Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Характеристика герды происхождение и возраст. «Раскрытие образов и понимание главного конфликта сказки «Снежная королева

Характеристика герды происхождение и возраст. «Раскрытие образов и понимание главного конфликта сказки «Снежная королева

Обойти почти всю Землю в поисках лучшего друга? Для героини сказки это вовсе не сложно. Смелая и отважная Герда преодолеет любые испытания, чтобы спасти близкого человека. Да и о каких препятствиях может идти речь, если в сердце живет искренняя вера в добро.

История создания

В 1844 году на полках книжного магазина появился сборник «Новые сказки. Том первый». В книгу вошел рассказ о приключениях девочки по имени Герда, которая отчаянно искала пропавшего друга.

Ученые утверждают, что «Снежная королева» - самая длинная сказка писателя. Сам Ганс Христиан Андерсен называл произведение «сказка моей жизни». Такое заявление имеет под собой основания. Большинство действующих героев завораживающей истории не выдуманы - это реальные люди, сопровождавшие Андерсена на жизненном пути.

Прообразом смелой Герды стала девочка по имени Лисбета. Будущая героиня сказки жила неподалеку от маленького Ганса и часто приходила в гости. Со временем дети настолько сдружились, что стали звать друг друга «сестричка» и «братик». Лисбета – первый слушатель еще неуверенных, но уже интересных рассказов Андерсена.


Существует теория, что в противостоянии Герды и датский писатель отобразил борьбу религии и науки. Подобная мысль не прижилась в Советском Союзе. Неудивительно, ведь до СССР сказка добралась в урезанном варианте. Обязательная цензура, через которую проходили иностранные произведения, вычеркнула из сказки религиозные мотивы – в оригинальном варианте растопить сердце помогли воспоминания об .

Биография

Герда родилась в небогатой семье. Несмотря на тяжелое финансовое положение, родители и бабушка старались подарить ребенку счастливое детство. Семья живет под самой крышей многоквартирного дома. Юная героиня отличается привлекательной внешностью:

«Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием».

Мама и папа соорудили для Герды цветник, за которым девочка ухаживала вместе с соседским мальчиком Каем. Ребята дружили с детства и много времени проводили вместе.


Отношения изменились, когда Кай стал заложником осколков волшебного зеркала, искажающих восприятие мира. Попав мальчику в глаз и в сердце, осколки настроили Кая против Герды.

Лучший друг девочки пропадает без вести, взрослые решают, что мальчик погиб. Только Герда не принимает такую правду и с наступлением весны отправляется на поиски. Первая, к кому обращается девочка, - местная река. Герда предлагает стихии обмен: река возвращает ей Кая, а героиня отдает единственную ценность - новые красные башмачки. Река не помогает девочке, но выносит ее к дому старой колдуньи.


Наивная Герда позволяет себя околдовать и беспечно проживает в доме старушки конец весны и все лето. Случайность напоминает девочке о цели ее пути. Посоветовавшись с местными цветами и выяснив, что Кай не похоронен в земле, Герда возвращается к поискам.

Дорога приводит смелую девочку к прекрасному замку. Расспросы говорящего ворона подтверждают догадку - Кай живет во дворце и вполне счастлив с местной принцессой. Девочка уговаривает ворона провести ее внутрь. Увы, женихом принцессы оказывается другой мальчик.


Добрые правители выслушивают горестный рассказ и одаривают девочку теплой одеждой и золотой каретой. Дары пришлись как нельзя кстати. Герда вновь отправляется в нелегкий путь. В ближайшем лесу на дорогой экипаж нападают бандиты.

От смерти Герду спасает маленькая разбойница, решившая забрать девочку в свою коллекцию диковинок. Ночью, когда грабительница засыпает, белые голуби рассказывают девочке, где искать Кая. Обрадованная Герда делится узнанным с тюремщицей. Несмотря на окружение, сердце юной разбойницы еще не очерствело. Воровка отпускает Герду, дав в сопровождающие северного оленя.


Так, на спине могучего животного, героиня добирается до Лапландии. Первую остановку дуэт делает у дома старой лапландки. Женщина, узнав судьбу оленя и Герды, дает героям в дорогу странное послание, написанное на сушеной треске. Старуха просит передать сообщение знакомой финке.

Добравшись до Финнмарка, Герда находит жилище старушки. Пока герои согреваются после долгой дороги, финка внимательно исследует непонятные письмена. Северный олень, который за время путешествия проникся симпатией к спутнице, упрашивает новую знакомую помочь Герде. Но финка, видя черты характера девочки, имеет другое мнение на этот счет:

«Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила - в ее милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!»

Добравшись до входа в сад Снежной королевы, Герда остается в одиночестве – северный олень ждет ее у входа. Дойти до замка девочке помогают молитвы. Ангелы, пришедшие на помощь, отгоняют от героини стражников Снежной королевы и не позволяют тем причинить Герде вред.

Дом злой повелительницы снега завораживает девочку, хотя за время путешествия замки перестали удивлять Герду. Увидев Кая, героиня бросается на грудь друга. Теплые слезы, катящиеся из глаз девочки, растапливают лед в сердце мальчика, а упоминание Христа в любимом псалме заставляет и самого Кая расплакаться. Так вышли осколки проклятого зеркала из тела юноши.


Счастливые герои отправляются в обратный путь и, добравшись до родного дома, осознают, что за время путешествия сильно повзрослели. Только сердца их остались такими же добрыми и чистыми.

Экранизации

Первый мультфильм о приключениях смелой девочки сняли в СССР в 1957 году. Мультик «Снежная королева» отмечен международными премиями и переведен на шесть иностранных языков. Голосом Герды стала актриса .


В 1967 году киностудия «Ленфильм» выпустила фильм-сказку «Снежная королева». В киноленте, помимо живых людей, участвуют куклы, и вставлены элементы мультипликации. Роль Герды сыграла .


Премьера новогоднего мюзикла с одноименным названием состоялась 31 декабря 2003 года. Роль Герды исполнила . Кроме оригинального сюжета, в музыкальной кинокартине присутствуют и другие истории Андерсена.


Вдохновленный сказкой датского писателя, Осаму Дэдзаки создал аниме, посвященное приключениям смелой девочки. Мультфильм почти не отходит от первоисточника. Образ Герды создал Акио Сугино, а голос подарила Аяко Кавасуми.


В 2012 году на экраны вышел новый мультипликационный фильм «Снежная королева». Позже сказка получила продолжение - «Снежная королева 2: Перезаморозка» (2015) и «Снежная королева 3: Огонь и лёд». В первой и во второй части Герду озвучила певица (Анна Шурочкина), в третьей - Наталия Быстрова.

  • Имя «Герда» пришло из Скандинавии, значение имени - защитница людей.
  • В зоопарке Новосибирска живет белая медведица по кличке Герда. В августе животное маялось от жары, и служители привезли в вольер настоящий снег. Видео, как Герда радуется снегу, облетело весь мир.
  • Поэтесса Стефания Данилова посвятила Герде стих, в котором героиня заходит в чертоги зимы. Произведение заканчивается неожиданно: Герда признается в любви вовсе не Каю, а Снежной королеве.

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» — одна из самых известных и любимых волшебных историй в мире. Ее герои самобытны и непосредственны в своих поступках и порывах. Это очень яркие образы, которые невозможно забыть. Возможно, поэтому они неизменно оказывают влияние на каждого ребёнка, который, как и многие его сверстники во всем мире, читает и перечитывает эту замечательную историю.

Герда из «Снежной королевы» — главный, а еще самый яркий и светлый персонаж. Иногда даже кажется странным, что сказку не назвали «История Герды», так много в ней посвящено раскрытию этого образа.

У Герды есть, чему поучиться. Самоотверженность этой девочки, ее доброта и стойкость характера производят сильное впечатление на детей и даже взрослых. Шутка ли? Пройти полмира, попасть в плен к разбойникам, идти через пургу и жуткий холод, столкнуть с враждебной армией один на один. Все это ради спасения друга, близкого и родного человека — мальчика Кая. Того, кто, пусть и не по своей вине, обидел ее прежде, чем исчезнуть …

Такое впечатление, что эта храбрая малышка не только достигла своей цели, но и в чем-то изменила к лучшему всех тех, кого встретила на пути — ворона и ворону, принца и принцессу, и, конечно, Маленькую разбойницу. Ту самую сорвиголову, которой, казалось бы, на роду написано быть злой, жестокой, беспощадной. Но встреча с Гердой меняет ее, мы видим, что на самом деле у Маленькой разбойницы доброе сердце и она готова помочь тому, кто так упорно следует по своему пути.

Каждый из встреченных Гердой персонажей был готов помочь ей. Что говорит о силе ее характера, об умении располагать к себе людей, животных и даже цветы склоняют перед ней свои головки. Она умеет разговаривать с ними, и они охотно рассказывают ей сказки и истории. Животные и птицы тоже готовы помочь ей. А розовый куст растет и расцветает от ее теплых слез, упавших на землю. Нет, нет… она совсем не волшебница, все эти чудеса творит ее доброта и искренность.

Старая добрая финка, приютившая девочку и оленя, сравнивая ее силу с силой двенадцати богатырей, замечает, что в последней нет толку. Она не может сделать Герду сильнее, чем она есть и говорит северному оленю «Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!».

Представьте себя на лютом морозе без теплых сапог и рукавиц. Как легко в такой ситуации сдаться? Насколько тяжело продолжить свой путь к заветной цели? Что ждет ее маленькую и беззащитную в мрачном, ледяном и, казалось бы, неприступном дворце очень могущественной и невероятно злой волшебницы?

Но вера Герды настолько сильна, что самые большие и страшные из передовых войск Снежной королевы не могут ее остановить. Ангелы спускаются с неба, и становятся ее легионом, защищают и согревают ее. Только так наша маленькая героиня добирается до дворца, где находится замороженный, потерявший все свои добрые чувства Кай. Но даже тогда она не знает, как справиться с осколками зеркала, которые застряли в его сердце и глазу. Ведь если не одолеть их, он никогда не будет прежним, добрым, сильным и справедливым мальчиком, готовым защищать дорогих ему людей. Но ее доброта, любовь и интуиция и тут не оставляют ее, помогая справиться со всеми трудностями.

Эта сказка со счастливым концом, а он, как известно, не всегда бывает в сказках великого датского сказочника. Многие сказки Андерсена заканчиваются не так хорошо, как эта. Но, наверное, история о такой девочке, как Герда, и не могла завершиться по-другому. Ее горячие слезы растопили замерзшее сердце Кая, и они отправились домой, где жили долго и счастливо.

5 класс

(по сказкам Андерсена)

5 часов

ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК

    Рассказ учителя о жизни Андерсена и об истории создания сказки «Снежная королева».

    В сказках Пушкина воссоздан сказочный мир страны ТАМ РУССКИЙ ДУХ..ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ ! Жизнь родного русского народа, нянины сказки, рассказы бабушки – всё это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало могучим источником его творчества.

    Сказочный мир Андерсена был иным. В Дании, в стране, расположенной на севере, у народа бытовали представления о мифических существах лесов, гор и рек. На почве этих представлений о силах зла и добра и вырос талант Андерсена. Андерсен вспоминал свою родину так: «В цветущей Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало, на датском языке мать песни мне певала, шептала сказки мне родимая моя». Будущий писатель родился в бедной семье. Первые впечатления его детства- чёрные руки сапожника-отца и красные матери-прачки. Завербовавшись в наполеоновскую армию, отец вскоре заболел и умер, оставив семью без средств. В 14 лет Андерсен с 13 талерами (20 руб.) отправился в шумный г.Копенгаген, столицу Дании. Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках. Ведь горести Гадкого утёнка, которого клевали и щипали самодовольные обитатели птичьего двора, и муки маленькой Дюймовочки, находившейся в полной зависимости от сердитой и злой мыши, - это точное воспроизведение тех страданий, которые выпали на долю Андерсена. С трудом удалось ему поступить в гимназию. Было очень трудно. Особенно в долгие северные зимы, которым, казалось, не будет конца. Спустя много лет он вспоминает суровую зиму Дании и опишет в «Снежной королеве». 23 года после гимназии Андерсен поступил в университет. Окончив его, он полностью посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать признательность и любовь читателю А читатель у него был особенный – ребёнок.

    Почему Андерсен стал писать для детей? Вот как о его сказках говорил Паустовский К.Г.: «Я начал читать и зачитался так, что к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку».

    В конце жизни Андерсен как великий сказочник был удостоен звания профессора. 50 лет писал Андерсен сказки для детей. Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева», над которой автор работал несколько лет. Подобного типа сказки могли появиться только в северной стране, где схватка с природой для человека часто заканчивалась трагически. И всё же зима для Андерсена была любимым временем года. Много сказок он написал зимой, в разгар детских новогодних праздников: «Приморская зима, ковры снега, треск огня в печах и сияние зимней ночи – всё это располагает к сказке».

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ «СКАЗКИ ПЕРВОЙ»

    Запись в тетрадях темы урока.

    Предлагаются вопросы:

    Почему осколки наделали больше вреда, чем само зеркало?

    Какими же станут люди, утратившие способность радоваться жизни и делать людям добро?

    Кто посмеет выступить против зла?

ЧТЕНИЕ «СКАЗКИ ВТОРОЙ»

    Работа над характеристикой Кая и Герды

ЗАДАНИЕ : докажите, найдите в тексте

СЕМЬЯ (бедны, живут под самым чердаком, вместо сада –

большой ящик с розами).

ОТНОШЕНИЯ (дети чисты, добры, Кай защищает Герду,

дети любят цветы, книги, они радуются жизни)

«Дети пели, целовали розы, смотрели на солнечные блики и разговаривали с ними, казалось, их счастью не будет конца».

    ОПРЕДЕЛИТЕ: завязку сюжета

/Кая что-то кольнуло в сердце, и что-то попало в глаз/

    Образ Кая . «Чего ты хнычешь? Какая ты сейчас некрасивая! Эту розу точит червь. Какие гадкие розы. Торчат в безобразных ящиках.»

Задание : найдите в тексте подтверждение того, как и насколько изменился Кай.

ПРИРОДАсочувствует героям) «Буря плакала и стонала».

Вопрос: Почему и над кем плакала буря? /Она оплакивала Кая, который из доброго и хорошего стал злым и эгоистичным).

Вопрос : Может ли природа плакать?

    Ответ: в литературе существует художественный приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенос свойств человека на неодушевлённые предметы и явления природы

Задание : прочитайте и запишите определение в рабочей тетради.

Задание : докажите, что «Снежная королева» - литературная сказка.

    Домашнее задание :

1) Ч тение эпизодов (по выбору) «Зеркало Тролля», « Первая встреча Кая со Снежной королевой», «Катание Кая на санках».

2) Рисунок к одному из понравившихся отрывков.

3) Вопрос: Какое зло причинили людям осколки зеркала, которое смастерил тролль?

СЛАВНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ГЕРДА

    Проверка домашнего задания.

    Комментированное чтение «Сказки третьей» и «Сказки четвёртой».

    Лексическая работа:

Названый сын – неродной, приёмный

Тростник – водяное растение

Клюка – тип костыля

Радужный – радостный

Советник – должность

Помолвлен – объявлен женихом

Муфта – меховой мешочек для согревания рук

ВОПРОС: Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? (чтение начала)

ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ: Герда

ВОПРОС: вспомните ещё имена героев-детей из сказок Андерсена

Чтение «…горько и долго плакала Герда…»

ОБРАЗ ГЕРДЫ:

Природа поддерживает Герду

Герда-волшебница: «Тёплые капли слёз упали как раз на то место, где ещё недавно стоял розовый куст…и мгновенно его усыпали цветы»

ЗАДАНИЕ : найдите в тексте слова, которыми автор называет героиню, тем самым выражая своё отношение к не: «Маленькая, бедная крошка, усталые ножки, ручонки, сердечко, милое приветливое личико, словно роза».

Поступки Герды (тоже характеризуют её).

    Работа над «Сказкой четвёртой»

ЗАДАНИЕ: зачитайте самые смешные места

ВОПРОС: Что это с точки зрения литературы? ЮМОР

    Запись в рабочих тетрадях характеристики Герды (коллективно устно, самостоятельно письменно)

ОТВЕТ: вежливая, неутомимая, верит несмотря ни на что в хорошие качества души Кая, верит в добро; ей все помогают: солнечный свет, река, воробьи, розы, ворон, принц и принцесса, маленькая разбойница, лесные голуби, олень, лапландка, финка.

ЗАДАНИЕ: расскажите, как они помогли Герде.

    Роль природы в сказке.

Чтение отрывка описания природы в конце «Сказки третьей»: «Как холодно, сыро, уныло вокруг! Каким серым, унылым казался весь мир!»

    Чтение статьи учебника.

    Запись в рабочих тетрадях: В литературной сказке, как и в народной, есть описание природы, которая сочувствует добрым героям и помогает им.

    Беседа по вопросам:

Какая черта характера Герды вам особенно нравится и почему?

    Домашнее задание:

    1. Пересказ близкий к тексту понравившегося эпизода.

2) Рисунок цветника женщины

НЕУЖТО ТЫ САМ НЕ ВИДИШЬ, КАК ВЕЛИКА ЕЁ СИЛА?

    Проверка домашнего задания: просмотр рисунков и их оценка, пересказ отрывков.

    Комментированное чтение «Сказки пятой и «Сказки шестой» и продолжение работы над характеристикой главных героев.

ОБРАЗ МАЛЕНЬКОЙ РАЗБОЙНИЦЫ : необузданная, своенравная, избалованная, упрямая, глаза совсем чёрные, но какие-то печальные.

ВОПРОС : В чём печаль? Что огорчат маленькую разбойницу? Сумела ли Герда своей самоотверженностью и добротой смягчить её характер?

ОТВЕТ: можно сказать, что персонаж это и положительный, и отрицательный.

    Запись в рабочих тетрадях:

В народных сказках все герои делятся на сугубо положительных и сугубо отрицательных. В литературной сказке характеры могут быть более сложными. Маленькая разбойница избалованная, дерзкая, но добрая и отзывчивая.

ВОПРОС: Как по-другому можно было бы озаглавить сказку «Снежная королева»? Почему?

ОТВЕТ: потому что главная героиня - Герда.

ЗАДАНИЕ : приведите другие примеры сказок Андерсена, по названию которых можно сразу догадаться, кто главный герой: «Русалочка», «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик».

    Демонстрация кадров из диафильма «Сказки Андерсена». (уч-ся должны правильно назвать сказочных героев)

    Чтение слов финки из «Сказки шестой»: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать…а сила её в том, что она невинный, милый ребёнок».

ЗАДАНИЕ: попробуйте прокомментировать эти слова.

    Сказочное описание природы в конце «Сказки шестой».

ЗАДАНИЕ : найдите приёмы олицетворения : «Навстречу ей мчался целый поток снежных хлопьев…но все они одинаково сверкали белизной, и все были живые».

    Запись в рабочих тетрадях /продолжение/ характеристики Герды: «Она мужественна, бесстрашна, смела, её нельзя заставить свернуть с намеченной цели».

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    чтение «Сказки седьмой»;

    ответить на вопросы: Как Снежная королева относится к людям? Почему Герда является главной героиней сказки? Охарактеризуйте её.

ДОБРО, ИСТИНА И КРАСОТА ПОБЕЖДАЮТ.

    Беседа по «Сказке седьмой»:

    Как Снежная королева относится к людям?

    Как Герде удалось её победить?

    Чему учат сказки?

    Как жилось Каю у Снежной королевы?

ВЫВОД : Кай глубоко несчастен, и виновницей этому является Снежная королева. Но не только ему одному она принесла несчастье.

ЗАДАНИЕ: прочитайте выразительно те слова, которые Каю говорит Снежная королева, улетая в тёплые края: «Когда снег осыпает лимоны и виноград, это для них полезно».

ВОПРСЫ:

    С какой интонацией надо произносить эту фразу?

    Правду ли говорит Снежная королева?

    Что будет с крестьянами, урожай которых погибнет от внезапных морозов?

Грозная королева и маленькая девочка.

ВОПРОСЫ:

    Можно ли сравнить их силы?

    Сумеет ли Герда победить такого врага?

    Как ей вернуть Кая?

ОТВЕТ: оружие Герды – самоотверженность и доброта – сильнее, чем козни (злые умыслы) Снежной королевы и тролля. Привязанность, верность, сила воли – таковы качества Герды.

ВОПРОС: Только ли Андерсен считал эти качества самыми ценными?

ЗАДАНИЕ: сравните Герду с царевной из сказки Пушкина; что их сближает?

ОТВЕТ: скромность, верность, незлопамятство, забота о других.

ЗАДАНИЕ: сравните Снежную королеву и царицу из сказки Пушкина.

ОТВЕТ: они обе очень красивы, но жестоки, бездушны, безразличны к другим людям.

ВЫВОД : Надо бороться за человека, сердце которого покрылось коркой люда.

Надо преодолевая многочисленные препятствия, без робости идти к намеченной цели. Надо верить в то, что доброе, человеческое в конечном итоге окажется сильнее зла и жестокости.

Надо воспитывать в себе душевную красоту.

Надо быть порядочным и отзывчивым и добрым.

Надо бороться с дурными качествами своего характера.

Чем отличается литературная сказка от народной.

    ЗАЧИН: « Шёл солдат по дороге: раз-два!раз-два!» («Огниво»).

«Жил-был старик, у него были кот да петух» (русская народная сказка).

«Жил-был царь, у него были сын и дочь» (русская народная сказка).

«В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там» («Русалочка»).

«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король» («Дикие лебеди»).

ВЫВОД: зачины литературных сказок более оригинальны, тогда как зачины сказок народных отличаются более традиционным, устойчивыми формулами.

    КОНЦОВКА.

ЗАДАНИЕ : сравните концовки уже известных русских народных сказок и концовку сказки «Снежная королева».

ОТВЕТ: «Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон».

    ПЕЙЗАЖ.

В народных сказках занимает меньшее место, чем в литературных. Это устойчивые фразы и выражения, которые даже несколько раз повторяются.

СРАВНИТЕ: «Как холодно, сыро было вокруг! Каким серым, унылым казался весь мир!» и «На реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались».

Запись в тетрадях: Пейзаж в литературных сказках занимает больше места, чем в народной. В литературной сказке зачины и концовки не похожи друг н друга.

ВИКТОРИНА ПО ТВОРЧЕСТВУ АНДЕРСЕНА

    За какое время Андерсен написал сказку «Соловей»? /за одни сутки/

    Кто из героев так говорит о своём таланте: «Моя песня и порадует тебя, и заставит задуматься. Я буду петь тебе о счастливых и несчастных, о добре и зле…» / «Соловей»/

    Из какой сказки эта девочка: «Я почти глаз не сомкнула. Бог знает, что у меня была за постель…у меня всё тело теперь в синяках» / «Принцесса на горошине»/.

    Кто из сказочных героев отправляется на поиски близких людей? /Герда, Элиза/.

    В какой сказке говорится о книжке, за которую было отдано полкоролевства? «Все картинки в книжке были живые: птицы распевали, а люди сходили со страниц и разговаривали» /»Дикие лебеди»/.

    Любимым цветком Андерсена была роза. На страницах каких сказок она встречается? /»Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»/

КРОССВОРД

Учитель русского языка и литературы

ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа-интернат»

МОИСЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Сказка «Снежная королева» - это необыкновенная история о мальчике Кае и девочке Герде. Их разлучил осколок разбитого зеркала. Основная тема сказки Андерсена "Снежная королева" - борьба добра со злом.

Предыстория

Итак, начнем пересказывать краткое содержание "Снежной королевы". Однажды злой тролль создал зеркало, посмотрев в которое все добро уменьшалось и исчезало, а зло же, наоборот, увеличивалось. Но, к несчастью, ученики тролля в споре разбили зеркало, а все его осколки разлетелись по миру. И если хоть один малюсенький кусочек попадал в человеческое сердце, то оно замерзало и становилось куском льда. А если же он попадал в глаз, то человек переставал видеть хорошее, и в любом поступке ощущал только злой умысел.

Кай и Герда

Краткое содержание "Снежной королевы" следует продолжить информацией о том, что в одном небольшом городке жили друзья: мальчик и девочка, Кай и Герда. Они были друг для друга братом и сестрой, но только до того момента, как в глаз и сердце мальчика попали осколки. После несчастного случая мальчик озлобился, стал грубить и потерял братские чувства к Герде. Кроме этого, он перестал видеть добро. Стал думать, что его никто не любит и все желают ему зла.

И вот в один не очень хороший день Кай пошёл кататься на санках. Он прицепился за проезжающие около него сани. Но они принадлежали Снежной королеве. Она поцеловала мальчика, тем самым сделав его сердце ещё холоднее. Королева взяла его в свой ледяной дворец.

Путешествие Герды

Герда очень горевала по мальчику всю оставшуюся зиму и ждала его возвращения, и, не дождавшись, отправилась на поиски брата, как только наступила весна.

Первой на пути Герде повстречалась женщина-колдунья. Она наложила на девочку заклятье, лишившее её памяти. Но, увидев розы, Герда все вспомнила и сбежала от неё.

После этого на её пути повстречался ворон, поведавший ей, что к принцессе его королевства посватался принц, очень похожий на Кая. Но это оказался не он. Принцесса с принцем оказались очень добрыми людьми, они подарили ей одежду и карету из золота.

Путь девочки лежал через страшный и тёмный лес, где на нее напала шайка разбойников. Среди них была маленькая девочка. Она оказалась доброй и дала Герде оленя. На нем героиня отправилась дальше и вскоре, повстречав голубей, узнала, где находится её названый брат.

На пути ей встречались ещё две добрые женщины - лапландка и финка. Каждая помогла девочке в поисках Кая.

Владения Снежной королевы

И вот, добравшись до владений Снежной королевы, она собрала остатки сил и пошла через сильнейший буран и королевское войско. Герда молилась всю дорогу, и на помощь ей пришли ангелы. Они помогли ей дойти да ледяного замка.

Там был Кай, но королевы не было. Мальчик был словно статуя, весь замерзший и холодный. Он даже не обратил внимания на Герду и продолжил играть в головоломку. Тогда девочка, не справившись с эмоциями, горько заплакала. Слезы разморозили сердце Кая. Он тоже начал плакать, а осколок выпал вместе со слезой.

Главные герои сказки "Снежная королева". Герда

В сказке множество героев, но все они второстепенные. Главных же всего три: Герда, Кай, королева. Но все же единственным по-настоящему главным героем сказки "Снежная королева" является только один - маленькая Герда.

Да, она очень мала, но также и самоотверженна, и смела. В сказке вся её сила сосредоточена в добром сердце, которое привлекает к девочке отзывчивых людей, без которых она бы не добралась до ледяного замка. Именно доброта помогает Герде победить королеву и разморозить названого брата.

Герда готова на все ради ближних и уверена в принятых решениях. Она не сомневается ни на секунду и помогает всем, кому это необходимо, не рассчитывая на помощь. В сказке у девочки проявляются только самые лучшие черты характера, и она является воплощением справедливости и добра.

Образ Кая

Кай же - очень неоднозначный герой. С одной стороны, он добр и чуток, но с другой, легкомысленен и упрям. Ещё до попадания осколков в глаз и сердце. После происшествия Кай полностью оказывается под влиянием Снежной королевы и выполняет её приказы, не говоря ни слова против. Но после того, как его освобождает Герда, всё опять хорошо.

Да, с одной стороны, Кай - положительный персонаж, но его бездействие и пассивность не дают читателю полюбить его.

Образ Снежной королевы

Снежная королева - воплощение зимы, холода. Её дом - это бескрайнее ледяное пространство. Так же как и лёд, она очень красива внешне, а также умна. Но её сердце не знает чувств. Именно поэтому она является прообразом зла в сказке Андерсена.

История создания

Пришло время рассказать историю создания сказки Андерсена "Снежная королева". Она впервые была издана в 1844 г. Сказка является самой длинной в библиографии автора, к тому же Андерсен утверждал, что она связана с историей его жизни.

Андерсен говорил, что «Снежная королева», краткое содержание которой содержится в статье, появилась у него в голове ещё тогда, когда он был маленький и играл со своей подругой-соседкой белоголовой Лисбетой. Для него она была практически сестрой. Девочка всегда была рядом с Хансом, поддерживала во всех играх и слушала его первые сказки. Многие исследователи утверждают, что она стала прообразом Герды.

Но не только у Герды был прообраз. Певица Йенни Линд стала живым воплощением королевы. Автор был влюблён в неё, но девушка не разделила его чувств, и Андерсен сделал её холодное сердце воплощением красоты и бездушности Снежной королевы.

Кроме того, Андерсен был увлечён скандинавскими мифами, и там смерть назвали ледяной девой. Перед смертью его отец сказал, что дева пришла за ним. Возможно, Снежная королева имеет тот же прообраз, что и скандинавская зима и смерть. У неё также отсутствуют чувства, а поцелуй смерти способен заморозить навсегда.

Образ девушки изо льда привлекал сказочника, и в его наследии имеется ещё одна сказка о Снежной королеве, которая увела возлюбленного у его невесты.

Андерсен писал сказку в очень непростое время, когда противоборствовала религия и наука. Поэтому бытует мнение, что противоборство Герды и королевы описывает происходившие события.

В СССР сказка была переделана, так как цензура не допускала упоминание о Христе и чтение Евангелия на ночь.

"Снежная королева": анализ произведения

Андерсен в своих сказках создаёт оппозицию - противостояние добра и зла, лета и зимы, внешнего и внутреннего, смерти и жизни.

Так, Снежная королева стала классическим персонажем фольклора. Тёмной и холодной владычицей зимы и смерти. Ей противопоставлена тёплая и добрая Герда, воплощение жизни и лета.

Кай и Герда по натурфилософии Шеллинга - андрогины, то есть протиопоставление смерти и жизни, лета и зимы. Дети вместе летом, но зимой терпят разлуку.

В первой половине сказки говорится о создании волшебного зеркала, способного искажать добро, превращая его в зло. Человек, травмированный его осколком, выступает в роли противника культуры. С одной стороны - это миф, который поражает культуру и разрывает связь человека и природы. Так Кай становится бездушным и отвергает любовь к лету и красоте природы. Зато он начинает всем сердцем любить творения разума.

Осколок, который оказался в глазу мальчика, даёт ему мыслить разумно, цинично, проявлять интерес к геометрическому строению снежинок.

В сказке, как известно, не может быть плохого конца, поэтому Андерсен противопоставил христианские ценности миру технологий. Именно поэтому дети в сказке поют псалмы розе. Хоть роза и вянет, но память о ней остаётся. Так воспоминание является посредником между миром живых и мёртвых. Именно так Герда, попав в сад колдуньи, забывает Кая, а затем вновь к ней возвращается память, и она сбегает. Именно розы помогают ей в этом.

Очень символична сцена в замке с ложными принцем и принцессой. В этот тёмный момент Герде помогают вороны, символизирующие силы ночи и мудрости. Восхождение по лестнице дань платоновскому мифу о пещере, в котором несуществующие тени создают представление о ложной реальности. Герде требуется много сил для того, чтобы различить, где ложь, а где правда.

Чем дальше продвигается сказка "Снежная королева", краткое содержание которой вам уже известно, тем чаще встречается крестьянская символика. Герда с помощью молитвы справляется с бурей и попадает во владения королевы. Атмосфера замка создана автором самостоятельно. В нем подчёркиваются все комплексы и неудачи бедного писателя. По утверждениям биографов, род Андресенов имел некоторые психические отклонения.

Так силы королевы могут символизировать действия, которые способны свести с ума. Замок неподвижен и холоден, кристальный.

Так травма Кая приводит к его серьёзности и интеллектуальному развитию, а отношение к близким резко меняется. Вскоре он вовсе остаётся один в ледяных чертогах. Эти признаки характеризуют шизофрению.

Кай медитирует надо льдом, показывая этим своё одиночество. Приход Герды к Каю предполагает его спасение из мира мёртвых, из мира безумия. Он возвращается в мир любви и добра, вечного лета. Пара вновь воссоединяется, а человек обретает целостность благодаря сложному пути и преодолению себя.