Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Признания в любви поэтов серебряного века. Методическая разработка литературного вечера «Любовь в поэзии Серебряного века

Признания в любви поэтов серебряного века. Методическая разработка литературного вечера «Любовь в поэзии Серебряного века

Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался. Вот фрагмент одного из первых стихотворений о любви:

Я тоже любил, и она жива еще.

Все так же, катясь в ту начальную рань,

Стоят времена, исчезая за краешком

Мгновенья. Все так же тонка эта грань…

Лирический герой говорит о любви в прошедшем времени, но разочарования нет. Он понимает, что сама по себе любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира и потому о погасшей когда-то искре любви глупо сожалеть. Это все равно хоть и краткое, но освобождение духа от нелюбви. Пастернак с философской глубиной отображал в своих стихах именно это достоинство самого высокого человеческого чувства.

Пастернак считал, что достижение смысла любви равносильно разгадке смысла бытия, и, наученный горьким опытом, писал:

Любить иных – тяжелый крест…

Боль разрыва испытал и он. В его цикле «Разрыв» слышится настоящий стон души, теряющей любовь. Но хочу отметить вновь, что и здесь чувства лирического героя Пастернака далеки от разочарования, сарказма и т.д. Он превозмогает, а не преодолевает свою боль:

О стыд, ты в тягость мне! О совесть, в этом раннем

Разрыве столько грез, настойчивых еще!

Когда бы, человек, – я был пустым собраньем

Висков и губ, и глаз, ладоней, плеч и щек.

Лирический герой, наоборот, видя разочарование любимой, остерегает ее от этого губительного чувства:

Разочаровалась? Ты думала – в мире нам

Расстаться за реквиемом лебединым?

В расчете на горе, зрачками расширенными

В слезах, примеряла их непобедимость?

Поэт строит метафору на вопросах любимой, которые уже сами в себе несут ответ.

Стихам о любви Пастернака свойственны особая музыкальность и, я бы сказал, волшебная подсветка ассоциативности: «Никого не будет в доме…»; «Ты как будущность войдешь».

Чуткое сердце поэта с особенной теплотой открывалось навстречу женщинам, души которых, были равны ему по художественному восприятию мира и любви. Это – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Поэт обеим посвятил стихи. Они интересны не страстью физической, но духовной.

Анне Ахматовой:

Мне кажется, я подберу слова,

Похожие на вашу первозданность.

А ошибусь, – мне это трынь-трава,

Я все равно с ошибкой не расстанусь.

И – Марине Цветаевой:

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне все равно, чем сыр туман.

Любая быль, как утро в марте.

Каким преклонением перед огромностью душевной красоты этих женщин струятся посвящения. Рефреном в том и другом посвящении проходит – «все равно», как бы подтверждением, что величие души человеческой в любви и благородстве не зависит ни от каких внешних обстоятельств, кроме Бога, а Бог всегда за любовь.

Единосущность любви и поэзии Пастернака всегда будет созвучна читателям его стихов.

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

« Донецкий транспортно- э коном ическ ий коледж »

Методическая разработка

литературного вечера

«Любовь в поэзии Серебряного века»

Преподаватель

русского языка

и литературы

Поворознюк И. В.

Донецк

2016

Тема: «Любовь в поэзии Серебряного века»

Цели и задачи:

Обучающие:

    Формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

    Расширить знания студентов о личностях и творчестве поэтов Серебряного века.

    Активизировать творческое воображение студентов.

Развивающие:

    Развивать память студентов.

    Совершенствовать речь студентов для их успешного обучения и адаптации в обществе.

    Развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

Воспитывающие:

    Через театрализованную постановку способствовать формированию эстетического вкуса студентов.

    Прививать интерес у студентов к литературе, музыке, искусству.

    Формировать любовь и трепетное отношение к русскому слову.

Цели для преподавателя:

    Организовать изучение материала по теме: “Поэзия серебряного века”,

используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод.

    Создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу на занятии.

Наглядность: выставка книг поэтов Серебряного века, портреты поэтов, видеоматериалы, аудиозаписи.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, проектор, презентация, выставка книг; статуэтки, подсвечники.

Были святки кострами согреты,

И валялись с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве иль против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

На Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярк

Над Серебряным веком стыл…

В. Городецкий.

Ведущий: Начало 20 века вобрало в себя столько событий, сколько могла вобрать вся история одного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну - драмы и трагедии мирового масштаба.

Ведущая: Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба, и каждого второго можно назвать Моцартом стиха.

Ведущий: Поэты образуют множество литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Неизменным оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность.

Ведущая: Поэты Серебряного века – это целое созвездие в русской национальной галактике: А.Блок, И.Северянин, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Маяковский, В. Хлебников, юные Б.Пастернак и М. Цветаева, Н. Клюев и С. Есенин.

Ведущий: Мы приглашаем вас в одно из самых известных литературно-артистических кабаре города Петербурга под названием « Бродячая собака».

Георгий Иванов: «Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Буфетная и две залы. Это в прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры – золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов».

Ведущая: Да, я любила их – те сборища ночные,

На низком столике - стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий тонкий пар,

Камина красного тяжелый зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки…

Ведущая: Кафе размещалось во втором дворе углового дома на Михайловской площади, в подвале. Современный адрес дома: Площадь искусств, 5. Инициаторами создания кафе были писатель А.Н. Толстой и группа современных художников. Они мечтали создать своеобразный клуб, где могли бы творчески общаться деятели литературы и искусства – артисты, художники, писатели.

Ведущий: О происхождении названия кафе рассказывает режиссер Н. Петров:

«в один из дней, когда мы в поисках свободного подвала из одной подворотни заглядывали в другую, А.Н. Толстой неожиданно сказал:

А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?

Вы нашли название нашей затее, – воскликнул Н.Н. Евреинов.

Пусть этот подвал называется «Бродячая собака»!

Название всем очень понравилось».

Ведущая: «Брoдячaя сoбaкa»
И тем ты хoрoшa,
Чтo всякaя сo всякoй
Здесь встретится душa»
В.Гoрoдецкий

Ведущий: Проходило это 31 декабря 1911 года.

В те годы литературно-артистическое кабаре официально называлось «Художественное общество Интимного театра». Тогда это был клуб писателей, художников, артистов. Название подразумевало, что любой бродячий, но обязательно творческий люд, мог прийти в подвал и отогреться

Ведущая: На стене у входной двери были приделаны молоточек и доска, в которую гости должны были стучать. Спускаясь по крутой лестнице в десять ступеней, пришедшие попадали в «главный зал», у входа в который лежала большая «Свиная книга» (её корешок был переплетён в свиную кожу). /. Сo временем этoт фoлиaнт преврaтился в свoеoбрaзную летoпись учреждения, исписaнный и изрисoвaнный, oн вмещaл в себя не тoлькo стихoтвoрные нaбрoски и шaржи, нoтные зaписи экспрoмтoв и кaрикaтуры, нoтные зaписи экспрoмтoв и кaрикaтуры. «Свинaя книгa» лежaлa при вхoде, нaд кoтoрым крaсoвaлся сoбственный герб – сидящaя сoбaкa, пoлoжившaя лaпу нa aнтичную мaску- портрет пуделя Бориса Пронина, идейного вдохновителя и директора «Бродячей собаки».

Ведущий: К открытию заведения М.Кузминым был написан гимн «Бродячей собаки».

Во втором дворе подвал;
В нем приют собачий.
Всякий, кто сюда попал –
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть!

Ведущая: В «Бродячей собаке» проводились литературные вечера, устраивались лекции, посвященные новым явлениям в литературе и искусстве. Вдохновленные лица, на эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка и рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви.

Ведущий: Любовь и поэзия Серебряного века… Они достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией к вершинам человеческого духа:

Ведущая: Любовь в поэзии Cеребряного века:

Ведущий: Блоковская: "серебряная лира в твоей протянутой руке"

Ведущая: Ахматовский: "серебряный месяц над серебряным веком"

Ведущий: Все цветаевские стихи - "серебряные дребезги":

Ведущая: Смерть и время царят на земле -

Ты владыками их не зови;

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

(Владимир Соловьёв)

Ведущий: Любовь Брюсова – простая, задушевная. Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Чтение наизусть стихотворения В.Брюсова « Женщине»

Женщине

Ты - женщина, ты - книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной,

Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся - от века - на тебя!

Ведущая: Две звезды поэзии Cеребряного века: они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день. В 1889 г. Мережковский женился на Зинаиде Гиппиус. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский».

Чтение наизусть стихотворения Д.Мережковского «Молчание».

Молчание

Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу:
Как будто стыдно мне - я говорить не смею.

И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно,-
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина:
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.

Ведущий: Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью:

Ведущая: Многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней. Тяжело пережив смерть мужа в 1941 году, Зинаида Николаевна пыталась покончить с собой . Для Гиппиус же любовь - это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. "Не любить" для нее означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".

Чтение наизусть стихотворения З.Гиппиус «Любовь одна».

Любовь - одна

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь - Одна.

Мы негодуем, иль играем,

Иль лжем - но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно

Однообразием сильна

Проходит жизнь... И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,

Лишь в постоянном глубина.

И все ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа - верна,

И любим мы одной любовью...

Любовь одна, как смерть одна.

Ведущий: Цикл "Стихов о Прекрасной Даме" ознаменовал начало творческого пути Александра Блока как уже сложившегося и самостоятельного художника. Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта - дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Ведущая: «Солнце любви» освещало всю жизнь великого русского поэта-символиста. Семнадцатилетний Блок увидел шестнадцатилетнюю Любу в весеннем саду, усыпанную лепестками яблони. Увидел и полюбил на всю жизнь. В своих стихах Блок возводит прекрасный храм любви, божество в котором - Женщина, Девушка.

Чтение наизусть стихотворения А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…».

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Ведущий: Как и в творчестве Блока, в поэзии Константина Бальмонта большую роль играло женское начало, поклонение «вечно женственному».

Ведущая: Известны его романтические истории, в которых искреннее чувство к женщине было стимулом его вдохновения. В конце 20-ых годов Бальмонт пережил свой последний роман, роман в письмах. Он закончился трагически. В одном из писем поэт говорит: "Последние 7-8 недель были для меня временем непрерывной душевной пытки. Долго рассказывать, как случилось, что юная русская девушка Таня Осипова, живя в Финляндии, в Териоках, стала неизъяснимо дорога мне. Она была поэтессой, и она была моей сказкой. Целый год моя любовь к ней и ее любовь ко мне заколдовывали смерть. Мне кажется, что мое сердце пробито и опустошено. Я полон невыносимой тоски о моей единственной Тане. Такой потери в моей жизни еще не было и слезам моим нет конца."

Ведущий: Ей он посвятил стихи: "Моей - не моей - моей", "Не виденной, но узнанной", "Их перстень", "Первый дождь", "Белый свет", "Эта ночь", "Люблю я цветы:"

Чтение наизусть стихотворений К.Бальмонта «Играющей в игры любовные…», «Печаль луны».

Играющей в игры любовные

Есть поцелуи - как сны свободные,

Блаженно-яркие, до исступления.

Есть поцелуи - как снег холодные.

Есть поцелуи - как оскорбление.

О, поцелуи - насильно данные,

О, поцелуи - во имя мщения!

Какие жгучие, какие странные,

С их вспышкой счастия и отвращения!

Беги же с трепетом от исступленности,

Нет меры снам моим, и нет названия.

Я силен - волею моей влюбленности,

Я силен дерзостью - негодования!

Печаль луны

Ты мне была сестрой, то нежною, то страстной,

И я тебя любил, и я тебя люблю.

Ты призрак дорогой... бледнеющий... неясный...

О, в этот лунный час я о тебе скорблю!

Мне хочется, чтоб ночь, раскинувшая крылья,

Воздушной тишиной соединила нас.

Мне хочется, чтоб я, исполненный бессилья,

В твои глаза струил огонь влюбленных глаз.

Мне хочется, чтоб ты, вся бледная от муки,

Под лаской замерла, и целовал бы я

Твое лицо, глаза и маленькие руки,

И ты шепнула б мне: «Смотри, я вся - твоя!»

Я знаю, все цветы для нас могли возникнуть,

Во мне дрожит любовь, как лунный луч в волне.

И я хочу стонать, безумствовать, воскликнуть:

«Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!»

Ведущая: Однажды зимним вечером в «Бродячей собаке» собравшиеся читают стихи по кругу и произносят приговоры, по большей части убийственные. Самое лёгкое одобрение – редкость. Читают и знаменитости, и начинающие.

Ведущий: Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой. Чёрная, словно лакированная, чёлка закрывает лоб до бровей, смугло-бледные щёки. Глаза смотрят холодно и неподвижно – точно не видят окружающего. Угловатый рот, угловатый изгиб спины. Даже подъём тонких, длинных ног – углом. Разве бывают такие женщины в жизни? Это вымысел художника! Нет, это живая Ахматова.

Чтение наизусть стихотворений Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…».

Сжала руки под тёмной вуалью

Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?" -
От того, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

Ведущая: Анна Ахматова восхищала своими стихами, она восхищала своим достоинством, своим высоким Духом.

Чтение наизусть стихотворения Анны Ахматовой «Вечером»

Вечером

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья...
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.

Романс Н. Носкова на стихи Николая Гумилева «Однообразные мелькают»

Ведущий: Николай Гумилев, поэт, основоположник нового художественного направления в поэзии - акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, заслуживает особого внимания. Поэзия серебряного века немыслима без его имени.

Ведущая: Мечта о подвигах, муза дальних странствий никогда не оставляла Гумилева. Он - известный путешественник, 3 раза отправлявшийся в далекие экспедиции (его африканские этнографические коллекции хранятся в музее). Он - единственный из поэтов серебряного века, добровольно отправившийся на фронт в 1914 году, ставший хладнокровным разведчиком и дважды награжденный за подвиги Георгиевским крестом.

Ведущий: В жизни Гумилев был любвеобильным. Страстно влюблялся, делал любимым девушкам предложения и страшно переживал отказы (дело даже доходило до попыток самоубийства).

Ведущая: Любовь в жизни Гумилева - явная и тайная, молчаливая и многословная, яркая и угасающая.

Ведущий: Анне Ахматовой посвящены книги стихов "Романтические цветы", "Чужое небо" и альбом любовной лирики, созданный в Париже в 1917 году и вышедший уже после гибели поэта под названием "К синей звезде".

Ведущая: Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем А. Ахматовой. Он привел ее в поэзию, и она стала царицей в ней.

Чтение наизусть стихотворения Н.Гумилёва «Она» .

Она

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
Назвать нельзя её красивой,
Но в ней всё счастие моё.

Когда я жажду своеволий
И смел, и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.

Ведущий: «И хотя Анна Андреевна стала моей женой, она навсегда осталась для меня загадкой.

Ведущая: Своего дома у Ахматовой не было никогда, она так и звала себя - бездомной. Но бездомность ее была особого рода: где бы она ни появлялась - в салоне ли, в театре, в ночном кабаре, сразу же оказывалась в центре внимания. “Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, выплывала Ахматова”.

Чтение наизусть стихотворения Н.Гумилёва «Сон».

Сон

Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя;

Снилось мне - ты любишь другого

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам темным,

Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я все-таки умираю

Пред твоим закрытым окном.

Ведущий: Анна Андреевна Ахматова – красивая, победоносная, царственная, принимающая стихи с посвящениями, хлопоты, поклонение близких и неблизких людей. И – совсем иная – Цветаева.

Видеоролик из фильма «Жестокий романс». Романс «Под лаской плюшевого пледа».

Ведущий: В кафе однажды появилась миниатюрная, с фигурой египетского мальчика, светловолосая молодая женщина. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, имеет в себе что-то колдовское. Она не любит слово «поэтесса». Она – поэт.

Ведущая: В великой плеяде поэтов Серебряного века М.И. Цветаева занимает особое место.

Ведущий: В судьбе Марины Цветаевой была единственная любовь, только один мужчина – Сергей Эфрон, муж, отец её детей…

Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Я тебя отвоюю…»

(+видеоролик И. Аллегровой)

Я тебя отвоюю…

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,
У всех золотых знамён, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -
Оттого что в земной ночи́ я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты -
О проклятие! - у тебя остаешься - ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, -
Оттого что мир - твоя колыбель, и могила - мир!

Ведущая: Борис Пастернак… «Это тайнопись, иносказание, шифр», - говорила о нем М. Цветаева. Как глубоко он мог говорить о душе, о Боге, о любви. Глубоко и просто:

Я кончился, а ты жива…
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу…


Февраль…Достать чернил и плакать…


Давай ронять слова,
Как сад – янтарь и цедру
Рассеянно и щедро, едва, едва, едва…
Ведущий: Высоко оценен в мировой литературе Нобелевской премией. И только в 89 году ее вручили сыну Пастернака. А тогда от премии заставили отказаться, добавив бо-ли и горечи в эту и так нелегкую жизнь. А он дарил нам свет своей души щедро, на века. Исполнение песни И.Сказиной на стихи Б. Пастернака «Свеча горела…».

Ведущая: В любовной лирике Cеребряного века Сергей Есенин занимает особое место. Его стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческой души и продолжают звенеть в наших сердцах уже на протяжении более 90 лет .

Чтение наизусть стихотворений С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах…», «Заметался пожар голубой»

«…»

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

«Заметался пожар голубой…»

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Письмо к женщине

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состояньи.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

Ведущий: Судьбы творцов начала века…

Ведущая: Они были яркими, необычными, трагическими, разными…

Ведущий: Судьба каждого - это целая книга…

Ведущая: А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

Ведущий: Они собирались в «Бродячей собаке».

Ведущая: Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны.

Век серебряный, Век из света…

Век поэзии, Век мечты,

Бытия век, Век человека,

Мысли век и век красоты…

Век Душа, век Поэт…Звука век, Слова век…

Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.

Мой серебряный век,
Твой серебряный век,
Наш серебряный век…
Сколько тайн и имен!
В этот век я влюблен.

Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана…

Тема любви в поэзии «серебряного века». Лирика «серебряного» века многообразна и му­зыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как ко­локольчик. «Серебряный век» - это целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи «серебряного ве­ка» - это музыка слов. В этих стихах не было ни од­ного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и… музыкально.

В начале XX в. существовало множество литера­турных направлений. Это и символизм, и акмеизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: необходимо работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

В своем сочинении мне хотелось бы остановиться на творчестве одного из символистов - К. Бальмон­та. Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и кон­кретность необходимо легко и естественно слить в по­этическом символе, как «в летнее утро реки воды гармонично слиты солнечным светом». Это и происхо­дит в стихах К. Бальмонта, похожих на шелест лист­вы. Например, его таинственное, загадочное стихот­ворение «Камыши»: «Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно кричат камыши». В каждом слове этого стихотворения употребляется шипящий звук. Из-за этого все стихотворение как будто шелестит, шуршит.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между нами горят?

Мелькают, мигают - и снова их нет.

И снова забрезжит блуждающий свет…

Разговор камышей, мигание, мелькание огоньков, трясина, сырость, запах тины - все создает ощуще­ние таинственности, загадки. Так рождается таин­ственная, жутковато-притягательная музыка стихо­творения.

Еще одно стихотворение Бальмонта, очень краси­вое и символичное, - это «Я мечтою ловил уходящие тени…» Постоянное повторение слов в каждых двух строчках создает как бы переливающийся, журча­щий ритм:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

В повторении «и дрожали ступени, и дрожали сту­пени», «тем ясней рисовались, тем ясней рисова­лись», «вокруг раздавались, вокруг меня раздава­лись» и т. д. употребляются звуки «р» и «л», за счет чего стихотворение получается похожим на журча­щие переливы ручья. Это то, что касается языка. Те­перь о содержании. Стихотворение наполнено глубо­ким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели. Он оставляет позади прожитые годы - «уходящие тени погасшего дня», уснувшую землю, но цель его все еще далека: «Для меня же блистало дневное светило, / Огневое светило догорало вдали ».

Но он верит, что достигнет заветной мечты. Он уз­нал, «как ловить уходящие тени… потускневшего дня», то есть как не зря проживать время, отведен­ное ему в этом мире, и все выше шел, дальше, ближе и ближе к своей мечте.

Мне хотелось бы сказать еще об одном стихотворе­нии Бальмонта. Это красивое посвящение любви чер­кешенки: «Я тебя сравнивать хотел бы с нежной ивой плакучей, / Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий… / Я тебя сравнивать хотел бы с той индусской баядерой, / Что сейчас-сейчас запла­чет, чувства меря звездной мерой. / Я тебя сравнить хотел бы… / Но игра сравнений темна, / Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна».

В этих строках мы видим прекрасный образ жен­щины, который автор идеализирует. Он говорит, что не может найти сравнения, достойного своей воз­любленной. Поэт утверждает очевидную для него несравненность своей избранницы. Любовь для не­го - настолько огромное, всепоглощающее чувство, что поэт и не пытается сравнивать возлюбленную с прекрасными явлениями природы, ибо игра срав­нений для него темна тогда, когда речь идет об огром­ном светлом чувстве.


Тема любви многократно затрагивалась поэтами Серебряного века. М. Цветаева, А. Ахматова, А. Блок, И. Бунин, С. Есенин, В. Маяковский – у каждого из них есть стихотворения, посвященные данной теме.

Сергей Есенин. В его жизни было много женщин. Кому-то он посвящал стихи, кому-то – нет. Можно смело заявить, что тема любви в его творчестве неоднозначна. Его первая любовь – Анна Сардановская вместе с Лидией Кашиной станут прототипами героини поэмы «Анна Снегина». Им он стихов не посвятит, как и Зинаиде Райх. Айседора Дункан удостоится лишь пары-тройки. Только Августа Миклашевская возымеет такое влияние на поэта, что он начнет писать горы стихов о любви и обещать там то, что никому и никогда не обещал.

«Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья

А нечаянно гибель нашёл…» («Пой же, пой! На проклятой гитаре…»)

Эти строки С.

Есенин посвящает Айседоре Дункан. Хотя он и пишет о том, что она его погубила. История же говорит обратное. Именно поэт разорвал отношения с Айседорой, а ей оставались только безуспешные попытки ее вернуть.

С Миклашевской дела обстояли по-другому. С. Есенин посвящал ей строки, обещал оставить свой хулиганский образ жизни:

«Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень…» («Заметался пожар голубой…»)

Но вот сама Августа никак не могла сделать решительный шаг. Время сработало против них. Судьба их развела. Но в поэте все еще теплились чувства, и он посвятил ей последнее стихотворение, где опять же признавался в любви. («Вечер черные брови насопил…»).

Анна Ахматова. Эта поэтесса воспринимала мир сквозь призму любви, а ее лирику называли энциклопедией этого чувства. Ее нередко отожествляли с лирической героиней (надо заметить, что это было неправомерно), за что в одно время Н. Гумилев, бывший ее мужем, получил репутацию чуть ли садиста:

«Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем...» («Муж хлестал узорчатым…»)

Зачастую любовь в поэзии Ахматовой драматическая, безнадежная, запечатленная в моменты разлуки, смерти.

«Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру."

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".» («Сжала руки под темной вуалью…»)

С течением времени лирика А. Ахматовой стала считаться общечеловеческой. А сама поэтесса народной и философской. Ведь она умела выразить кратко и точно всю женскую сущность и эссенцию любви.

Владимир Маяковский. Поэт считал, что он вправе писать только о том, что пережил сам. Несмотря на это самые ранние стихи о любви не являлись полностью автобиографичными. Самым первым произведением, основанным на личных переживаниях, считается «Облако в штанах». В нем Владимир Маяковский пишет о своей первой сильной любви – Марии, которую он встретил в Одессе:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца. («Облако в штанах»)

Главной музой Маяковского несомненно считается Лиля Брик. Отношения были трудными и нашли отражение в таких произведениях, как например «Флейта-позвоночник».

В поэме «Люблю» поэт размышляет о сущности этого чувства, сопоставляя любовь истинную и ложную.

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Пишет Маяковский, когда его чувства к Лиличке находятся на пике. «Люблю» является самым светлым произведением Маяковского.

Позже поэт напишет поэму «Про это», наполненную опять же тяжелыми переживаниями и внутренней борьбой. Как раз в это время в отношениях с Лилей Брик наступил переломный момент.

Таким образом, можно отметить, что любовь будоражила сердца людей во все времена, какие бы события не сопровождали жизнь страны.


"Тема любви в поэзии Серебряного века"

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.

Александр Александрович Блок - великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.

В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой - весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:

Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.

Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то - «невозможные», шаги -«несуществующие».... Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.

Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка - Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.

Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет - это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.

Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы. Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам: Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни. К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье - меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт. 1906-1907 - цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий - «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы - сильной личности, женщина здесь - символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»). Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя. Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь. Но лишь любовь к одной женщине - к своей жене - Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе...». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо: Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла... Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил...». Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном. А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.