей неверной "любы"; но я портрет этот у него отнял и храню его доселе" ("Кобзарь з додатком споминок про Шевченка Костомарова и Микешина", Прага, 1876, стор. XXII).
1930 р. експонувався на шевченківській виставці в Харкові.

20. Жінка в ліжку. Папір, акварель (23,1 × 19,1). [Пб.]. .
Справа внизу аквареллю підпис Шевченка: Чевченко.
Датується за зіставленням манери письма в акварелях 1839 - 1840 pp

59. Натурщица
Одалиска

Папір, офорт 23 X 22,5; 31 X 27,4; (43,7 X 34,1). [Пб.]. 1860.
Справа внизу на зображенні травленим штрихом авторський підпис і дата: Т. Шевченко. 1860.
Ескізи до цього офорта див. № 119, 120.
В літературі зустрічається під назвами: "Одаліска" ("Киевская старина", 1899, кн. X, стор. 184-185), "Спящая одалиска, почти совсем нагая" (Д. Ровинский, Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв., СПБ, 1895, т. II, стор. 1177, № 23), "Спляча жінка" (О. Новицький, Тарас Шевченко як маляр, Львів- Москва, 1914, стор. 80, № 26).

Вітер в гаї не гуляє -
Вночі спочиває;
Прокинеться - тихесенько
В осоки питає:
«Хто се, хто се по сім боці
Чеше косу? хто се?..
Хто се, хто се по тім боці
Рве на собі коси?..
Хто се, хто се?» - тихесенько
Спитає-повіє
Та й задріма, поки неба
Край зачервоніє.

37. Русалки

Папір, сепія, білило (30,3 X 45,4). [Пб.]. [Н. р. III 1859].
На звороті внизу чорнилом напис: "Русалки на Днепре". рисунокъ Т. Г. Шевченка, перешелъ отъ Петра Аркадьевича Кочубея къ Петру Никитичу и отъ него ко мне проф. Адріану Прахову.\\1898 г. апрель 25\\С.П.Б.
Підставою для датування є спогади М. Білозерського про початок роботи Шевченка над цим малюнком: "Около половины марта 1859 г. Кочубей заказал Шевченку написать четыре картины масляными красками, за что назначил 4 т. руб. сер. Помню два сюжета для этих картин: один - "Як русалки місяць ловлять", а другой про Сомка Мушкета" (Н. Белозерский, Тарас Григорьевич Шевченко по воспоминаниям разных лиц (1831 -1861), "Киевская старина", К., 1882, кн. X, стор. 74). 12 квітня 1860 р. Шевченко в листі до М. Я. Макарова згадував про цей малюнок: "Попросіть у Петра Аркадьевича [Кочубея] до осени мой рисунок "Русалки". Я хочу дещо поправить і выгравировать к выставке. Если можно, то подателю сего и вручите рисунок..."

З літературних джерел відомо, що цей малюнок, виконаний за замовленням П. А. Кочубея, і є нібито ескізом до нездійснених Шевченком розписів стін і плафону в будинку замовця.
Натурщиками для композиції "Русалки" були О. Соколенке (див. примітку до № 157) та Б. Г.
Суханов-Подколзін (див. Б. Суханов-Подколзин, Воспоминание о Т. Г. Шевченко его случайного ученика, М. Г. Б у р а ч е к, Великий народний художник, Харків, 1939, стор. 44).
Малюнок зустрічається також під назвою "Дніпрові русалки" ("Пчела", 1876, № 16).
З цього малюнка відома гравюра Шаблера (див. "Пчела", 1876. Приложение к № 16).
В статті Є. Середи "Основні хронологічні дати життя і творчості Т. Г. Шевченка" ("Літературна критика", 1939, № 2-3, стор. 204) невірно зазначено, що малюнок є копією з роботи К. Брюллова, а також помилково зараховано його до гравюр, поданих до Ради Академії художеств на здобуття звання академіка.

30. Сама собі у своїй господі
Папір, сепія (26,5X35,8). [Пб.]. [Н. p. 21.V] 1858.
Справа внизу дата і підпис автора: 1858 \\Т . Шевченко. На звороті зліва внизу чорнилом напис: Михайли Матвиивичу Лазаревскому Большая Морская Домъ Графа Уварова, що є адресою квартири М. Лазаревського, у якого проживав Шевченко, повернувшись із заслання.
Наявність адреси Лазаревського на звороті малюнка дає підставу вважати, що він виконаний після того, як Шевченко залишив квартиру Лазаревського, тобто не раніше 21.V 1858 р. Це і є підставою для уточнення дати.
Назва встановлена на підставі авторського підпису під однойменним офортом

В літературі відомий під назвами: "Сама собі господиня в хаті" (В. Г., Картины, рисунки и офорты Шевченка, "Киевская старина", К., 1888, кн. VI, стор. 83), "Блудниця" ("Каталог малярської творчості Т. Г. Шевченка, експонованої в Галереї", X., 1934, стор. 34), "Спящая женщина" (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, "Литературное наследство", М., 1935, № 19-20, стор. 461).

Над Дніпровою сагою
Стоїть явор меж лозою,
Меж лозою з ялиною,
З червоною калиною.

Дніпро берег риє-риє,
Яворові корінь миє.
Стоїть старий, похилився,
Мов козак той зажурився.

Що без долі, без родини
Та без вірної дружини,
І дружини, і надії
В самотині посивіє!

Явор каже: «Похилюся
Та в Дніпрові скупаюся».
Козак каже: «Погуляю
Та любую пошукаю».

А калина з ялиною
Та гнучкою лозиною,
Мов дівчаточка, із гаю
Виходжаючи, співають;

Повбирані, заквітчані
Та з таланом заручені,
Думки-гадоньки не мають,
В"ються-гнуться та співають.

74. В гаремі. Брістольський папір, акварель (24,7 × 20). 1843.
Внизу зліва червоною фарбою дата і підпис автора: 1843. Т. Шевченко. На звороті чорнилом напис: В гаремі.
У ленінградському виданні повісті Т. Г. Шевченка «Художник» вміщено репродукцію цієї акварелі з помилковим визначенням: «Копия с карт. К. П. Брюллова. /29/ 1841 - 1843 гг. Масло» (Т. Г. Шевченко, Художник, Л., 1939, між стор. 96 і 97).

32. Циганка-ворожка. Папір, акварель (26,5 × 20,7). [Пб.]. [Н. п. IX] 1841.
Справа внизу аквареллю дата і підпис автора: 1841. Шевченко.
Внизу на паспарту витиснено бронзованими буквами: Т. Schevchenko.
26 вересня 1841 р. рада Академії художеств втретє нагородила срібною медаллю другого ступеня «За успехи в художестве, доказанные представленными работами по живописи исторической и портретной» Тараса Шевченка за картину, изо-/17/бражающую цыганку...» («Т. Г. Шевченко в документах і матеріалах», К., 1950. стор. 71, № 16).
В 1841 p. ця картина була на академічній виставці в Петербурзі, про що згадує в листі до Шевченка Г. Ф. Квітка-Основ’яненко: «...читав у Литературной газете, що ваша дівчина, що через тин ворожила у циганки, продалась, та й зрадовався, бо я так і надіявся» (лист від 22 листопада 1841 p., «Киевская старина», К., 1900, сентябрь, стор. 298).
В. Толбін зазначає, що картину Шевченка, яку він називає «Цыганенок», придбав з виставки тодішній комендант Петропавловської кріпості І. М. Скобелєв.
Оцінка робіт Шевченка, представлених на річній академічній виставці 1841 p., дана Ромуальдом Подбереським («Tygodnik Petersburski», СПб., 1842, № 36).
В літературі зустрічається під назвами «Цыганенок» (В. В. Толбин, Ученики Брюллова, «Иллюстрация», 1861, № 180, стор. 75), «Цыганка» (А. Я. Конисский, Жизнь украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко, Одесса, 1898, стор. 169 та ін.), «Циганка, що ворожить руській дівчині» (В. Щурат, З життя і творчості Шевченка, Львів, 1914, стор. 8), «Цыганка, гадающая малороссиянке» (И. Айзеншток, Судьба литературного наследства Т. Г. Шевченко, «Литературное наследство», М., 1935, № 19 - 20, стор. 429), «Циганка гадає дівчині» (М. Г. Бурачек, Великий народний художник, Х., 1939, стор. 16 та ін.) та «Девушка гадает у цыганки» (І. Балясний, «Живописная Украина», Альманах Шевченкові, Одеса, 1940, стор. 162).

Ой стрічечка до стрічечки,
Мережаю три ніченьки,
Мережаю, вишиваю,
У неділю погуляю.
Ой плахотка-червчаточка
Дивуйтеся, дівчаточка,
Дивуйтеся, парубки,
Запорозькі козаки.

Ой дивуйтесь, лицяйтеся,
А з іншими вінчайтеся,
Подавані рушники...
Отаке-то, козаки!

40. Мангишлацький сад

Кольоровий папір, акварель (18,7X27,3). [Літо 1854]. Справа внизу червоною фарбою позначено: Z, трохи нижче олівцем напис: Ново-Петровскъ 54 Шевченко.

9 марта 1814 года в Звенигородском уезде (Киевская губерния), в маленьком селе Моринцы родился Тарас Григорьевич Шевченко. Родители его были крепостными крестьянами у П. В. Энгельгардта, местного помещика. Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала в другое село - Кирилловку, где и прошло детство Тараса. В 1823 году умерла его мать, а отец, Григорий Иванович Шевченко, женился на вдове с тремя детьми. Мачеха относилась к пасынку сурово и практически не занималась его воспитанием. Единственной отдушиной в жизни мальчика была дружба с его старшей сестрой Екатериной, которой он поверял все свои детские тайны. Но судьба не баловала Тараса нигде - любимая сестра вышла замуж, а в 1825 году скончался его отец.

Мальчик оказался не просто брошенным, а выброшенным в тяжелую жизнь, превратившись в беспризорного ребенка. Вначале он прибился к дьячку-учителю, потом жил у соседей-художников (тогда их величали «маляры») и именно у них перенял элементарные приемы рисования. Некоторое время Тарас пас овец, служил погонычем. В школе у дьячка он выучился грамоте. Когда мальчику исполнилось шестнадцать, он приглянулся управляющему поместьем Энгельгардта и был определен поваренком на кухню, а позже переведен в казачки. Как ни удивительно, но Тарас всегда находил время для занятий живописью, что было замечено самим помещиком. Энгельгардт отдал его в обучение Яну Рустему, преподавателю университета Вильны.

В Вильне Шевченко прожил полтора года, а когда помещик отправился в Петербург в 1831 году, то взял способного парня с собой, рассчитывая сделать из него собственного живописца. С 1832 года Тарас обучался у известного цехового мастера живописных дел В. Ширяева. В 1836 году во время срисовывания статуй Летнего сада Шевченко встретился со своим земляком И. М. Сошенко. Этот художник, посоветовавшись с друзьями, свел Тараса с В. И. Григоровичем, конференц-секретарем Академии художеств и познакомил с художниками К. Брюлловым, А. Венециановым и поэтом В. Жуковским. Они сразу увидели в юноше недюжинный талант и приложили все усилия, для того чтобы выкупить крепостного, сделать его свободным. Но Энгельгардта уговорить было нелегко. Не имело смысла аппелировать к гуманизму помещика, а ходатайство столь прославленного академика и живописца, как Карл Брюллов, лишь убедило помещика, что его крепостной чрезвычайно дорого стоит. Брюллов среди друзей назвал Энгельгардта «самой крупной свиньей» из всех, ему известных. Он же попросил Сошенко встретиться с помещиком и обговорить цену выкупа. Сошенко, в свою очередь, решил перепоручить столь щекотливое дело профессору Венецианову, рассчитывая на то, что близость профессора к императорскому двору сыграет свою роль. Но и это не помогло.

Шевченко был очень тронут и обнадежен заботой о нем таких уважаемых людей, но переговоры о выкупе затянулись так надолго, что повергли Тараса в уныние. Нервы юноши не выдержали, и в разговоре с художником Сошенко он так разошелся, что пообещал жестоко отомстить своему хозяину. Не на шутку встревоженный Сошенко предложил друзьям Тараса ускорить дело, и Энгельгардту назвали сумму, совершенно невообразимую по тем временам для выкупа крепостной души. Чтобы добыть денег, Жуковский сговорился с помещиком и обратился к Брюллову с предложением нарисовать портрет, а затем, организовав лотерею, картину продать. Брюллов согласился немедленно и написал портрет в кратчайшие сроки. Лотерею организовали при помощи графа Виельгорского, и картина ушла за две с половиной тысячи рублей. 22 апреля 1838 года Тарас Шевченко стал свободным человеком. Он до самой смерти не забыл о том благодеянии, что совершили для него друзья. Жуковскому он посвятил одно из крупнейших своих произведений «Катерина», не остался в долгу и перед остальными.

В том же 1838 году Шевченко начинает обучение в Петербургской Академии художеств, где его наставником и другом стал художник Карл Брюллов. Тарас Григорьевич назовет лучшими в своей жизни сороковые годы века. Именно в это время распустился яркий цветок его поэтического дарования. В 1840 году увидел свет сборник его стихов «Кобзарь», тепло принятый интеллигенцией Петербурга. «Гайдамаки», самое объемное поэтическое произведение Шевченко, было опубликовано в 1842 году. А в следующем, 1843 году, Шевченко получает диплом свободного художника и отправляется в путешествие по Украине. Во время этого путешествия он знакомится с удивительно доброй и умной женщиной - княжной В. Н. Репниной. Результатом поездок Тараса Шевченко по родной стране стали такие крупные произведения, как «Тополя», «Наймичка», « Перебендя», «Хусточка» и «Катерина».

Украина оценила поэзию Шевченко, и он стал желанным гостем в каждом доме, где говорили на украинском языке. В то же время большинство российских критиков во главе с Белинским осуждали узкую направленность национального творчества Шевченко и называли его поэзию «узким провинциализмом». Узнав об этом, Тарас Григорьевич заявил: «Пускай я буду мужицким поэтом, мне больше ничего и не нужно».

В 1946 году в Киеве Шевченко сближается с Н. И. Костомаровым и живо интересуется делами создающегося Кирилло-Мефодиевского общества. В общество, в основном, входили молодые люди, которым были близки проблемы развития славянских народностей, в том числе и украинской. Почти всех участников арестовали и предъявили обвинения в организации политического тайного общества. Наказание они получили разное, но Шевченко пострадал больше всех. За написание нелегальных стихотворений он был забран в армию и отправлен в Оренбургский край рядовым. При этом ему запретили рисовать и что-либо писать. Особо печальную роль в судьбе Шевченко сыграла его эпиграмма «Сон», написанная на императрицу. Третье отделение предоставило императору Николаю экземпляр поэмы, и, если верить свидетельству Белинского, читая ее, государь хохотал - но, дойдя до строк, посвященных его жене, рассвирепел.

Поначалу Шевченко определили в Орскую крепость. Вся окружающая действительность угнетала поэта своей плоскостью и скучностью, и даже горы не делали Киргизскую степь более живописной. И все же особенно удручал Тараса Григорьевича запрет на рисование и писание стихов. Хорошо еще, что было разрешено писать письма. Шевченко переписывался с Жуковским и даже обратился к незнакомому ему лично Гоголю, надеясь на его симпатии к Украине. Жуковского Шевченко в письмах просил лишь об одном: испросить у императора милость - возможность рисовать. Но Николай I в этом вопросе оказался непреклонен - не помогли даже ходатайства графов А. Толстого и Гудовича. Не помогли и уверения Шевченко в письме к генералу Дубельту, начальнику Третьего отделения о том, что кисть его не грешна ни в каких смыслах, в том числе и в политическом.

Но окружающие офицеры относились к поэту с пониманием. Особенно гуманное отношение проявлялось лейтенантом Бутаковым и генералом Обручевым. Последний назначил Шевченко в экспедицию для изучения Аральского моря (1848 - 1849 годы), что дало мятущейся душе поэта некоторое утешение. Была попытка использовать Шевченко во время экспедиции как художника - ему поручили зарисовывать Аральское побережье и местных жителей. Но это дошло до Петербурга, и лейтенант Бутаков с генералом Обручевым получили выговоры, а Шевченко сослали еще дальше - в Новопетровское, повторив строжайший запрет на рисование.

В Новопетровском Шевченко прожил почти семь лет (октябрь 1850 - август 1857), и до самого освобождения ему не давали ни краски, ни кисти, ни карандаши. Но в чем-то он умудрялся хитрить - запрет на рисование обошел, занимаясь лепкой, и даже попытался освоить фотографию, но реактивы и пластинки, не говоря уже о самом аппарате, стоили чрезвычайно дорого. Во время ссылки в Новопетровском он обрел и новых друзей среди ссыльных поляков. В основном, он общался с Э. Желиховским, Бр. Залесским и З. Сераковским. Долгие беседы с этими образованными людьми подвигли Шевченко к осознанию идеи о «слиянии в одно целое единоплеменных братьев». Нарушая высочайший запрет, Шевченко тайком пишет в ссылке повести на русском языке. «Близнецы», «Художник», «Княгиня» - эти произведения содержат множество подробностей автобиографического толка. Но изданы повести были много позже.

Неизвестно, сколько бы еще лет провел в ссылке Шевченко, но ходатайства уважаемых императором людей все же сделали свое дело. Особой настойчивостью в деле освобождения Шевченко отличались вице-президент Академии художеств граф Ф. П. Толстой и его супруга графиня А. И. Толстая. Шевченко был освобожден в 1857 году, 2 августа, и выехал из места ссылки. По дороге он две недели прожил в Астрахани, а затем надолго задержался в Нижнем Новгороде, потому что не мог проживать в столичных городах. Во время пребывания в Нижнем Новгороде Тарас Григорьевич был покорен красотой юной актрисы Пиуновой и, несмотря на значительную разницу в возрасте, решил жениться на ней. Но это сватовство не принесло поэту радости - ему было отказано.

Разрешение на въезд в Москву Шевченко получил лишь в марте 1858 года. В Москве он задержался из-за пошатнувшегося здоровья, хотя общение с друзьями и давними знакомыми внесло в его жизнь некоторое разнообразие. В его честь Максимович устроил вечер, на котором поэт увиделся с Аксаковыми, княжной Репниной, Шепкиным. Как только здоровье поправилось, Тарас Григорьевич по железной дороге отправился в Петербург. Свидания с друзьями в столице вновь закружили его, но достаточно быстро он начал работать над изданием произведений, созданных в Новопетровском. В это же время он заинтересовался гравированием. Большинство друзей отметило тогда пристрастие поэта к спиртным напиткам, возникшее, по-видимому, во времена ссылки.

Летом 1859 года Шевченко отправляется на родину - он не был там более десятилетия. Появляется мысль приобрести землю на берегу Днепра, и он даже выбирает подходящий участок, но во время переговоров о покупке Тарас Григорьевич ухитрился чем-то задеть честь шляхтича Козловского. Козловский быстро настрочил донос, в результате которого Шевченко был арестован и отправлен в Киев. По счастью, генерал-губернатор, князь Васильчиков, приказал прекратить «пустое дело» и дал разрешение Шевченко проживать в Киеве - правда, под надзором жандармерии.

После ссылки Шевченко писал мало. В основном его интересы сосредоточились на гравировании и попытках жениться… Но если в первом случае он преуспел, то во втором постоянно получал отказы. Лишь с молодой крепостной девушкой Лукерьей Полусмаковой отношения, казалось бы, сложились весьма положительным образом, и она даже приняла предложение, но и здесь Шевченко ждало разочарование - они расстались. Что послужило этому причиной, осталось тайной.

В 1860 году, в декабре, состояние Шевченко ухудшилось. Доктор Барии, который лечил его, поставил диагноз - водянка, но скрыл правду от своего пациента. Он пытался отговорить Тараса Григорьевича от злоупотребления спиртными напитками, но успеха, видимо, не имел. Зимой 1961 года поэт с трудом передвигался по комнате, а лестница для него стала непреодолимой преградой. Но смертельно больной Шевченко постоянно мечтает о поездке на родную Украину, свято веря, что это может спасти его от любых напастей.

Друзья утверждают, что Шевченко, как манны небесной, ожидал царского манифеста об отмене крепостного права. 19 февраля, когда должен был быть объявлен манифест, пришлось на масленицу, и подписание отложили из-за боязни народных волнений. Когда же манифест объявили, Тараса Григорьевича уже не было в живых. Свой последний день рождения поэт провел в ужасных мучениях. На следующий день он нашел в себе силы, для того чтобы спуститься в мастерскую, но там упал и сразу же умер.

Похоронили его в Петербурге, но его друзья, следуя последней воле поэта, в апреле отвезли его прах на Украину. Тарас Григорьевич Шевченко покоится на берегу Днепра, на высоком холме неподалеку от города Канева. Лишь смерть навсегда связала великого украинского поэта с горячо любимым им Днепром.

Несмотря на свою популярность в советские времена, «Кобзарь» остаётся одним из национальных героев и для современной «декоммунизированной» Украины. Эксперты утверждают, что Шевченко уже давно стал мифом, и поэтому украинские учёные стараются не акцентировать внимание общественности на его личной жизни и качестве его произведений. О крутых поворотах в жизни крепостного, ставшего национальной легендой Украины, - в материале RT.

4 мая 1838 года, благодаря стараниям художников, поэтов и российской императорской семьи обрёл личную свободу молодой крепостной, которому впоследствии было суждено стать одним из символов украинской нации - Тарас Шевченко.

Отблагодарил своих освободителей бывший крепостной оригинально: о царской семье написал пасквиль и призвал утопить её в крови, а у хлопотавшего о нем друга-художника Ивана Сошенко соблазнил невесту. Несмотря на специфические личные качества и экстравагантное поведение, Шевченко долгие годы благополучно издавался в Санкт-Петербурге и уже при своей жизни стал чрезвычайно популярен, а после смерти и вовсе превратился в «икону» украинства.

«Я пас ягнята за селом»

Будущий поэт родился в 1814 году в селе Моринцы, под Звенигородом, в семье крепостного крестьянина Григория Шевченко , принадлежавшего племяннику Григория Потемкина - Василию Энгельгардту. Согласно семейной легенде, предки Шевченко были казаками. Когда Тарасу исполнилось два года, его родители переехали в село Кирилловка. В 1823 году умерла мать, а в 1825-ом - отец юного Тараса. Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать себе на пропитание. Он пас овец, прислуживал дьячку-учителю и дьячкам-малярам, выучившись при этом грамоте и основам рисования. Об этом периоде в своей жизни поэт писал: «Мені тринадцятий минало. Я пас ягнята за селом».

В 1829 году Шевченко стал личным слугой Павла Энгельгардта - сына графа Василия Энгельгардта, вместе с которым переехал жить в Вильно, а затем в Санкт-Петербург. Заметив у своего слуги способность к рисованию, полковник Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и стал отдавать его в подмастерья художникам.

В 1836 году, рисуя в Летнем саду, Шевченко случайно познакомился с художником Иваном Сошенко. Тот пожалел талантливого крепостного и решил принять участие в его судьбе, представив Тараса живописцу Карлу Брюллову , поэту Василию Жуковскому и другим известным людям искусства.

По свидетельствам современников, в это время Шевченко написал портрет генерала, обладавшего весьма непривлекательной внешностью. Военный, увидев, что художник не стал скрадывать его недостатки, картину выкупать отказался. Тогда Шевченко забрал портрет и отдал его в качестве вывески в парикмахерскую. Генерал узнал об этом, впал в ярость и обратился к Энгельгардту с предложением продать ему Тараса.

Шевченко такая перспектива испугала, и он попросил Брюллова помочь ему с освобождением. Брюллов обратился за помощью к Жуковскому, а тот, в свою очередь, - к жене Николая I Александре Федоровне.

В это время императрица как раз просила Брюллова написать портрет Жуковского. Было принято решение, что художник выполнит просьбу императрицы, и картину разыграют в лотерею между членами царской семьи. Так и произошло.

Императрица выделила на участие в розыгрыше портрета Жуковского 400 рублей, а её сын Александр и великая княгиня Елена Павловна - по 300. Еще 1400 рублей собрали гости. За эту колоссальную сумму (обычный крепостной стоил в первой половине XIX века от 100 до 200 рублей) и был выкуплен Шевченко, получивший, наконец, свободу.

Богемная жизнь

Став свободным человеком, Шевченко, по его собственным воспоминаниям, два месяца кутил, а затем стал учиться живописи уже на профессиональной основе. В 1843 году бывший крепостной получил степень свободного художника.

Стоит отметить, что молодой художник был весьма любвеобилен. На протяжении всей своей жизни он постоянно влюблялся, разочаровывался и снова влюблялся. Шевченко посвящал женщинам стихи и поэмы, писал их портреты и клялся в любви.

В 1838 году произошла одна некрасивая история между Тарасом и инициатором его освобождения Иваном Сошенко. Однажды в мастерской своего друга Шевченко увидел молодую натурщицу-немку (а по некоторым данным - невесту художника) Амалию Клоберг. Девушка приходилась племянницей квартирным хозяевам Сошенко, и тот собирался на ней жениться. Шевченко же, живя у друга, соблазнил 15-летнюю Амалию, что рассорило друзей и вынудило Шевченко съехать из квартиры.

© spadok.org.ua // Амалия Клоберг

Параллельно с живописью Шевченко начал делать первые литературные пробы. В 1840 году друзья издали «Кобзарь» - сборник его стихов на малороссийском наречии. В 1842-ом он написал поэму «Гайдамаки», наполненную натуралистичными описаниями сцен насилия, совершаемых крестьянскими и казацкими повстанцами в ХVIII веке.

В 1840-е Шевченко много путешествовал по Украине и работал художником в археографической комиссии при Киевском университете.

В 1846 году Тарас Шевченко сблизился с участниками так называемого Кирилло-Мефодиевского братства - тайной революционной организации, в состав которой входили филолог Пантелеймон Кулиш, историк Николай Костомаров , журналист Василий Белозерский и другие радикально настроенные представители малороссийской интеллигенции.

Политические взгляды Шевченко в «кирилло-мефодиевский период» его жизни оцениваются историками неоднозначно. Если советскими учеными делался акцент на социалистических мотивах в политических воззрениях Шевченко, то исследователи из числа представителей украинской диаспоры в США и Канаде, а также историки независимой Украины обычно представляют Шевченко и других «кирилломефодиевцев» националистами.

Украинский журналист Андрей Самарский, исследующий политическое наследие Шевченко, не склонен видеть в нём ни социалиста, ни националиста, усматривая в идеях поэта стремление к справедливости, местечковый патриотизм и казацкий романтизм.

Достаточно жесткие оценки идеологическим исканиям Шевченко дает известный украинский политолог Ростислав Ищенко . «Он не был социалистом. Просто Шевченко, подобно многим другим людям, хотел иметь больше, чем у него было, жить лучше. Попав крепостным холопом в Санкт-Петербург, он ходил по его улицам и завидовал окружающим. Вот эта зависть, вызванная ощущением социальной неполноценности, которую иногда пытаются выдавать за социалистические взгляды, и стала важным мотивом во многих его делах», - считает эксперт.

В 1847 году один из студентов, случайно попавший на заседание Кирилло-Мефодиевского братства, донёс о деятельности организации в правоохранительные органы , и она была разгромлена.

Шевченко к этому времени успел написать сатирическую поэму «Сон», в которой позволил себе личные оскорбительные выпады против царя, едко высмеял внешность царицы и высказался по поводу того, что всю императорскую семью неплохо было бы утопить в крови. Несмотря на это, Тарас не был приговорен ни к тюремному заключению, ни к каторге. Поэта отправили служить рядовым солдатом в Орскую крепость в Казахстане, еще и с правом выслужиться в офицеры - царь не воспринял всерьёз шевченковские вирши.

Национальный герой

По словам историков, служба Шевченко (сначала в Орской крепости, а затем - в Новопетровском) была не слишком обременительной.

Для командиров он был известным художником и поэтом из столицы, имеющим, к тому же, потенциальное право на офицерское звание. Поэтому относились к нему практически как к равному. Несмотря на то, что формально Шевченко было запрещено во время службы писать и рисовать, запрет этот постоянно нарушался. Кроме того, поэт регулярно участвовал в офицерских застольях, регулярно обедал у представителей командования дома, ходил на охоту, становился участником любовных интриг.

Однако военной карьеры Шевченко категорически не желал, и самим фактом пребывания в армии, да ещё и на далеких границах, тяготился.

В 1850-е годы он стал просить своих петербургских покровителей похлопотать о его увольнении. В 1857-ом, благодаря усилиям вице-президента Академии Художеств Федора Толстого , Шевченко был освобождён и вернулся в Санкт-Петербург, где продолжил литературную деятельность и разработал учебник «южнорусского» языка для детей.

В Санкт-Петербурге Шевченко пытался найти невесту и жениться, но в семейных делах так и не преуспел. Женщины неоднократно отвечали ему отказом, а крепостная служанка Лукерья, которой по просьбе Шевченко дали вольную его друзья, принимала от поэта дорогие подарки, а потом изменила ему с нанятым для неё же репетитором.

В 1861 году, в возрасте 47 лет, поэт умер. Причиной его смерти стала водянка, вызванная, по мнению некоторых историков, злоупотреблением алкоголем. Его похоронили в Санкт-Петербурге, однако затем, согласно завещанию, прах поэта перевезли на Украину, под Канев.

Национальная легенда как результат пропаганды

При жизни Тарас Шевченко был достаточно популярен - на фоне интереса российского общества к малороссийском тематике - однако критики, в частности, Виссарион Белинский, реагировали на него прохладно, видя в его поэзии узкий провинционализм.

«У Шевченко были средние стихи, средние картины, у него не было склонности к философии. Даже попытки использовать народный язык в литературных целях у других писателей и поэтов были более удачные - например, у Котляровского», - отметил Ростислав Ищенко.
«Тарас Шевченко способствовал становлению литературного украинского языка. Однако, когда мы говорим, что он украинский поэт, мы часто забываем о том, что он ещё и русский писатель. Вся его проза написана именно на русском языке. Более того, судя по дневнику и письмам, Шевченко на русском языке даже мыслил. Правда, проза Шевченко на русском языке - среднего уровня. Что же касается поэзии, то нужно понимать, с чем мы её сравниваем. Для украинской литературы своего времени это была вершина. Однако до произведений русской литературы тех же лет она всё же недотягивает», - подчеркнул в беседе с RT доктор филологических наук, академик Академии Российской словесности Александр Ужанков.

С началом революционных событий на Украине в 1917 году интерес к личности Шевченко резко вырос. Сначала популяризацией его творчества занялись в Украинской Народной Республике, затем, в рамках политики украинизации, - в Советском Союзе. За «революционные» мотивы в творчестве Шевченко ценил даже Владимир Ленин.

Украинский поэт стал одной из первых исторических личностей, удостоенных памятника в послереволюционной России - в 1918 году его скульптура была установлена на Трубной площади в Москве.

В советское время к 1985 году совокупный тираж только «Кобзарей» Шевченко составил свыше 8 млн экземпляров.

Сегодня названные в часть Шевченко улицы и площади есть практически в каждом населенном пункте Украины, ему установлено свыше тысячи памятников во всём мире.

© Wikimedia // Памятник Тарасу Шевченко в Москве

«Шевченко для Украины сегодня - икона и национальная легенда. Но это во многом результат пропаганды. Его в лицо все знают, но лишь немногие могут процитировать хотя бы два - три его стихотворения. Творчество Шевченко стараются даже не изучать слишком глубоко, чтобы не признавать, что оно не столь выдающееся, как это обычно принято говорить», - резюмировал Ищенко.