Задачей данного урока является понять, чем разные ветви модернизма отличались друг от друга.
Основное содержание течения символизма - это попытка найти новые выражения языка, создание новой философии в литературе. Символисты считали напомнить, что мир не прост и понятен, а наполнен смыслом, глубину которого найти невозможно.
Акмеизм возник как способ стащить поэзию с небес символизма на землю. Преподаватель предлагает учащимся сравнить творчество символистов и акмеистов.
Основной темой следующего направления модернизма - футуризма - является желание разглядеть в современности будущее, обозначить разрыв между ними.
Все эти направления модернизма внесли в язык радикальные обновления, обозначали слом эпох, подчёркивали, что старая литература не может выразить дух современности.
Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.
Урок: Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм
Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.
Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.
Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.
Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.
В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.
Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.
Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.
Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.
Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.
Природа - строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат -
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!
Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.
Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.
Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.
Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй "общезначимых" символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).
Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной "героике" упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую "верность земле" (Ницше, Георге, Демель).
Новое модернистское течение, акмеизм , появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.
Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.
В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».
Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.
Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.
Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.
Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Акмеисты возвратили бытовые сцены.
Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.
В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.
Основные принципы акмеизма:
Отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;
Принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;
Возвращение слову первоначального значения;
Изображение человека с его истинными чувствами;
Поэтизация мира;
Включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.
Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом ()
Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.
Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.
В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.
Футуристы также придумывали новые слова.
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе - бег оленя.
У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.
Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.
В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.
В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.
В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.
В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира - беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.
Футуристы были увлечены политикой.
Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.
Список литературы
1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.
2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.
Таблицы и презентации
Литература в таблицах и схемах ().
Когда говорят о русской литературе конца XIX начала XX века, то в первую очередь вспоминают о трёх течениях, которые были самыми яркими: о символизме, акмеизме и футуризме. Объединяет их то, что они относились к модернизму. Модернистские течения возникли как противопоставление традиционному искусству, идеологи этих течений отрицали классическое наследие, противопоставляли свои направления реализму и провозглашали поиски новых способов изображения действительности. В этих поисках каждое из направлений шло своим путём.
Символисты считали своей целью искусство интуитивного постижения мирового единства через символы. Само название течения происходит от греческого Symbolon, что переводится как условный знак. Духовная жизнь не может быть осмыслена рациональным путём, только искусство может проникнуть в её сферу. Поэтому символисты понимали творческий процесс как подсознательное, интуитивное проникновение в тайные смыслы, которое под силу только художнику-творцу. И передать эти тайные смыслы можно не прямо, а только с помощью символа, потому что тайна бытия не может быть передана обычным словом.
Теоретической основой русского символизма принято считать статью Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В русском символизме обычно выделяют два этапа: творчество старших и младших символистов.
Символизм обогатил русскую литературу множеством художественных открытий. Поэтическое слово получило яркие смысловые оттенки, стало необычайно многозначным. «Младосимволисты» были убеждены в том, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт – «демиург», творец мира. Эта утопия не могла сбыться, поэтому в 1910-х годах наступил кризис символизма, распад его как системы.
Такое направление модернизма в литературе, как акмеизм, возникло в противовес символизму и провозгласило стремление к ясности взгляда на мир, который ценен сам по себе. Они декларировали возврат к изначальному слову, а не символический его смысл. Рождение акмеизма связывают с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», руководителями которого были Н. Гумилёв и С. Городецкий. А теоретической основой этого течения стала статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Название течения происходит от греческого слова acme – высшая степень, расцвет, вершина. По мнению теоретиков акмеизма, главная задача поэзии – поэтическое осмысление многообразного и яркого земного мира. Ее приверженцы придерживались определенных принципов:
Самыми значительными поэтами этого течения были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.
В переводе с латинского futurum означает будущее. Появление русского футуризма принято считать с 1910 г., когда был напечатан первый футуристический сборник «Садок Судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуристы мечтали о появлении сверхискусства, которое в корне изменит мир. Это авангардное течение отличалось категоричным отрицанием предшествующего и современного искусства, смелыми экспериментами в области формы, эпатажным поведением его представителей.
Футуризм, как и другие течения модернизма, был неоднороден и включал в себя несколько группировок, которые вели между собой яростную полемику.
Модернизм в русской литературе дал миру целую плеяду великих поэтов: А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака.
Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
В художественной культуре Нового времени формировался модернизм как отказ от традиционных методов художественного отображения мира.
Для модернизма (в переводе с франц. – современный, новейший) специфичны: разрыв с законами художественного творчества, традициями, реалистического искусства, утверждение непрерывного обновления художественных форм, забота о чистоте языка, господство инновационных схем.
Модернизм подготовлен двумя процессами развития культуры:
а) декадентством – бегством, неприятием реальной жизни, признание культа красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем.
б) авангардом – разрывом с наследием прошлого, созданием нечто нового, противоречащего традиционным художественным установкам.
Все течения модернизма – кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, кубизм и другие либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Это выразилось:
В изменении пространственных изображений и отказе от общепринятых закономерностей в искусстве;
В пересмотре мелодической, ритмической, гармонической организованности в музыке;
В появлении потока сознания, внутреннего монолога в литературе.
На практику модернизма влияли Шопенгауэр, Ницше, Лосский, Хайдеггер, З. Фрейд.
Направлением в культуре XX века проявил себя абстракционизм – это творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, связан с отказом от изображения форм реальной действительности. Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: стремлением к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Первое направление имело тесную художественную связь с экспрессионализмом, так как преследовало цель полностью освободить цвет от предметной реальности. Абстракционизм данного типа должен был акцентировать внимание на самостоятельной выразительности цвета, его колористическом богатстве.
Абстракционизм развивался по пути создания новых вариантов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. В Голландии группа «Стиль» (с 1917) выдвинула концепцию неопластицизма, которая противопоставила простоту, ясность и функциональность геометрических форм произволу природы. Живопись абстракционизма выработала интересные приемы и методы, которые сегодня используются художниками других направлений в дизайне, оформительском искусстве.
Это течение в искусстве, где цвет освобождён от своей функции и служит лишь фоном для показа математической стерильности окружающего мира. Главное уйти от реальности, придти к душе и переживаниям человека. Кандинский, как представитель абстракционизма, использовал символику цвета и линии для показа движения, восхождения и других явлений жизни, например, чёрное – символ смерти, белое – символ рождения, красное – символ мужества, чем стремился вызывать у зрителя не только ощущение, но и эмоции. Добивался, чтобы зритель замечал цветовые и ритмические сочетания. Он стремился не писать голые картины, как он говорит, а превращать мысль в движение, музыку, гармонию пятен, разводов, мазков.
Имажинизм – литературное объединение, возникшее в Советской России в XX годах, в которое входили поэты А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич, С.А. Есенин, Р. Ивнев, А.Б. Кусиков, И. Грузинов. К поэтам примыкали художники Г. Якулов и Б. Эрдман. Имажинисты противопоставляли себя другим литературным объединениям того времени: акмеистам, символистам, футуристам. Они объявляли себя подлинными ревнителями художественности и поэтического языка на основе развития образных средств отражения и выражения содержания действительности. В эстетических заявлениях имажинисты утверждали самоценность образа как такового. Они заявляли, что « единственным законом искусства и несравнимым методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».
Для творчества имажинистов характерны преимущественный интерес к формалистическому экспериментированию словом, различные формы образотворчества, которые были связаны с отказом от привычных грамматических форм, от метрического стиха, конструирования эффективных метафор, уравнений и т. д. Внутренние противоречия, идеологическое и политическое давление со стороны Советской власти привело к тому, что в 1924 году объединение распалось, а в 1927 году формально объявило о прекращении своего существования.
Кубизм - одно из первых направлений в изобразительном творчестве, отказавшееся от изображения реального, чувственного мира. Датой рождения кубизма считается 1907 - 1908 года. Место рождения - Франция, в творчестве Ж. Брака и П. Пикассо.
Основной темой картин кубизма стал мир вещей, в существовании которого они увидели особый, скрытый смысл. Поиск этого смысла осуществлялся путем дробления предмета на части, которые представлялись в виде неожиданных сочетаний различных геометрических фигур (шаров, четырехугольников, конусов, полуокружностей, цилиндров). Предмет изображался одновременно с многих точек зрения, в том числе важен был не только внешний вид объекта, но и внутреннее знание о нем. Своеобразным было и использование цвета. Кубисты предпочитали содержательную цветовую гамму и отказались от законов перспективы и светотени.
В свои произведения кубисты вводили также и реальные предметы - газеты, пуговицы, трамвайные билеты, обрывки афиш, гвозди и др., тем самым широко используя популярный в те годы технический прием - коллаж, распространенный также в практике футуристов и дадаистов.
Футуризм - авангардистское направление в европейской культуре 10 - 20 годов ХХ века, вызванное к жизни социально - экономическими и политическими катаклизмами начала столетия. Исходя из нигилистических позиций в отношении так называемой традиционной культуры, теоретики футуризма старались выработать новые каноны "искусства будущего". Формирование футуристами эстетического идеала происходило через усиление урбанистических тенденций в европейской культуре. Футуристы отрицали эстетические принципы традиционного искусства и эпатировали "буржуазное" общественное мнение. В литературе это - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - эксперименты с семантикой и фонетикой слов, часто заканчивавшиеся разрушением их всякого смыслового значения; в живописи - чрезмерное увлечение пересечениями, сдвигами, многократным повторением мотива.
Экспрессионизм - художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти ХХ века. Начало новому направлению положила деятельность художников Дрезденской группы "Мост" (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Живопись экспрессионистов искажала реальные пропорции. Мир экспрессионистами воспринимался двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к перевоссозданию самого себя. В итоге живопись искажала пропорции, мир представляла в контрастном изображении. Цвет был основой организации пространства. Основой художественного пространства для экспрессионистов стал цвет, а также обращение к непосредственному чувству человека.
Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х годов ХХ века. Главная его черта - контрастное видение мира - серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки. Экспрессионизм представлял творчество как напряжённую, субъективную, эмоциональную работу в период смутного настроения художника.
Сюрреализм – не традиционное, субъективное искусство, наполненное разрывом с принципами живописи, музыки, литературы. Несёт в себе освобождение разума и воображения, переход к подсознательному, потаённому желанию, не поддающему контролю, стремление к непривычному. Сюрреализм переводится как сверхреализм, это способ познания своего подсознательного, сверхестественного. Его основатель и идеолог Андре Бретон писал, что сюрреализм – это чисто психический автоматизм, его цель устно, письменно или другим способом выразить реальное функционирование мысли, т.е. диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума. Образованию сюрреализма предшествовало течение дадаизм, сформировавшийся в Цюрихе в эмигрантской среде в начале XX века. Дада – переводится как детский лепет. Сюрреализм отрицает старую культуру до такого предела, что литература превратилась в хаос словесного мусора, искусство – напичканное, приделанное к холсту (мочалки, битое стекло, фотографии, газеты и т.д.). Музыка превращалась в банальный шум, организованный из бутылок, консервных банок и т.д.
Импрессионизм – французское слово – впечатление, направление в изобразительном искусстве Франции 70-х годов XIX века. Художники – импрессионисты стремились показать окружающий мир увиденным как бы мгновенно, сохранить всю непосредственность первого впечатления. Импрессионисты обогатили современное искусство, открыв законы пленэрной живописи, т.е. живописи на открытом воздухе, когда светло-воздушная среда влияет на цвет каждого предмета, в итоге всё выступает в сложном колористическом единстве.
Импрессионизм зародился в 1860-х годах во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега. Они внесли в искусство свежесть, непосредственность восприятия жизни, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1880 г. импрессионизм несли французские художники: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей. Импрессионистами были русские художники К. Коровин, И. Грабарь. Скульпторы-импрессионисты О. Роден – француз, М. Руссо – итальянец, П. Трубецкой – русский. Музыканты – французы – К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка.
4. Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
Новейшее время характеризуется кризисом идей Просвещения, под которыми понимаются философия просветителей и искусство классицизма.
Разочарование в революциях многих восторженных ее сторонников привели к разочарованию в культе Разума, характерном для века Просвещения. Классицизм третировали за аристократичность, догматизм, безжизненность, ставшие тормозом для развития искусства.
Наиболее характерным явилось течение романтизма. Он представлен романами Бальзака. «Шунды», П. Мериме «Хроники времен царствования Карла IX», произведении В. Гюго.
В Англии представители романтического искусства – Шелли, Байрон. В Германии романтические элементы проявляли в творчестве И. В. Гете, Ф. Шиллер, они утверждали единство мысли и чувства в отношении к миру.
В музыке романтизм представлен Р. Вагнером, Ф. Шопеном, Ф. Шубертом, Р. Шуманом.
К середине XIX века романтизм, не выдержав испытания проблемами реальной жизни уступил место реализму .
Реализм выдвинул задачу правдивого, глубокого, объективного отображения действительности. А это включает анализ, проникновение в суть явлений, отбор, оценку событий.
Реализм критикует отрицательные стороны капитализма, бездуховности, нивелирования человеческой личности. Альтернативу недостаткам реализм видит в будущем.
Реализм нашел воплощение в героях Ч. Диккенса, О. Бальзака, Л.Н, Толстого, У. Теккерея, Ф. Достоевского, И. Репина, А. Чехова, П. Чайковского, деятельности театра Станиславского.
На смену модернизму, реализму, авангарду пришел постмодернизм.
Постмодернизм – как мировоззрение, окончательно сформировался в 70 – 80-е годы XX века, характеризуется переходом к новому витку в развитии культуры, для него характерно размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В постмодернизме наблюдается эклектичность и мозаичность форм, стремление соединить несоединимое, смешение художественных направлений и стилей.
В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусств, а искусства и науки, философии, религии. Для постмодернизма характерно поверхностные и упрощенное отражение мира.
Постмодернизм связан с пониманием ограниченности социального прогресса, сужением пространства и времени культуры. Он устанавливает пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества, культуры. Ему свойственны поиски универсального художественного языка, сближение и сращивание различных художественных направлений, стилей, монтажа. Суть постмодернизма заключается в признании плюрализма и разнообразия форм активности, жизни, различных творческих начал, иронии, смешении жанров, ориентация на «массу» и элиту одновременно, обращение к забытым художественным традициям, расширенное понимание вплоть до его отождествления с внехудожественными сферами деятельности, например, политикой. В постмодернизме меняется сознание художника, он перестает быть творцом, он компилирует и обязательно выставляет на показ зрителям.
Характерные черты постмодернизма сводятся к следующему:
1. Ориентация постмодернизма на массу и на элиту общества;
2. Существенное влияние искусства на внехудожественные сферычеловеческойдеятельности (политику, религию, информатику);
3. Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох.
4. Иронизирование над художественной традицией прошлых культур.
5. В творчестве идет переориентация на компиляцию и цитирование.
6. Художник перестает быть творцом, от художественного произведения он переходит к художественной конструкции.
Разочарование в жизненной действительности и художественном реалистическом способе ее воспроизведения повлекло интерес новейшими философскими теориями и появление новых художественных направлений, которые получили названия декад дентських, авангардистских и модернистских. Французское слово"декаданс"означает упадок,"авангард"- передовая охрана, а"модерн"- современный, новейший. Этими терминами стали обозначать качественно новые явления в литературном процессе, стоявшие на передовых, авангардных позициях и были связаны с упадком и кризисом общественного мнения и культуры, с пошукування положительных идеалов, обращением в этих поисках к. Богу и вере, к мистическому и иррациональногдо містичного та ірраціонального.
. Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX века, что отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм вине ик во. Франции в конце XIX в (Бодлер,. Верлен,. АРембо) и распространился в. Европе,. России, Украины. Модернисты считали, что не нужно искать в произведении искусства какой-то логики, рациональной мысли. Поэтому искусство м одернизму и носило преимущественно иррациональный хаарактер.
Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы. В этом п плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме"потока сознания", откр иттям далеких ассоциаций, теории многоголосия, универсализации конкретного художественного приема и преобразования его на общий эстетический принцип, обогащение художественного творчества через открытие. Скрыть а ноги содержания жизненных явлений, открытием ирреального и непизнаногнепізнаного.
Модернизм - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, обст юючы ее право быть свободной личностью. Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Однако, протестуя против реализма, модерн изм отверг всех его достижений, а также используют их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусствеві.
. Общие черты модернизма:
o особое внимание к внутреннему миру личности;
o провозглашения самоценности человека и искусства;
o предпочтение творческой интуиции;
o понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;
o поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);
o стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили
название авангардизма (от фр avant - вперед, garde - сторожа, передовой отряд) - направление в художественной культуре XX в, который заключался в отказе от существующих норм и традиций, преобразовании новых художественных средств в самоцель, от дображенни кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре в извращенной форме авангардизма присуще бунтарствотво.
Авангардистские направления и течения (футуризм, дадаизм, сюрреализм,"новый роман","драма абсурда","поток сознания" т.д.) обогатили и разнообразили литературный процесс , оставив мировой литературе немало шедевров художественного творчества. Они заметно повлияли и на писателей, которые не отказались от художественных принцы ипив реализма: возникли сложные переплетения реализма, символизма, неоромантизма и"потока сознания"Реалисты в своих произведениях использовали и идеи. ЗФройда, вели формалистические искания в области художе ьои формы, широко применяли"поток сознания", внутренний монолог, соединили в одном произведении различные временные пласторі різні часові пласти.
Модернизм как художественное направление был внутренне неоднородным конгломератом художественных явлений, которые основывались на общих мировоззренческих, философских и художественных принципах конце XIX века возникли импрессионизм, символизм и эстетизм . В начале XX века к ним добавились экспрессионизм, футуризм, кубизм, а во время и после первой мировой войны - дадаизм, сюрреализм, школа «потока сознания», а литература, в которую вошли антироман,"театр абсурда "
. Импрессионизм (от фр"впечатление") вел свое начало во второй половине XIX века, и расцвел в XX в. Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К. Моне,. Е. Мане. О. Ренуар,. Е. Дега), откуда распространился на другие искусства (О. Роден в скульптуре,. М. Равель,. К. Дебюсси, и. Стравинский в музыке) и литературу. Здесь основоположниками импрессионизма стали братья. Гонкуры и. Поль. Верлен. Выразительные проявления имп ресионизму были в творчестве. Ги де. Мопассана и. Марселя. Пруста, к импрессионистам принадлежали Кнут. Гамсун ,. Гуго фон. Гофмансталь,. Ю. Тувефон. Гофмансталь,. Ю.. Тувім.
Протестуя против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, импрессионисты описывали свои впечатления от увиденного - зрительные и чувственные, которые были изменчивыми, как и сам мир, а а также оттенки впечатлений и красок, их представления и ассоциации были часто фантастическими и всегда субъективными. Произведение импрессиониста - это не объективная картина мира, а система сложных субъективных х впечатлений о нем, ярко окрашенная творческой индивидуальностью художника. Особенно уязвимы импрессионисты к чувственной красоте мира, они великолепно воспроизводили природу, ее красоту, разнообразие и изменчивость жит я, единство природы с человеческой душеею.
Самой среди декадентских течений конца XIX - начала XX ст стал символизм . Символ использовался как средство выражения непостижимой сути жизненных явлений и тайных или даже мистических личных представлений, творческих прозрений, иррациональных озарений художника. Символы считались найдоскон налишим воплощением идей. Образы-символы воспроизводили таинственную и иррациональную сущность человеческой души и ее жизни, величественный прогресс неотвратимой судьбы, изобразили загробной жизни, метафизический мир"инобытие", намекали на мистическую сущность явлений жизненноь явищ життя.
Для символистов поэзия, как и музыка, была наивысшей формой познания тайн - поиском и открытием"инобытие"Символ порождал многочисленные ассоциации, захватывал многозначностью, глубинным скрытым смыслом м, трудно или даже невозможно понять. Символисты придавали большое значение внутреннему звучанию, мелодике и ритму слов, благозвучия и мелодичности языка, эмоциональному возбуждению, которое ог орнуло читателя благодаря ритму и мелодике стиха, игре разнообразных ассоциаций. Начавшееся символизм французские поэты. Поль. Верлен,. Стефан. Малларме,. Артюр. Рембо"Завоевав"Францию, символизм быстро. Распространи ився во всей. Европе. В разных ее странах символизм представляли. Габриэль дьАнунцио (Италия),. Райнер. Мария. Рильке и. Гуго фон. Гофмансталь (Австрия),. Стефан. Георге (Германия), Оскар. Уайльд (Англия),. Эмил ь. Верхарн и. Морис. Метерлинк (Бельгия),. Ген-год. Ибсен (Норвегия),. Станислав. Пшибышевский (Польшаав. Пшибишевський (Польща).
. Эстетизм возник в последнее десятилетие XIX в в. Англии. Он породил культ утонченной красоты. Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы совершенно не касаются настоящего в искусства, и выдвигали лозунги"искусство для искусства","красота ради самой красоты"выдающимся представителем английского эстетизма был. Оскар. Уайлтетизму був. Оскар. Уайльд.
. Экспрессионизм (от фр"выразительность, выражение") основан тоже в XIX в. Эта авангардистское течение нашла свое полного звучания и веса в первой четверти XX в и стала значительным вкладом в развитие мировой литературы и. Экспрессионисты были тесно связаны с реальностью - именно она их сформировала и глубоко волновала. Они осуждали уродливые явления жизни, жестокость мира, протестовали против войны и кровопролитий, были полны человеколюбия, утверждали положительные идеалозитивні ідеали.
Но видение мира экспрессионистами было своеобразным: мир представлялся им хаотической системой, которой руководили непостижимые силы, непонятные,. Непознанные, таинственные, и от них не было спасения. Единственно настоящим был только внутренний мир человека и художника, их чувства и мысли. Именно он должен находиться в центре внимания писателя. А воспроизведение следует выразительно, ярко, с использованием грандиозных образов условных с нарушенными пропорциями, чрезмерно напряженных, с максимально четкими интонациями, то есть изображать с помощью экспрессивных образов с применением парадоксального гротеска и в фантастическом ракурсе ли не самый выдающийся экспрессионист. Иоганнес. Бехер считал характерным для экспрессионизма поэтическим образом"напряженный, открытый в экстазе рот"Итак, в произведениях экспрессионистов много сатиры, гроты ску, немало ужасов, чрезмерной жестокости, обобщений и субъективных оценок реальности. Экспрессионизм появился сначала в живописи (ЕМунк,. ВВан. Гог,. ПГоген. ПСезанн и др.) и в музыке (Рихард. Штраус), щ об вскоре перейти и в литературу. К наиболее экспрессионистов принадлежат. ГТракль и. ФКафка в. Австрии;. И. Бехер и. А. Франс в. Германии,. Л. Андреев в. Росиімеччині;. Л.. Андрєєв у. Росії.
. Имажизм (от фр"образ") - течение, причиной появления русского имажинизма. Появилась она в. Англии накануне первой мировой войны и просуществовала до середины 20-х годов. В. России впервые имажинисты заявили п о себе 1919. Образ имажистов и имажинисты провозгласили самоцелью творчества"Стихотворение - не организм, а волна образов, из него можно извлечь один образ, вставить еще десять", - утверждал теоретик росе йського имажинизма. В. Шершеневич. Итак, стихотворение представители этого течения считали"каталогом образа", изысканным сплетением метафор, метонимий, эпитетов, сравнений и других тропов - неким капризным нагр омадженням красок, оттенков, образов, ритмов и мелодий. Содержание имажинисты отодвигали на второй план: он"поедается образом"Разумеется, имажинизм не мог, если бы даже и хотел того, вполне пренебречь и содержанием. Творчество. С. Есенина - лучшее подтверждение этой мысли. Представителями имажинизма в. Англии и. США является. ТС. Элиот,. Р. Олдингтон,. Е. Паунд,. Е. Лоуел да и. США є. Т.С.. Еліот,. Р.. Олдінгтон,. Е.. Паунд,. Е.. Лоуел та ін.
. Футуризм (от лат"будущее") возник 1909 г, в. Италии, его родоначальником был. Ф. Маринетти. Оттуда распространился по всей. Европе, получив название кубизма во. Франции (МЖакоб,. БСандрар), егофутуризму и кубофутуризма в. России (ИСеверянин, брать мех,. ВХлебников,. ВМахновський и др.)хновський та ін.), авангардизма в. Польше (Ю. Пшибось и др.) украинский футуризм, основанный. М. Семенко, получивший впоследствии название"панфутуризм"
Футуристы провозглашали, что они создали искусство будущего, которое было созвучно ритмам новой эпохи"хмарочосно-машинно-автомобильной"культуры, и призвали отбросить традиции старой культуры, как ку они называли пренебрежительно"плевательницей"Футуристы пели гимны техническому прогрессу, городу, машинам, моторам, пропеллер,"механической"красоте, отмечали необходимость создания нового человека достойной своего времени техники, человека нового склада души. Они отвергли традиции реалистической литературы, ее язык, поэтическую технику. Вводя свой язык, новые слова и словосочетания, футуристы доходили и даже до абсурда: время придумывали слова без всякого содержаниеували слова без будь-якого змісту.
Французские кубисты и российские кубофутуристи были тесно связаны с маляра-ми-кубистами, которые пытались эпатировать, поразить обывателей резкостью красок и необычностью содержания: они раскладывали изображаемое н на простейшие геометрические элементы - кубы (отсюда и название), квадраты, прямоугольники, линии, цилиндры, круги и т.д.. Провозгласив культ формы, кубисты отодвинули содержание на задний план, привели его в формы. Пи сьменникы озадачивали обывателя не только"языком, которой еще никто не слышал", но и отходом от благозвучия в сторону какофонии, диссонансов, накоплением тяжелых для произношения согласных приголосних.
. Сюрреализм от фр"сюр"- над, т.е. надреализм), возникший во. Франции в 1920-х годах. Его основателем и главным теоретиком был французский писатель. Андре. Бретон, который призвал"разрушить существующее поныне против ириччя между мечтой и реальностью"Он заявил, что единственной сферой, где человек может полностью проявить себя, есть подсознательные акты: сон, бред и т.д., и требовал от писателей-сюрреалистов"автоматического письма", то есть на уровне подсознанияot;, тобто на рівні підсвідомості.
Школа"потока сознания" - это средство изображения психики человека непосредственно,"изнутри", как сложного и текущего процесса, углубления во внутренний мир. Для таких произведений было характерно использование воспоминаний, внутренних моно никакой беды, ассоциаций, лирических отступлений и других художественных приемов. Представители:. ДДжойс,. МПруст,. ВВульф да и,. В.Вульф та ін.
В"драме абсурда" действительность изображались через призму пессимизма. Тупик, постоянное предчувствие краха, обособленность от реального мира - характерные черты произведения. Поведение, речь персонажей алогична, фабула разрушена. Т. Создатели -. СБеккет,. ЕИонескнеско.
. Вопросы для самоконтроля
1. Как литература на грани XIX-XX веков тесно связана со всеми перипетиями своего времени?
2. Назовите наиболее отличительные факторы литературного развития в первой половине XX в
3. Ответьте общую характеристику модернистской литературы
4. Какие течения и направления относятся к авангардистских?
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX векаКонец XIX – начало XX вв. – сравнительно короткий,
но невероятно насыщенный общественными,
политическими и культурными событиями отрезок
русской истории. Это время называют еще
«серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком»
- эпохой наивысшего расцвета русской литературы
и искусства – XIX столетием. На сравнительно
небольшой географической площади Москвы и
Петербурга того времени плотность разнообразных
художественных талантов была настолько высока,
что ей нет соответствующих примеров не только в
русской, но и в мировой истории. Одних поэтов –
великих, крупных и просто значительных – десятки.