Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Презентация для начальных классов "Русалки. Кто они?"

Презентация для начальных классов "Русалки. Кто они?"

1 слайд

Проект по литературе. Презентацию приготовила Дудкина Елизавета и Виноградова Ангелина. Учитель: АфонькинаО.В

2 слайд

Русалка - в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

3 слайд

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.

4 слайд

Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».

5 слайд

Как представляли русалок. Русалки в русской мифологии - женщины-утопленицы (с ногами). По ночам они выходили на берег, сидели на ветвях, водили хороводы.

6 слайд

7 слайд

8 слайд

Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.

9 слайд

В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.

10 слайд

Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках, необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах - сиренах: полуженщинах-полурыбах, привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.

11 слайд

РУСАЛКИ - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (РУСАЛКА появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности РУСАЛКИ кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.

12 слайд

Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».

13 слайд

Изредка встречаются поверья, что встреча с РУСАЛКОЙ грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность РУСАЛОК к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от РУСАЛОК во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против РУСАЛОК считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.

14 слайд

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить РУСАЛКИ, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щоб русалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для РУСАЛКИ оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Проект по литературе. Презентацию приготовила Дудкина Елизавета и Виноградова Ангелина. Учитель: АфонькинаО.В

Текст слайда: Русалка - в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Текст слайда: Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.

Текст слайда: Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».

Текст слайда: Как представляли русалок. Русалки в русской мифологии - женщины-утопленицы (с ногами). По ночам они выходили на берег, сидели на ветвях, водили хороводы.

Текст слайда:

Текст слайда: Внешний вид русалок

Текст слайда: Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.

Текст слайда: В некоторых местах, где РУСАЛКУ считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких РУСАЛОК часто называли фараонками.

Слайд №10

Текст слайда: Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках, необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах - сиренах: полуженщинах-полурыбах, привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.

Слайд №11

Текст слайда: РУСАЛКИ - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (РУСАЛКА появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности РУСАЛКИ кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.

Слайд №12

Текст слайда: Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».

Слайд №13

Текст слайда: Изредка встречаются поверья, что встреча с РУСАЛКОЙ грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность РУСАЛОК к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от РУСАЛОК во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против РУСАЛОК считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.

Слайд №14

Текст слайда: Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить РУСАЛКИ, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щоб русалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для РУСАЛКИ оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Кто такие русалки? Русалки – мифологические и фольклорные человекоподобные существа. Это полулюди- полурыбы, с рыбьими хвостами или без них. Русалками становились девочки, умершие некрещеными, убитые или проклятые матерями, дочери утопленниц, девушки, пропавшие без вести. Существует несколько версий происхождения их названия. «Славянская мифология»




Классификация русалок (по мифологиям) Белорусская мифология Бразильская мифология Древнегреческая мифология Индуистская мифология Древней Индии Кельтская мифология Китайская мифология Мифология народов Севера Сербская мифология Скандинавская мифология Славянская мифология Северного Кавказа мифология Средней Азии мифология Украинская мифология Японская мифология


Белорусская мифология Во всех регионах русалки предстают как девушки с длинными светлыми волосами (разных оттенков – от зелёных до русых и белых), нагие или одетые либо в белую одежду, либо в зелень и ветки. Характерный атрибут – венки. Для них характерно человекоподобное обличие.


Бразильская мифология ИАРЫ Индейцы так искренне верили в их существование, что убедили в этом европейских священников-миссионеров. Голландский путешественник Гаспар ван Бааэрле свидетельствовал, что ненасытные игры, красавицы с длинными волосами и рыбьими хвостами, соблазняют пловцов и рыбаков и губят, зацеловывая их до смерти.






Древнегреческая мифология НЕРЕИДЫ Олицетворяли в виде девушек живые стихийные силы. Имели способность находить для выражения чувств и мыслей вдохновенные движения, слова и звуки, недоступные человеку. Понимали язык растений, птиц, животных. Нимфы долговечны, но смертны. Они хрупки, как сама природа, и требуют к себе бережного отношения.














Китайская мифология ЛУНВАН В китайской мифологии хозяин водной стихии. Ему подчиняются бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван – существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами (около 0,5 км длинной). Считалось, что он приносит дождь.










Скандинавская мифология Кельтская мифология МЕРРОУ Дальние родственники морских дев. Настоящие красавицы, но с рыбьим хвостом и перепонками между пальцами рук. Благосклонны к смертным, часто в них влюбляются, иногда выходят на берег в облике маленьких красивых лошадок в красных шапочках с перьями, которые позволяют им жить под водой.








Славянская мифология ФАРАОНКИ (ФАРАОНЫ, ФАРАОНЧИКИ) Фантастические существа с человеческой головой и туловищем рыбы. Похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуёй, одноглазые. Бывают мужского и женского рода. Могут обитать только в воде. Любят ненастье. Обладают «глухим» и «хриплым» голосом, влияющим на людей. Очень опасны: они людоеды. Имеют дар пророчества.




Славянская мифология МАВКИ Очень красивые, но красота эта обманная. Повернётся мавка спиной, а через дыру на спине можно увидеть зелёные внутренности. В маков превращаются, по поверьям, дети, умершие до крещения, поэтому они мстят людям за то, что они допустили их смерть.


Мифология Средней Азии СУ-КЪЗЛАРЫ Живут эти красавицы недалеко от города Кара-Хисар на озере Ойнар-гель эти на половину девы, наполовину рыбы. В солнечный день они выходят из воды и на камне расчесывают свои золотые косы. Внешность у них странная для этих мест: глаза голубые, брови изогнутые, подбородки круглые, кожа белая-белая.




Украинская мифология МЕЛЮЗИНЫ Покрыты чешуёй, имеют очень гибкий рыбий хвост. Сходны с сиренами, живут в морях, слагая и распевая красивые песни. Бывают двух полов. Мелюзинами становились девушки, умершие перед венчанием. Могут быть довольно коварными: могут съесть человека.


Японская мифология НИНГЁ « Человек-рыба», обычно переводится как «русалка». Загадочные морские существа. Являются антиподами андерсеновской русалочки. Описание из старинных книг: «рот как у обезьяны,мелкие рыбьи зубы и рыбье тело, покрытое блестящей золотой чешуёй. Имеют голос, похожий на флейту и человечье лицо». Считается, что они бессмертны. Если он заплачет, то станет смертным. Существует поверье, что человек, съевший мясо русалки, может прожить очень долгую жизнь, фактически сам став бессмертным.

Слайд 2

​Русалка

Русалка - в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).

Слайд 3

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак.

Слайд 4

Под словом «русалка» жители полесскихсел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.). Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла».

Слайд 5

Как представляли русалок

Русалки в русской мифологии - женщины-утопленицы (с ногами). По ночам они выходили на берег, сидели на ветвях, водили хороводы.

Слайд 6

Слайд 7

Внешний вид русалок

  • Слайд 8

    ​Образ русалки в славянской мифологии

    Образ русалки в славянской мифологии существенно отличается от наших нынешних представлений об этих фантастических созданиях, сформированных большей частью, под влиянием современного западного кинематографа, где русалки изображаются в виде прекрасных дев с рыбьими хвостами. Однако такой внешний вид свойственен морским девам – западноевропейским русалкам, которые, скорее всего, унаследовали свой облик от гомеровских прекрасных сирен, заманивающих моряков в морские пучины своим волшебным пением.

    Слайд 9

    В некоторых местах, где русалку считали водным духом, ее представляли себе в виде полуженщины-полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.

    Слайд 10

    Изучая рассказы и поверья о малорусских русалках, необходимо отделить от них классические и романские предания о сходных женских существах - сиренах: полуженщинах-полурыбах, привлекавших и губивших путников очаровательным пением, так как эти поверья отразились на Украине весьма слабо, только в замечании, что песни слагают морские люди.

    Слайд 11

    Русалки - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья об их материнстве (русалка появляется с ребенком на руках, награждает того, кто позаботился о ее младенце), а также о способности русалки кормить грудью человеческих детей, опекать новорожденных, оставленных женщинами в поле.

    Слайд 12

    Дети являются постоянным объектом преследований и вредоносных действий РУСАЛКИ, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле, гоняется за ними, щекочет, душит своей «железной цыцкой». похищает. «Не ходи в жито,- угрожали на Волыни детям в период Русальной недели,- а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка». О детях, погибших и умерших на Русальной неделе, в Полесье говорили: «Русалки забрали к себе».

    Слайд 13

    Изредка встречаются поверья, что встреча с русалкой грозит человеку болезнью: у него начинала трястись голова или страшная гримаса перекашивала лицо человека. Принадлежность русалок к категории «ходячих» покойников или к нечистой силе проявляется в том, что они встречаются и вредят людям в основном по ночам, до первых петухов; способны к оборотничеству: могут, подобно ведьмам, отобрать у коров молоко; заплетают коням гривы; насылают болезни и стихийные бедствия; вылетают из халы через трубу и т.п. Система оберегов от русалок во многом совпадает с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг). Действенным средством оберега против русалок считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.

    Слайд 14

    Для того чтобы в период русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем («щобрусалцы очей не зашить»), не выполняли никаких полевых и огородных работ («не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка»), не подмазывали печь и стены избы («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

    Слайд 15

    Посмотреть все слайды


    Проблема: В настоящее время наблюдается разобщённость народов. Увеличились межэтнические, межкультурные межнациональные разногласия. Это вызывает сложности в общении между людьми, хотя многие народы имеют общие культурные корни. : Исследование образа русалки в культуре разных народов. Тема: Исследование образа русалки в культуре разных народов. Предмет исследования: особенности образа русалки в мифологии народов мира Предмет исследования: особенности образа русалки в мифологии народов мира Объект исследования: Образ русалки в культуре разных народов Цель исследования: Доказать, что в культуре различных народов существуют общие черты. Задачи исследования: изучить образ русалки в культуре различных народов сделать классификацию русалок в культуре различных народов сравнить образ русалки у разных народов сделать вывод об общности культур разных народов Задачи исследования: изучить образ русалки в культуре различных народов сделать классификацию русалок в культуре различных народов сравнить образ русалки у разных народов сделать вывод об общности культур разных народов Методика: сравнительный анализ Гипотеза: Исходя из того, что образ русалки встречается в культуре разных народов, можно предположить, что культуры всех народов имеют общие корни


    Коротко о русалках В науке нет единого мнения о том, что означает слово русалка. В настоящее время принято считать, что оно восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших. Слово русалка не собственно народное и не единственное название этого персонажа, в некоторых местностях оно вовсе не известно. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (шут «черт»), чертовками, водянихами, на Украине лоскотовками, лоскотухами (от украинского глагола лос-котать «щекотать») или мавками. Белорусы часто называют русалок водяницами, куполками и казытками. Русалками становятся женщины, умершие неестественной смертью, чаще всего - утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными дети. Почти во всех мифологиях, у разных народов существовали существа полулюди полурыбы. Русалки притягивают своим очарованием и таинственностью того, что они живут на дне морском. Здесь приводится список русалок разных народов. Все они называются по-разному но смысл имеют один и тот же. Люди с рыбьими хвостами, чаще девушки.


    Классификация русалок Западная Европа УндинаМелюзинаЛорелея Древняя Греция ТритоныСиреныНимфы Дриады (деревьев) Ореады (гор) Наяды (рек) Нереиды(морей) Напеи (долин) Лимониады(лугов) Ундина Лорелея Обнаружение секрета Мелюзины. Гиллебер де Мец, ок Славяне Восточные ВодянойБерегини Южные и Западные Вилы


    Ахти - водяной демон у народов севера. Ни злой и не добрый. Хотя любит пошутить и с шутками может переборщить так что человек будет присмерти. Конечно если его разозлить то он и убить может. Ахти - водяной демон у народов севера. Ни злой и не добрый. Хотя любит пошутить и с шутками может переборщить так что человек будет присмерти. Конечно если его разозлить то он и убить может.


    Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини - бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастыми, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини - бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастыми, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод.


    Вилы - крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Носят длинные волшебные платья. Ноги с копытами. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Могут лечить, предсказывать смерть. Разгневавшись, способны убить взглядом. Вилы - сербские русалки. Обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное; происхождение: они не утопленницы, а дети тучи. Кроме того, они хозяйки родников. Кто напьется из заповедного источника вилы, тому придется заплатить тяжкую дань.


    Водяной командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного. Водяного представляли в виде обрюзглого старика с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет окладистую бороду, зеленые усы. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей.


    В трактате «О Сирийской богине» древнегреческий писатель II века Лукиан описал величественный храм в городе Гиераполе: «Это святилище основала Семирамида Вавилонская, от которой осталось много сооружений в Азии. Она построила его в честь своей матери Дерекето. Я видел изображение этой Дерекето странное зрелище: верхняя часть представляет собою женское туловище, тогда как нижняя, от бедер до ног, сделана в виде рыбьего хвоста... Жители Гиераполя считают рыб священными и никогда к ним не прикасаются».


    Индейцы Бразилии так искренне верили в существование русалок, хозяек вод, что убедили в их реальности и европейских священнииков и путешественников. «До прихода и расселения христиан в этих местах много индейцев было утоплено иарами», сообщал в XVII веке падре Аншиетта, выражая надежду, что торжество истинной веры заставит языческих женщин-рыб присмиреть. Ван Баэрле справедливости ради уточняет: «Иара душит своих избранников не по злобе, а по страсти». Тела этих несчастных возлюбленных, сообщает путешественник, находят потом на отмелях. Индейцы Бразилии так искренне верили в существование русалок, хозяек вод, что убедили в их реальности и европейских священнииков и путешественников. «До прихода и расселения христиан в этих местах много индейцев было утоплено иарами», сообщал в XVII веке падре Аншиетта, выражая надежду, что торжество истинной веры заставит языческих женщин-рыб присмиреть. Ван Баэрле справедливости ради уточняет: «Иара душит своих избранников не по злобе, а по страсти». Тела этих несчастных возлюбленных, сообщает путешественник, находят потом на отмелях.




    Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» насмерть парней и девушек. Согласно поверьям многих губерний России (редко Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти. Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с со отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы.


    Упоминания о мемозинах, полурыбах - полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго-западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки.Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.


    Мавки - (слав.миф) вид русалок. Особенно любят при полном месяце появляться. Мавки плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти. Вообще мавки красивые, такие красивые какими сроду при жизни не были. Только красота эта обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и увидишь позеленевшие без воздуха легкие, небьющееся сердце.


    Мерроу - В ирландском фольклоре водяные фейри. Женщины- мерроу, дальние родственницы морских дев - настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Мерроу боятся, ибо их появление предвещает шторм, однако они куда благосклоннее других фейри относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Дети от таких браков рождаются с рыбьей чешуей вместо кожи. Порой мерроу выходят на берег в облике маленьких лошадок.Мужчины-мерроу - настоящие уроды, у них зеленая кожа, красные орлиные носы и свиные глазки. Впрочем, они не менее дружелюбны, чем женщины.


    Мы знаем древнегреческих сирен, женщин-птиц. Но с XVI века сирены описываются и изображаются как полуженщины- полурыбы. Альберт Великий упоминает их среди «чудищ поэтических сказаний»: лица их безобразны но голос, как и у греческих сирен, прекрасен. Сирены средневекового олицетворяют двойственность человеческой натуры.


    В Средней Азии, недалеко от города Кара-Хисар, есть большое озеро Ойнар-гель, посередине торчит из воды скала. Там, как утверждает старинное предание, живут красавицы су-кызлары наполовину девы, наполовину рыбы. Они выходят в солнечный день из воды на камень и расчесывают золотые косы.




    УНДИНЫ И НАРЕ Ундине и наре. «Унда» по-латыни «вода». В мифологии германских народов издревле известны ундины духи воды. Кроме ундине, в литовских водах в старину обитали еще и наре. Внешне они точно такие же: до пояса женщины, ниже рыбы. И собою красавицы. Однако они отличаются по характеру от своих водяных сестер. «Ясными ночами, как месяц выходил, они появлялись из воды, пели да хороводы водили. И тогда были они особенно прекрасны: как радуга блистали, сверкали и светились! Многим хотелось полюбоваться на их красоту. Да только не к добру было это: наре топили любопытны без жалости».


    ФАРАОНКА Фараонка, Фараон, Фараончик - фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и рыбьим хвостом. Фараоны, мифические полу люди-полурыбы (и женского и мужского пола -произошли от потонувшего в Чермном море (в Красном море) «войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем из Египта). Таким образом, в народных повествованиях о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям.


    ХЫ-ГУАШЕ На Северном Кавказе верили в Хы-гуаше, госпожу моря. В ее честь каждое лето устраивали массовые церемонии с хороводами, купаниями и обливанием друг друга водой. У Хы- гуаше нижняя часть тела рыбья, а верхняя женская, как у русалки. Если ее поймать, то нетрудно выучить говорить по-человечески, утверждает поверье.


    Хэ-бо Китайский речной дух Хэ-бо был очень хорош собою: высокого роста, белолицый.Вот только хвост у него был как у рыбы. В те далекие времена в Китае существовал обычай: каждый год в жены владыке Хэ-бо отдавали новую девушку. Традиция требовала умилостивить Хэ-бо. Для этого каждый год из дома в дом ходила шаманка, выбирая невесту для Хэ- бо, пока не находила подходящую. Девушке давали приданое, купали, одевали ее в новые шелковые одежды и отводили в специальное помещение, где она жила в уединении десять дней, питаясь вином и мясом. В день свадьбы жители собирались на берегу реки, и шаманка с ученицами укладывали ее на узорчатую постель с и опускали это ложе на воду. Китайский речной дух Хэ-бо был очень хорош собою: высокого роста, белолицый.Вот только хвост у него был как у рыбы. В те далекие времена в Китае существовал обычай: каждый год в жены владыке Хэ-бо отдавали новую девушку. Традиция требовала умилостивить Хэ-бо. Для этого каждый год из дома в дом ходила шаманка, выбирая невесту для Хэ- бо, пока не находила подходящую. Девушке давали приданое, купали, одевали ее в новые шелковые одежды и отводили в специальное помещение, где она жила в уединении десять дней, питаясь вином и мясом. В день свадьбы жители собирались на берегу реки, и шаманка с ученицами укладывали ее на узорчатую постель с и опускали это ложе на воду.

  •