Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Рациональное природопользование: основы и принципы. Рациональные числа, определение, примеры Что из перечисленных является примером рационального природопользования

Рациональное природопользование: основы и принципы. Рациональные числа, определение, примеры Что из перечисленных является примером рационального природопользования


В этой статье мы начнем изучать рациональные числа . Здесь мы дадим определения рациональных чисел, дадим необходимые пояснения и приведем примеры рациональных чисел. После этого остановимся на том, как определить, является ли данное число рациональным или нет.

Навигация по странице.

Определение и примеры рациональных чисел

В этом пункте мы дадим несколько определений рациональных чисел. Несмотря на различия в формулировках, все эти определения имеют единый смысл: рациональные числа объединяют целые числа и дробные числа , подобно тому, как целые числа объединяют натуральные числа , противоположные им числа и число нуль. Иными словами, рациональные числа обобщают целые и дробные числа.

Начнем с определения рациональных чисел , которое воспринимается наиболее естественно.

Из озвученного определения следует, что рациональным числом является:

  • Любое натуральное число n . Действительно, можно представить любое натуральное число в виде обыкновенной дроби , например, 3=3/1 .
  • Любое целое число, в частности, число нуль. В самом деле, любое целое число можно записать в виде либо положительной обыкновенной дроби, либо в виде отрицательной обыкновенной дроби, либо как нуль. Например, 26=26/1 , .
  • Любая обыкновенная дробь (положительная или отрицательная). Это напрямую утверждается приведенным определением рациональных чисел.
  • Любое смешанное число . Действительно, всегда можно представить смешанное число в виде неправильной обыкновенной дроби. Например, и .
  • Любая конечная десятичная дробь или бесконечная периодическая дробь . Это так в силу того, что указанные десятичные дроби переводятся в обыкновенные дроби. К примеру, , а 0,(3)=1/3 .

Также понятно, что любая бесконечная непериодическая десятичная дробь НЕ является рациональным числом, так как она не может быть представлена в виде обыкновенной дроби.

Теперь мы можем с легкостью привести примеры рациональных чисел . Числа 4 , 903 , 100 321 – это рациональные числа, так как они натуральные. Целые числа 58 , −72 , 0 , −833 333 333 тоже являются примерами рациональных чисел. Обыкновенные дроби 4/9 , 99/3 , - это тоже примеры рациональных чисел. Рациональными числами являются и числа .

Из приведенных примеров видно, что существуют и положительные и отрицательные рациональные числа, а рациональное число нуль не является ни положительным, ни отрицательным.

Озвученное выше определение рациональных чисел можно сформулировать более краткой форме.

Определение.

Рациональными числами называют числа, которые можно записать в виде дроби z/n , где z – целое число, а n – натуральное число.

Докажем, что данное определение рациональных чисел равносильно предыдущему определению. Мы знаем, что можно рассматривать черту дроби как знак деления , тогда из свойств деления целых чисел и правил деления целых чисел следует справедливость следующих равенств и . Таким образом, , что и является доказательством.

Приведем примеры рациональных чисел, основываясь на данном определении. Числа −5 , 0 , 3 , и являются рациональными числами, так как они могут быть записаны в виде дробей с целым числителем и натуральным знаменателем вида и соответственно.

Определение рациональных чисел можно дать и в следующей формулировке.

Определение.

Рациональные числа – это числа, которые могут быть записаны в виде конечной или бесконечной периодической десятичной дроби.

Это определение также равносильно первому определению, так как всякой обыкновенной дроби соответствует конечная или периодическая десятичная дробь и обратно, а любому целому числу можно сопоставить десятичную дробь с нулями после запятой.

Например, числа 5 , 0 , −13 , представляют собой примеры рациональных чисел, так как их можно записать в виде следующих десятичных дробей 5,0 , 0,0 , −13,0 , 0,8 и −7,(18) .

Закончим теорию этого пункта следующими утверждениями:

  • целые и дробные числа (положительные и отрицательные) составляют множество рациональных чисел;
  • каждое рациональное число может быть представлено в виде дроби с целым числителем и натуральным знаменателем, а каждая такая дробь представляет собой некоторое рациональное число;
  • каждое рациональное число может быть представлено в виде конечной или бесконечной периодической десятичной дроби, а каждая такая дробь представляет собой некоторое рациональное число.

Является ли данное число рациональным?

В предыдущем пункте мы выяснили, что любое натуральное число, любое целое число, любая обыкновенная дробь, любое смешанное число, любая конечная десятичная дробь, а также любая периодическая десятичная дробь является рациональным числом. Это знание нам позволяет «узнавать» рациональные числа из множества написанных чисел.

Но как быть, если число задано в виде некоторого , или как , и т.п., как ответить на вопрос, является ли данное число рациональным? Во многих случаях ответить на него очень сложно. Укажем некоторые направления ходу мысли.

Если число задано в виде числового выражения, которое содержит лишь рациональные числа и знаки арифметических действий (+, −, · и:), то значение этого выражения представляет собой рациональное число. Это следует из того, как определены действия с рациональными числами . Например, выполнив все действия в выражении , мы получаем рациональное число 18 .

Иногда, после упрощения выражений и более сложного вида, появляется возможность определить, рационально ли заданное число.

Пойдем дальше. Число 2 является рациональным числом, так как любое натуральное число является рациональным. А как насчет числа ? Является ли оно рациональным? Оказывается, что нет, - не является рациональным числом, это иррациональное число (доказательство этого факта методом от противного приведено в учебнике по алгебре за 8 класс, указанном ниже в списке литературы). Также доказано, что квадратный корень из натурального числа является рациональным числом только в тех случаях, когда под корнем находится число, являющееся полным квадратом некоторого натурального числа. Например, и - рациональные числа, так как 81=9 2 и 1 024=32 2 , а числа и не являются рациональными, так как числа 7 и 199 не являются полными квадратами натуральных чисел.

А число рационально или нет? В данном случае несложно заметить, что , следовательно, данное число – рациональное. А является ли число рациональным? Доказано, что корень k-ой степени из целого числа является рациональным числом только тогда, когда число под знаком корня является k-ой степенью некоторого целого числа. Поэтому не является рациональным числом, так как не существует целого числа, пятая степень которого равна 121 .

Метод от противного позволяет доказывать, что логарифмы некоторых чисел по некоторым основаниям не являются рациональными числами. Для примера докажем, что - не рациональное число.

Предположим противное, то есть, допустим, что - рациональное число и его можно записать в виде обыкновенной дроби m/n . Тогда и дают следующие равенства: . Последнее равенство невозможно, так как в левой его части находится нечетное число 5 n , а в правой части – четное число 2 m . Следовательно, наше предположение неверно, таким образом, не является рациональным числом.

В заключение стоит особо отметить, что при выяснении рациональности или иррациональности чисел следует воздержаться от скоропостижных выводов.

Например, не стоит сразу утверждать, что произведение иррациональных чисел π и e является иррациональным числом, это «как бы очевидно», но не доказано. При этом возникает вопрос: «А с чего бы произведению быть рациональным числом»? А почему бы и нет, ведь можно привести пример иррациональных чисел, произведение которых дает рациональное число: .

Также неизвестно, являются ли числа и многие другие числа рациональными или не являются таковыми. Например, существуют иррациональные числа, иррациональная степень которых является рациональным числом. Для иллюстрации приведем степень вида , основание данной степени и показатель степени не являются рациональными числами, но , а 3 – рациональное число.

Список литературы.

  • Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. - 22-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008. - 288 с.: ил. ISBN 978-5-346-00897-2.
  • Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
  • Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика (пособие для поступающих в техникумы): Учеб. пособие.- М.; Высш. шк., 1984.-351 с., ил.

Характер взаимоотношений природы и человека изменялся с течением истории. Впервые о рациональном природопользовании начали всерьез задумываться где-то в середине ХХ века. Именно в это время антропогенное давление на окружающую среду стало максимальным. Что такое рациональное природопользование и каковы его принципы - об этом пойдет речь в данной статье.

Сущность понятия "природопользование"

Данный термин имеет две трактовки. Согласно первой, под природопользованием понимают комплекс мероприятий по использованию природных ресурсов с целью удовлетворения экономических, промышленных, лечебно-оздоровительных или иных потребностей человека.

Вторая трактовка предусматривает определение понятия "природопользование" как научной дисциплины. То есть это, по сути, теоретическая наука, изучающая и оценивающая процесс использования человеком природных ресурсов, а также разрабатывающая пути его оптимизации.

Сегодня принято выделять рациональное и нерациональное природопользование. О них мы и будем говорить далее, делая акцент на первом виде. Для полного понимания того, что такое рациональное природопользование, следует также разобраться в том, какие бывают виды природных ресурсов.

Классификация природных ресурсов

Под природными ресурсами понимают те объекты (или явления), не созданные человеком, которые используются им для удовлетворения целого ряда своих потребностей. К ним относятся полезные ископаемые, грунты, флора и фауна, поверхностные воды и т. д.

Все природные ресурсы по характеру их использования человеком можно поделить на следующие классы:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • научные;
  • рекреационные;
  • лечебные и т. д.

Их также делят на две большие группы:

  • неисчерпаемые (например, солнечная энергия, вода);
  • исчерпаемые (нефть, природный газ и т. п.).

Последние, в свою очередь, подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

Стоит отметить, что относить тот или иной ресурс к определенной группе можно лишь условно. Ведь даже наше Солнце не вечно и может в любой момент времени "погаснуть".

Рациональное природопользование предусматривает охрану и грамотное использование всех видов природных ресурсов и компонентов.

История природопользования

Взаимоотношения в системе "человек - природа" не всегда были одинаковыми и изменялись с течением времени. Можно выделить пять периодов (или вех), во время которых произошли самые важные изменения в этой системе отношений:

  1. 30000 лет назад. В это время человек полностью приспосабливался к окружающей его действительности, занимаясь охотой, рыбалкой и собирательством.
  2. Около 7000 лет назад - этап сельскохозяйственной революции. Именно в это время начинается переход человека от собирательства и охоты к обработке земли и скотоводству. Для этого периода характерны первые попытки преобразования ландшафтов.
  3. Эпоха средних веков (VIII-XVII ст.). В этот период нагрузка на окружающую среду заметно возрастает, зарождаются ремесла.
  4. Около 300 лет назад - этап промышленной революции, которая началась в Британии. Масштабы влияния человека на природу возрастают в разы, он пытается полностью приспособить её под свои нужды.
  5. Середина ХХ века - этап научно-технической революции. В это время отношения в системе "человек - природа" качественно и сильно изменяются, а все экологические проблемы заостряются.

Природопользование рациональное и нерациональное

Что же означает каждое из этих понятий и в чем их принципиальные различия? Стоит отметить, что рациональное и нерациональное природопользование - это два антипода, термины. Они полностью противоречат друг другу.

Рациональное природопользование подразумевает такой способ использования природной среды, при котором взаимодействие в системе "человек - природа" остается максимально гармонизированным. Основными признаками такого вида отношений являются:

  • интенсивное хозяйствование;
  • применение новейших научных достижений и разработок;
  • автоматизация всех производственных процессов;
  • внедрение технологий безотходного производства.

Рациональное природопользование, примеры которого мы приведем ниже, более характерно для экономически развитых стран мира.

В свою очередь, под нерациональным природопользованием понимают неразумное, несистематическое и хищническое использование той части природно-ресурсного потенциала, которая является наиболее доступной. Такое поведение приводит к быстрому истощению природных ресурсов.

Основными признаками такого вида природопользования являются:

  • отсутствие систематичности и комплексности в разработке конкретного ресурса;
  • большое количество отходов при производстве;
  • экстенсивное хозяйствование;
  • большой вред для окружающей среды.

Нерациональное природопользование наиболее характерно для стран Азии, Латинской Америки и для некоторых государств Восточной Европы.

Несколько примеров

Сначала рассмотрим несколько мероприятий, которыми можно описать рациональное природопользование. Примеры такой деятельности можно привести следующие:

  • повторная переработка отходов, создание и усовершенствование безотходных технологий;
  • создание природных заповедников, национальных парков и резерватов природы, в которых полным ходом (не на словах, а на деле) осуществляется охрана флоры и фауны региона;
  • рекультивация территорий, которые пострадали от промышленной разработки недр, создание культурных ландшафтов.

В свою очередь, можно привести и несколько самых ярких примеров нерационального отношения человека к природе. Например:

  • бездумная вырубка лесных массивов;
  • браконьерство, то есть истребление отдельных (редких) видов животных и растений;
  • выброс неочищенных стоков, осознанное загрязнение вод и грунтов промышленными или бытовыми отходами;
  • хищническая и агрессивная разработка доступных недр и т. д.

Принципы рационального природопользования

На протяжении многих десятков лет ученые и экологи разрабатывали те принципы и условия, которые смогли бы помочь оптимизировать взаимоотношения человека и природы. Основы рационального природопользования кроются, прежде всего, в эффективном хозяйствовании, которое не провоцирует глубоких и серьезных изменений в окружающей среде. При этом природные ресурсы используются максимально полно и систематично.

Можно выделить основные принципы рационального природопользования:

  1. Минимальное (так называемый "нулевой уровень") потребление природных ресурсов человеком.
  2. Соответствие объема природно-ресурсного потенциала и антропогенной нагрузки на окружающую среду для конкретного региона.
  3. Сохранение целостности и нормального функционирования экосистем в процессе их производственного использования.
  4. Приоритетность экологического фактора перед экономической выгодой на долгосрочную перспективу (принцип устойчивого развития региона).
  5. Согласование хозяйственных циклов с природными.

Пути реализации этих принципов

Существуют ли способы реализации перечисленных принципов? Можно ли решить все проблемы рационального природопользования на практике?

Пути и способы реализации принципов природопользования на самом деле существуют. Их можно свести к следующим тезисам:

  • глубокое и комплексное изучение особенностей и всех нюансов освоения природных ресурсов;
  • рациональное размещение на территории промышленных предприятий и комплексов;
  • разработка и внедрение эффективных региональных систем хозяйствования;
  • определение комплекса природоохранных мероприятий для каждого региона;
  • мониторинг, а также прогнозирование последствий того или иного вида хозяйственной деятельности человека.

Экономика и экология: соотношение понятий

Эти два понятия тесно связаны друг с другом. Не зря же у них и корень один - "ойкос", что в переводе означает "дом, жилище". Однако многие до сих пор не могут осознать, что природа - это наш общий и единственный дом.

Понятия "экология" и "рациональное природопользование" практически тождественны. Наиболее доходчиво их могут раскрыть так называемые парадигмы экологического природопользования. Всего их три:

  1. Минимизация воздействия человека на природу в процессе использования природных ресурсов.
  2. Оптимальное (полное) использование конкретного ресурса.
  3. Максимально возможное извлечение пользы из конкретного природного ресурса для улучшения благосостояния общества.

В заключение

Рациональное природопользование и охрана природы - понятия, которые стали необычайно важными на пороге нового тысячелетия. Человечество впервые всерьез задумалось о последствиях своей деятельности и о будущем нашей планеты. И очень важно, чтобы теоретические принципы и декларации не расходились с реальными делами. Для этого нужно, чтобы каждый житель Земли осознавал всю важность правильного и рационального экологического поведения.

«Итоговая аттестация 9 классов» - Экзаменуемый. Информация, внесенная в бланки ГИА. Дополнительный бланк. Знак. Оформление ответов. Бланк ответов. Информация для заполнения. Задания с развёрнутым ответом. Математика. Пометки. Верхняя часть бланка ответов. Государственная (итоговая) аттестация учащихся 9 классов. Регистрационная информация.

«Экзамены 9 класс» - Поступить в учреждение СПО. п.2.1. Выпускники IX классов сдают 4 экзамена: Какие экзамены сдавать? Предметы по выбору учащиеся могут сдавать в 2-х формах. Поступить в учреждение НПО. Продолжить обучение в другой школе, где есть необходимый профиль. В традиционной школьным экзаменационным комиссиям. Продолжить обучение в школе в профильном или универсальном классе.

«Новая форма ГИА» - Сопоставление результатов экзаменов в новой форме по АЛГЕБРЕ Челябинской области и ФИПИ. О результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в 2009 году в новой форме по физике и перспективах 2010 года. Результаты экзаменов в новой форме по алгебре (в %). Участники эксперимента по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов.

«Новая форма ГИА 2013» - Сайты и порталы о Г(И)А. Формы проведения ГИА девятиклассников. Чем и от чего его лечить. Организаторы ГИА-9. Предметы ГИА-9. Образец КИМ. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Введение. Короткие перерывы. Участники ГИА-9. Оценивание ГИА-9. Контрольно-измерительные материалы ГИА-9. Государственная (итоговая) аттестация в 9 классах в новой форме.

«ГИА в 2014 году» - Сроки и продолжительность проведения ГИА. Формы проведения ГИА. Минимальные баллы. Средства связи. Обязанности образовательных организаций. Проведение государственной итоговой аттестации в 2014 году. Нормативные документы. Форма для направления в ГЭК замечаний. Оснащение ППЭ. Роспись. Аннулирование результатов.

«Государственная итоговая аттестация 9 класс» - Ппои. Подготовка аналитических данных. Шифрование. Инструктивные материалы. Формирование базы данных. Рэк. Анализ результатов. Обработка результатов. Выдача результатов. Муниципальные экзаменационные комиссии. Региональный центр оценки качества (обработки информации). Подведомственное учреждение, уполномоченное обеспечить организационно-технологическое сопровождение ГИА.

С раннего детства родители возили меня отдыхать к небольшому родниковому озеру. Я любила это озеро, его чистую и прохладную воду. Но, внезапно для нас, оно начало пропадать и почти исчезло. Оказалось, что местный фермер стал орошать свою землю водой из этого озера, и его нерациональная деятельность осушила водоем буквально за три года, оставив всю округу без воды, а нас - без озера.

Природопользование

Использование природных богатств влечет за собой определенные последствия, и мне бы хотелось, чтобы эти действия были направлены на созидание, а не на разрушение. С развитием техники люди все активнее пользуются природными ресурсами, используют их для своих личных потребностей и обогащения. Причем, такая деятельность может быть как рациональной, так и нерациональной. Первая не вредит природе, не изменяет ее вид и свойства, тогда как вторая приводит к истощению месторождений и загрязнению атмосферы.

Примеры рационального природопользования

Рациональное использование ресурсов подразумевает их максимально возможное разумное потребление. Для промышленности это может быть использование замкнутого цикла воды, использование альтернативных видов энергии, переработка вторсырья.


Таким примером также есть создание парков и заповедников, использование новых технологий, которые не загрязняют воздух, почву и воду.

Примеры нерационального природопользования

Неразумные и халатные примеры природопользования можно наблюдать на каждом шагу, и все мы уже расплачиваемся за такое небрежное отношение к природе. Вот некоторые из таких примеров:


В своей жизни я довольно редко наблюдаю рациональное использование ресурсов, начиная от отдельно взятых людей до масштабов корпораций и стран. А хотелось бы, чтобы люди больше ценили нашу планету и разумно использовали ее дары.

Международные договоры - один из инструментов международного сотрудничества

Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это - особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

Какое из направлений, перечисленных ниже, является примером рационального природопользования

г) прекращение обработки истощенных земель.

Список литературы

  • 1. Безопасность жизнедеятельности. / Под ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 1999.
  • 2. Лотош В.Е. Технологии основных производств в природопользовании. - Екатеринбург, Изд-во УГЭУ, 1999.
  • 3. Лотош В.Е. Экология природопользования. - Екатеринбург, Изд-во УГЭУ, 2000.
  • 4. Охрана окружающей среды. /Под ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 2008.
  • 5. Родионов А.И., Клушин В.Н., Торочешников Н.С. Техника защиты окружающей среды. - М.: Химия, 1989.