Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Лекции по "архитектуре кубани". Урок по кубановедению на тему "история кубани в архитектуре" Общественно сословный и архитектурный облик кубанских городов

Лекции по "архитектуре кубани". Урок по кубановедению на тему "история кубани в архитектуре" Общественно сословный и архитектурный облик кубанских городов

Памятники архитектуры Кубани - особый вид культурного наследия. На страницах сайта имеются адреса, описание и фото лучших памятников архитектуры Кубани.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Этот памятник истории находится рядом с пос. Лазаревское. В июле 1839 года несколько кораблей остановились около устья реки Псеузапсе. Ими были доставлены войска, материалы для строительства, чтобы возводить форт, продукты на два месяца. К ноябрю этого же года возвели укрепление, названное «форт Лазарева». Сначала у берега Черного моря их сооружали из дерева, а привозили в разобранном состоянии из Таганрога и Ростова. В 1840 году после боя это укрепление взяли убыхи и шапсуги.

    0 м до центра города

    На отвесном берегу Анапского мыса в 1955 году был установлен маяк, в последствии ставший местом встреч жителей и гостей города Анапа. Башня маяка включает в себя восемь граней с тремя чёрными горизонтальными полосами.43 метра над уровнем моря составляет высота центрального огня. 18,5 мили составляет дальность действия огня. Помимо красного группопроблескового огня маяк оснащён радиотехническими средствами: радиостанцией, автономным дизелем-генератором и радиомаяком.

    0 м до центра города

    Набережная является главной городской достопримечательностью. Это уникальное сооружение архитектуры самое длинное в мире. Ее протяженность составляет больше 10 км. Балюстрада на ней изящная, плавно огибает городскую бухту, а пицундские сосны, растущие пышно позволяют укрыться в тени от жаркого солнца, разнообразные клумбы цветов. С набережной можно любоваться морем. По вечерам и по ночам набережную освещает тысяча огней. В ресторанах звучит музыка, отдыхающие наслаждаются прохладным вечером.

    0 м до центра города

    Дача Хлудова была построена в 1896 году по проекту московского архитектора Л.Н. Кекушева. Здание представляло собой двухэтажное сооружение с хозяйственными постройками в виде сказочного терема в русском стиле. Спустя два года Василий Хлудов не жалея средств, основал парк с экзотическими растениями с разных уголков мира. Этот сад послужил основанием современному парку «Ривьера». Новой владелицей дачи Хлудова стала жена губернского секретаря Марья Золина в 1909 году. Через несколько лет,в период с 1920 по 1930 годы, в здании дачи располагалось Сочинское курортное управление.

    0 м до центра города

    В 1874 году похожее на маяк сделали в Сочи. Тогда в этот город приплывали пароходы Общества торговли и пароходства. Когда они прибывали в ночное время, то в простом фонаре зажигали огонь на возвышенности побережья. Когда море было неспокойно, из-за чего трудно было сообщаться с берегом – поджигали фальшфейеры красного цвета. Потом одним бизнесменом были предложены услуги для этого общества по постройке маяка. Предложение было решено принять, и на скалистом побережье в 1874 году на высоте 35 метров над морем стали строить маяк.

    0 м до центра города

    В 1951 году на Николаевском кораблестроительном заводе началось строительство одного из отечественных музеев на воде и одного из важных стратегических кораблей, крейсера «Михаил Кутузов». Этот объект имеет важное историческое значение в событиях, связанных с Черным морем. Также этот корабль является шедевром судостроения XX века.

    0 м до центра города

    Самый современный памятник в Краснодаре появился в Городском парке 26 сентября 2011 года в рамках международного проекта «Мир Добра». Памятник посвящен всем добросовестным гражданам, творящим добрые дела без всякой выгоды для себя, организаторы акции называют их ангелами добра. Такие памятники до Краснодара уже были установлены в 29 городах России. Теперь Краснодар имеет статус города, в котором царствуют гуманизм и добро.

    0 м до центра города

    Дворец был возведён в начале 20 века для случайного визита царя, если бы тот вдруг захотел посетить эту местность. Но император так и не разу не приехал сюда. Красную поляну часто навещали родственники царя. Они останавливались в этом дворце. Сооружение выстроено в английских традициях и состоит из трёх этажей. Особняк находится на склоне горы, откуда открывается поразительный вид на реку Мзымта и Кавказские горы.

    0 м до центра города

    Частью комплекса Новороссийского исторического музея-заповедника и частью комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» является памятник-ансамбль «Малая Земля», открытый в 1982 году. Аналогов этот памятник не имеет, что подчеркивает его уникальность. Особенным он считается благодаря наличию символических композиций, изображений, картин на памятнике, а также списка имен тех, кто участвовал в боях и погиб в битве за Новороссийск.

    0 м до центра города

    Адлерский маяк является самым старым маяком России, годом его «рождения» является 1898. Удивительно, но маяк до сих пор действующий – современные корабли также ориентируются на него. Еще одной особенностью маяка является то, что он считается самым южным объектом России. Высота маяка по нынешним меркам невелика – 11 метров. Расстояние луча, который посылает маяк в море – порядка 13 метров. Маяк способен передавать как световые, так и радиосигналы.

    0 м до центра города

    Мало кто удивится тому, что Центральная набережная Адлера стала наиболее популярным местом для прогулок среди туристов, приехавших в город отдохнуть. Потрясающий вид на Черное море и Кавказский хребет – именно то, что нужно для умиротворенного времяпрепровождения.

    Сравнительно небольшая протяженность (около 2 километров) не мешает набережной объединять 2 городских пляжа. Кроме активного отдыха днем, тут продуман вечерний досуг. Благо, улица освещена сотнями огней.

    0 м до центра города

    Какой же южный город не может не похвастаться своей набережной? К тому же, Анапе действительно есть чем хвастаться. Местные жители даже шутят, что если собираетесь выйти прогуляться по набережной, то надевайте очень удобную обувь, так как прогулка предстоит долгая. Сбоку от центральной дороги находятся множество сувенирных магазинчиков, ресторанов, кафе, магазинов. А с другой стороны променад украшен фонтанами, фонарями и цветниками. Но украшением этой достопримечательности считается фонтан под названием «Вода и камень», что на улице Крестьянской, а также часы из цветов.

    0 м до центра города

    В 1908 году археолог Николай Веселовский начал раскопку кургана прямо около Анапы и нашел старинный склеп. Аккуратно продолжив работу, ученым стало понятно, что ничего ценного здесь нет, так как здесь уже побывали вандалы, которые и разграбили захоронение. К счастью, арочные потолки и сами стены строения чудом сохранились в отличном состоянии. Героон был полностью реконструирован. Точнее, его полностью разобрали и перенесли прямо в центр Городского сада города Анапы. Но, в 1917 году склеп был сильно поврежден в результате действия революции.

    0 м до центра города

    Анапа – старый город, история которого сложна, интересна и неординарна. Некоторое время он находился под владением турецкого султана Абдулы Гамида. И если этот факт и упоминается во многих книгах, то из достопримечательностей об этом периоде напоминают только Русские ворота. Построены они были еще в 1783 году султаном для укрепления позиций турецкого владычества на этом побережье Крымского полуострова. Состояла она когда-то из семи мощных бастионов, окруженных рвом глубиной 4.5 метров. Все строение было дополнительно защищено каменной стеной высотой 8 метров.

    0 м до центра города

    Возле села Возрождение города Геленджик, расположены древние дольмены - сооружения, возраст которых более пяти тысяч лет. Они принадлежат эпохе бронзового века. Первое упоминание о подобных сооружениях датированы 1749 годом Петром Палласом. Академик открыл их в этих местах и и стал изучать необычные строения. Он отметил, что все рисунки на стенах сделаны очень символическим образом. Притом эти рисунки были сделаны примерно во время строительства. Дольмены были обнаружены в нескольких местах - на горе Нексис, у рек Жане и Пшада, а так же у посёлка Широкая щель.

    0 м до центра города

    Эта знаменитая достопримечательность г. Геленджик, находящаяся на Лермонтовском бульваре. Не смотря на то, что ему больше 100 лет, он работает по сей день. Его построил архитектор из Франции Франсуа де Тонде. Благодаря ему у маяка стала первоклассная для тех лет оптика. Он был сделан в 1875 году. Эта достопримечательность является старейшим из работающих маяков на Черном море. Это башня с четырьмя углами сделанная из камня, высотой 13 метров.

    0 м до центра города

Ландшафтно-топографические особенности равнинных и предгорных зон Кубани
Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России
Развитие систем расселения и самобытные черты в планировке населенных мест Кубани

Территориальный рост и формирование планировочной композиции населенных мест Кубани
Характер застройки городов и формирование пространственной среды населенных мест Кубани
Архитектурно-планировочные принципы сохранения и развития историко-культурного наследия Кубани

Работа содержит 10 файлов

2. Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России.doc

- 49.00 Кб (Скачать)

Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Архитектура Кубани и Краснодара. Храмовое строительство.» Гречишкина Т. В. МАОУ лицей пгт Афипский

В конце 18 века Россия воевала с Турцией за выход к берегам Чёрного моря. Активное участие в этой борьбе принимали казаки. За это царица Екатерина даровала им землю, на которой переселенцы стали возводить храмы.

Загадки 1. На молитву созывает, а сам в церкви не бывает… 2. Выше церкви ленточка… 3. Спиной к стене, а лицом к избе… 4. Тень, тень, потетень, выше города плетень… колокол крест икона церковь

Худое слово с языка Здесь не слетит, Светлеют лица, И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться. М. Просянников. Что составляет синтез храмового искусства? Росписи, фрески, иконы, церковная утварь, одежда священнослужи- телей, музыка, содержание священных книг

1 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал 2 3 4 5 6 Устройство Московского храма Христа Спасителя

Сравните с устройством Московского храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар Построен на территории Краснодарского краевого консультативно- диагностического центра. Два купола украшены звездами. 1 2 3 4 5 6

Александро – Невский собор первоначально был деревянным. В 1872 г. архитекторы Иван и Алексей Черники на месте войскового деревянного построили новый каменный. В годы советской власти он был разрушен. Восстановлен в 2006 г. В честь кого он назван? Был назван в честь новгородского князя Александра Невского, поднявшего русский народ в 1240 году на борьбу со шведами. Остаток жизни он провёл в церкви и впоследствии был канонизирован в святые. Белый храм в Краснодаре

Екатеринодарские соборы архитектора И. К. Мальгерба Свято- Троицкий храм. (1899-1910) Свято-Екатерининский храм (1900- 1914)

Храм святого пророка Илии(архитектор Н. Г. Петин) Ильинская Братская церковь (1892 -1907),построенная в память о безвременно умерших во время страшного поветрия холеры, налетевшего на Екатеринодар летом 1892 года.

Разрушение церквей на Кубани в 20-30 годы 20 столетия Немеет на плахе наш Белый собор, Снимите папахи, смотрите в упор. В.А.Домбровский. Советская власть пришла на Кубань весной 1920 года. Советы принимали решения о разрушении храмов. Было уничтожено и закрыто 164 прихода.

Свято- Троицкий собор, Выселковский район (1914 г.) Огонь от пылающих икон был выше здания. Жители станицы Новодонецкой на долгие годы остались без православного храма. Свято- Вознесенский храм, Динской район Собор чудом уцелел. В 1933 году было решено использовать его под зернохранилище.

Возрождение и строительство новых храмов – единственно верный путь, благословенный Господом. 21 век. Возврат духовных традиций происходит по всей Кубани. «Твори добро и забывай об этом»

Храм Рождества Христова Свято – Никольский 19 декабря 1997года произошла закладка Свято - Никольского храма в селе Белая Глина, который строится на пожертвования селян.

Задание: выполнить эскиз храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал

В конце урока вы должны ответить на вопросы: 1.Назовите знаменитых архитекторов Кубани конца19- начала 20 веков, принимавших участие в строительстве храмовых построек. 2. Какой стиль архитектуры они использовали? 3. Когда и почему были разрушены храмы на Кубани? 4. Как вы считаете, повлияло ли разрушение православных храмов на духовные ценности кубанцев? 5. Назовите действующие храмы Краснодара, построенные в конце 19 века.

Домашнее задание: Выполнить презентацию на тему: «Самый красивый храм моего посёлка»

Прихожане в храме- Храм Христа Спасителя в Москве- http://drevo.pravbeseda.ru/images/001/000001.jpg http://www.xpam-xpicta.ru/gal/ico/images/DSC04682.jpg Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0006512b.jpg Александро – Невский собор, г. Краснодар- http://kubanphoto.ru/photos/4323/91220.jpg Свято- Троицкий храм, г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0002532b.jpg Свято-Екатерининский храм, г.Краснодар - http://darkaterina.narod.ru/kat.jpg Храм Святого пророка Илии, г.Краснодар - http://krasnodarskiy-kray.ru/51.jpg Свято- Вознесенский храм, Динской район – фото из фильма Свято – Троицкий собор, Выселковский район - фото из фильма Свято – Никольский храм, село Белая Глина – авторское фото Храм Рождества Христова, г Краснодар- http://www.yuga.ru/media/hram_rozhdestva_b01.jpg


Для Екатеринодара изменения стали
возможны после выхода в свет
высочайшего указа от 1867 г., давшего
городу "общее во всей империи
городское устройство", право на
самоуправление и обращение всех
горожан в сословие мещан. Во второй
половине XIX - начале XX в.
наблюдается заметное приращение
городской территории - в три раза. В 70е годы в Екатеринодаре в среднем
возводится 100 построек в год, в 80-е 250, в 90-е -300, а в первое
десятилетие XX в. - 400 построек в год.

В пореформенное время в
кубанской архитектуре преобладает
СТИЛИ
АРХИТЕКТУРЫ
э к л е к т и з м, сочетавший
в себе элементы разных
архитектурно-художественных
направлений.
С 1907-1908 гг. в гражданское
строительство проникает
м о д е р н.
Наряду с эклектизмом и модерном
бытовал также
н е о р у с с к и й с т и л ь.
Здание художественного музея. Бывший дом инженера Б.Б. Шарданова, 1905 г.,
автор проекта Б.Б. Шарданов, угол ул. Красной, 13 и ул. Советской, 44.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIXначала XX вв. оставил
И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.),
с 1896 г.
занимавший должность городского архитектора.
По его проектам были
возведены:
- городской общественный банк,
Троицкая церковь (ул.
Свердлова, 67). Построена
по проекту архитектора И.
К. Мальгерба.
- Троицкая церковь (1899 г.),
- Екатерининский собор (1900 г.),
- трехэтажный дом Армянского
благотворительного общества
(1911 г.),
- четырехэтажное здание
коммерческого училища (1913 г.)
и др.
Екатерининский
семипрестольный собор
(ул. Коммунаров),
построен по проекту
архитектора И. К.
Мальгерба. Освящен в
1914 г.

Екатеринодарская контора Госбанка, 1902 г.
Екатеринодарская
контора Госбанка, 1902 г.,архитектор И.К. Мальгерб, реконструкция 1954 г.,
архитектор Е.В. Краснова.
Здание занимает Краевой художественный музей.

С 1905 г. должность
екатеринодарского городского
архитектора с успехом занимал
А. П. Косякин (1875-1919
гг.), выходец из семьи кубанского
казачьего офицера. Он стал
автором проектов многих
екатеринодарских зданий:
-Кубанского
Мариинского
института,
-почтамта,
- Кубанской
сельскохозяйственной
опытной станции.

Шифровальное училище (военный институт имени Штеменко) . Бывший
Кубанский Мариинский женский институт. Архитектор А.П. Косякин

Известным архитектором в начале XX века
являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.),
руководивший по договору с войсковой
администрацией постройкой Зимнего театра
в Екатеринодаре. Он также проектировал:
-Административное здание по ул.
Красной, 6, прошлом дом Ф. М.
Акулова. Построен в 1914-1915 гг.
- реконструировал гостиницу
"Центральную",
- проектировал и руководил постройкой в
1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч
и большого количества жилых и
торговых зданий

Водолечебница
имени С. Л.
Бабыч, архитектор
А.А. Козлов, 1916 г.
Здание Сбербанка. Бывшая
гостиница "Централь" братьев
Х.П. и К.П. Богарсуковых, 1910 г.,
архитектор А.А. Козлов, угол ул.
Гимназической, 65 и ул. Красной,
58.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся
В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала
должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора.
Ему принадлежат проекты таких зданий, как:
-Кубанская войсковая гимназия,
- летний театр,
- Николаевская церковь (1881-1883 гг.),
-Покровская церковь (1888 г.),
- Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.),
- женская гимназия (1886-1888 гг.),
- часовня над могилой черноморского атамана
Я. Ф.
Бурсака (1895 г.),
- епархиальное женское училище (1898-1901 гг.),
- здание Общества взаимного кредита,
- особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Здание Медицинской Академии. Бывшее Епархиальное училище, 1898-1901
гг., архитектор В.А. Филиппов, строители И.К. Мальгерб и И.Е. Многолет, ул.
Седина, 4.

В конце 19 века Екатеринодар готовился к приезду российского самодержца
- императора Александру III. В качестве подарка августейшей особе
екатиринодарские казаки и купечество общими силами и средствами выстроили
Триумфальные ворота для въезда императора в город.
Александровскую арку построили в 1888 году по проекту архитектора
В.А.Филиппова (1843-1907). В 1928 году по решению местных органов советской
власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи
препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно
ходили прямо под аркой.

Решение восстановить Александровскую триумфальную арку жители
Краснодара приняли в 2006 году. На строительство ушло 2 года. Чертежей
старой арки не сохранилось. Современным архитекторам пришлось
восстанавливать ее по фотографиям. В апреле 2008 года состоялось
торжественное открытие Триумфальной арки на улице Красной столицы
Кубани. Правда, сооружение стоит не на своем изначальном месте, так как
облик этого участка за сто лет изменился, и сейчас этот перекресток сильно
загружен транспортом. Рядом с аркой разбили сквер.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.)
принадлежат проекты:
- Ильинской церкви, (во имя Св. пророка Ильи; ул. Октябрьская, 149)
- Дворец творчества детей и юношества (ул. Красноармейская, 54). В
прошлом первая Екатеринодарская мужская гимназия.
Ильинская церковь (во имя Св. пророка Ильи; ул. Октябрьская, 149).
Построена по проекту архитектора Н. Г. Петина на добровольные
пожертвования горожан в знак избавления от эпидемии холеры 1892 г.

Здание музея им. Е.Д. Фелицына. Бывший дом купцов братьев Х.П. и
К.П. Богарсуковых, 1900-1901 гг., ул. Гимназическая, 67.

Здание библиотеки им.Пушкина. Бывшее здание Армянской школы
им. Б.В. Чарачева, 1907-1910 гг., архитекторы Н.М. Козо-Полянский,
Л.Ф. Эберг; реконструкция 1951-1956 г.г., архитектор А.Н. Ожиганов, ул.
Красная, 8.

К 80-м годам XIX века в
Екатеринодаре уже было сооружено
девять православных храмов, по одной
армяно-григорианской церкви, римскокатолическому молитвенному дому и
еврейской синагоге. В 1910 г. велось
строительство таких соборов, как
Семипрестольный храм во имя Св.
Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

В Екатеринодаре в 1897 г.
по проекту архитектора
В. А. Филиппова был
сооружен памятник
200-летию Кубанского
казачьего войска.
В 1907 г. в на Крепостной
площади (ныне сквер
между улицами Красной,
Красноармейской,
Постовой и Пушкина) по
проекту русского
архитектора и скульптора
М. О. Микешина было
завершено строительство
памятника
Екатерине II.

Народная архитектура

В дореволюционный период в жилой застройке населённых мест Кубани непрофессиональные постройки составляли подавляющее большинство.

В степной полосе преобладали турлучные, глинобитные, саманные хаты, в предгорных районах - деревянные дома, которые зачастую обмазывались глиной. Помимо турлучных, повсеместно в Черномории были распространены саманные постройки. Саман - это кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаного камыша (реже - соломы). Высушенные саманы использовались для кладки стен дома.

Основная масса жилищ на Кубани возводилась с глинобитным полом, под четырёхскатной камышовой или соломенной крышей. Зажиточные казаки крыли свои хаты тесом, с середины XIX в. - железом, к концу века - даже черепицей. Окна в хатах были небольшие, по типу бойниц.

Глинобитная хата черноморских казаков

Эклектика в архитектуре Кубани

Здания, решённые в приёмах эклектики, стали появляться с начала 70-х гг. XIX в. На тот момент эклектика занимала господствующее положение во всех крупных городах России.

Стилизаторское направление эклектики в архитектуре общественных зданий использовало в решении фасадов не только распространённые элементы архитектуры Ренессанса, барокко, «русского национального» стиля и классицизма, но и романские и готические мотивы. Так, в 1910 году по проекту А.А. Козлова было перестроено здание гостиницы «Центральной» (отел «Централь») на пересечении улиц Красной и Гимназической.

Одной из «визитных карточек» Краснодара является дом. Б.Б. Шарданова, построенный по его собственному проекту в 1905 году.

архитектура застройка кубань поселение

Кубанская эклектика характеризуется щедрым использованием кованых элементов в решении фасадов и малой этажностью зданий (последнее относится к архитектуре Кубани вообще). В дореволюционный период архитектурный облик Кубани практически всех населенных мест определялся именно эклектическими постройками, которых было большинство. Но в начале второго десятилетия XIX века главенствующее положение занял модерн.