Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Хлороводород и соляная кислота. Урок химии "Хлороводород: получение и свойства" (9 класс) Как получают хлороводород

Хлороводород и соляная кислота. Урок химии "Хлороводород: получение и свойства" (9 класс) Как получают хлороводород

1.477 г/л, газ (25 °C) Термические свойства Т. плав. −114,22 °C Т. кип. −85 °C Т. разл. 1500 °C Кр. точка 51,4 °C Энтальпия образования -92,31 кДж/моль Химические свойства pK a -4; -7 Растворимость в воде 72,47 (20 °C) Классификация Рег. номер CAS 7647-01-0 Безопасность NFPA 704 Приводятся данные для стандартных условий (25 °C, 100 кПа) , если не указано иного. \mathsf{Mg + 2HCl \rightarrow MgCl_2 + H_2\uparrow} \mathsf{FeO + 2HCl \rightarrow FeCl_2 + H_2O}

Хлориды чрезвычайно распространены в природе и имеют широчайшее применение (галит , сильвин). Большинство из них хорошо растворяется в воде и полностью диссоциирует на ионы. Слаборастворимыми являются хлорид свинца (PbCl 2), хлорид серебра (AgCl), (Hg 2 Cl 2 , каломель) и хлорид меди(I) (CuCl).

\mathsf{4HCl + O_2 \rightarrow 2H_2O + 2Cl_2\uparrow} \mathsf{SO_3 + HCl \rightarrow HSO_3Cl}

Для хлороводорода также характерны реакции присоединения к кратным связям (электрофильное присоединение):

\mathsf{R\text{-}CH\text{=}CH_2 + HCl \rightarrow R\text{-}CHCl\text{-}CH_3} \mathsf{R\text{-}C \equiv CH + 2HCl \rightarrow R\text{-}CCl_2\text{-}CH_3}

Получение

В лабораторных условиях хлороводород получают, воздействуя концентрированной серной кислотой на хлорид натрия (поваренную соль) при слабом нагревании:

\mathsf{NaCl + H_2SO_4 \rightarrow NaHSO_4 + HCl\uparrow} \mathsf{PCl_5 + H_2O \rightarrow POCl_3 + 2HCl} \mathsf{RCOCl + H_2O \rightarrow RCOOH + HCl}

В промышленности хлороводород ранее получали в основном сульфатным методом (методом Леблана), основанном на взаимодействии хлорида натрия с концентрированной серной кислотой. В настоящее время для получения хлороводорода обычно используют прямой синтез из простых веществ :

\mathsf{H_2 + Cl_2 \rightarrow 2HCl}

В производственных условиях синтез осуществляется в специальных установках, в которых водород непрерывно сгорает ровным пламенем в токе хлора , смешиваясь с ним непосредственно в факеле горелки. Тем самым достигается спокойное (без взрыва) протекание реакции. Водород подается в избытке (5 - 10 %), что позволяет полностью использовать более ценный хлор и получить незагрязненную хлором соляную кислоту.

Соляную кислоту получают растворением газообразного хлороводорода в воде.

Применение

Водный раствор широко используется для получения хлоридов, для травления металлов, очистки поверхности сосудов, скважин от карбонатов, обработки руд, при производстве каучуков, глутамината натрия, соды, хлора и других продуктов. Также применяется в органическом синтезе. Широкое распространение раствор соляной кислоты получил в производстве мелкоштучных бетонных и гипсовых изделий: тротуарная плитка, жби изделия и т.д.

Безопасность

Вдыхание хлороводорода может привести к кашлю , удушью, воспалению носа, горла и верхних дыхательных путей, а в тяжёлых случаях, отёк легких , нарушение работы кровеносной системы, и даже смерть. Контактируя с кожей может вызывать покраснение, боль и серьёзные ожоги. Хлористый водород может вызвать серьёзные ожоги глаз и их необратимое повреждение.

Напишите отзыв о статье "Хлороводород"

Примечания

Литература

  • Левинский М.И, Мазанко А. Ф., Новиков И. Н. «Хлористый водород и соляная кислота» М.:Химия 1985

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хлороводород

На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».
[Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его.
Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
– Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
– Повар чей то княжеский…
– Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
– Что прикажете?
– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
– К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
– Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.
24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску.
Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами.
В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

Урок № 9кл дата: _____

Тема урока. Хлороводород: получение и свойства.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: рассмотреть способы получения, свойства хлороводорода; научить соотносить области применения хлороводорода с его свойствами.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с химической формулой и строением молекулы хлороводорода, физическими и химическими свойствами, получением и применением хлороводорода.

Методы и приемы:

Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа.

- Расскажите о физических свойствах хлора (хлор – газ, желто-зеленого цвета, имеет резкий, удушливый запах. Яд для всех живых организмов. Тяжелее воздуха в 2,5 раза. Кипит при температуре от +15 ºС).

Как меняется химическая активность галогенов от фтора к йоду? (фтор химически наиболее активен, а йод наименее активен).

Как меняется вытеснительная активность галогенов в растворах их солей? (более активные галогены вытесняют менее активные галогены из их соединений).

С какими простыми веществами реагирует хлор? (с металлами и водородом).

Опишите взаимодействие хлора с водой, раскрыв сущность реакции (Cl 2 + H 2 O = HCl + HClO . Реакция обмена, в результате образуются две кислоты: соляная и хлорноватистая; ОВР).

- Расскажите о возможных случаях реакции соединения хлора с водородом, механизме и сущности реакции (с водородом хлор реагирует на свету, а также при нагревании; взрывается при облучении, с образованием хлороводорода).

Как растворяется хлороводород в воде и чем является его раствор? (в воде растворяется очень хорошо, образуется соляная кислота).

Письменное домашнее задание. (Выполняется на доске учащимися, пока учащиеся выполняют задания у доски, учитель проводит фронтальную беседу с классом).

Индивидуальное задание.

MnO 2 ) с муриевой кислотой».

Этот газ – хлор. При взаимодействии хлора с водородом образуется хлороводород, водный раствор «муриевая кислота» - соляная кислота. При нагревании минерала пиролюзита с соляной кислотой образуется хлор по реакции:

4HCl + MnO 2 = MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O

Изучение нового материала.

Химическая формула хлороводорода – HCl . Химическая связь – ковалентная полярная.

В промышленности хлороводород получают взаимодействие хлора с водородом.

Cl 2 + H 2 = 2 HCl

В лаборатории получают нагреванием хлорида натрия с концентрированной серной кислотой. В таких условиях, при отсутствии воды, выделяется газообразный хлороводород, его затем растворяют в воде и получают соляную кислоту.

2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl ( см . рис . 13 §14).

Хлороводород – бесцветный газ, немного тяжелее воздуха, с резким запахом, во влажном воздухе дымит. Наиболее характерным свойством хлороводорода является его большая растворимость в воде (при 0 ºС в одном объеме воды растворяется около 500 объемов газа).

Можно ли получить хлороводород, используя раствор поваренной соли? (нет, т.к. все находящиеся в растворе вещества являются сильными электролитами).

Химические свойства: хлороводород не реагирует ни с металлами, ни с основными оксидами (в отличие от соляной кислоты). Запомните, что соляная кислота и хлороводород – не одно и то же вещество, хотя и описываются условно одинаковой формулой. Эти вещества имеют разные физические и химические свойства.

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления (хлороводород является одной из составляющих ядовитых вулканических газов).

Вопросы – подсказки: что такое желудочный сок? Вспомните состав желудочного сока? Какова роль соляной кислоты в пищеварении? При каких нарушениях процесса пищеварения выписывают сильно разбавленный раствор соляной кислоты?

Домашнее задание . Выучить материал § 14, выполнить № 1-2 с. 55.

Индивидуальное задание.

Проанализируйте текст, определите вещества и запишите уравнения описанных реакций:

«Во время Первой мировой войны (1915 г.) около города Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ. Эта газовая атака унесла жизни 5 тыс. солдат и около 15 тыс. сделала инвалидами. Взаимодействие этого газа с водородом может происходить со взрывом, водный раствор продукта этой реакции раньше называли «муриевой кислотой». Одним из первооткрывателей ядовитого газа стал шведский химик и аптекарь Карл Шееле, получивший его нагреванием минерала пиролюзита ( MnO 2 ) с муриевой кислотой».

Решение проблемных вопросов.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Решение проблемных вопросов.

Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления.

Известно, что хлороводород и соляная кислота – это ядовитые вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. В то же время при некоторых желудочных заболеваниях врачи прописывают соляную кислоту как лекарственное средство.

Проблемный вопрос: «Чем объясняются действия врача, выписывающего больному в качестве лекарства ядовитое вещество?».

Урок № 9кл дата: _____

Тема урока. Соляная кислота и ее соли.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: обобщить знания о свойствах соляной кислоты, познакомить с качественными реакциями на галогенид – ионы.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть эмпириче­скую формулу соля­ной кислоты и хло­ридов, изучить зна­чение качественных реакций, проводить химический экспе­римент по распозна­ванию важнейших неорганических ве­ществ, распознавать хлориды, составлять уравнения характер­ных для соляной ки­слоты реакций.

Воспитательные: показать единство материального мира.

Развивающие: приобретение навыков самостоятельной работы.

Методы и приемы: фронтальная беседа, индивидуальная, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; карточки с индивидуальными заданиями, раздаточный материал, набор реактивов: раствор соляной кислоты, цинк, нитрат серебра.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала.

Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами.

Вопросы по изученной теме.

Докажите, что в состав соляной кислоты входит водород (проведение реакции соляной кислоты с цинком; наблюдение газа).

Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2

Докажите, что в состав соляной кислоты входит хлор (проведение качественной реакции на соляную кислоту и ее соли – реакция с нитратом серебра AgNO 3 ; наблюдение выпадения белого осадка хлорида серебра).

AgNO 3 + HCl = AgCl ↓ + HNO 3

Как осуществить превращение, отраженное схемой:

CuO → CuCl 2 AgCl

CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

CuCl 2 + 2AgNO 3 = 2AgCl↓ + Cu(NO 3 ) 2

Изучение нового материала.

Проведение исследовательского задания.

Опишите физические свойства соляной кислоты с помощью своих наблюдений и данных учебника, с. 56 (бесцветная жидкость с резким запахом).

Прочитайте статью учебника с.56 о способах получения соляной кислоты в лаборатории и промышленности.

2. Исследование химических свойств соляной кислоты.

Составление схемы, отражающей химические свойства соляной кислоты, общие с другими кислотами, специфические свойства.

Выполнение задания № 2 с.58.

Соли соляной кислоты.

NaCl – поваренная соль – является неизменным спутником человека на протяжении всей его жизни, о чем красноречиво свидетельствует история человечества.

В чем смысл известной поговорки «Несолено хлебавши»?

Каковы, на ваш взгляд, предпосылки возникновения старинных городов России – Соликамска, Солигорска, Сольвычегорска и др.?

Постановка проблемного вопроса: «Чем объясняется такое отношение людей к обычному и всем нам известному веществу? Почему поваренная соль всегда и везде считается продуктом первой необходимости?» (Поваренная соль как пищевая добавка является важнейшим источником образования соляной кислоты в организме, которая является необходимым компонентом желудочного сока. Поступление хлорида натрия в организм поддерживает постоянство химического состава крови).

Закрепление изученного материала.

Выполнение самостоятельной работы.

Составьте уравнения осуществимых реакций:

1 вариант

NaOH + HCl

NaCl + AgNO 3

NaCl + KNO 3

Na 2 CO 3 + HCl

2 вариант

Ca ( OH ) 2 + HCl

KCl + AgNO 3

HCl + AgNO 3

K 2 CO 3 + HCl

3 вариант

Ba ( OH ) 2 + HCl

BaCl 2 + AgNO 3

KCl + AgNO 3

BaCO 3 + HCl

Домашнее задание . Выучить материал § 15, выполнить № 3, 5 с. 58. Индивидуальное задание * № 4 с. 58.

1 вариант

NaOH + HCl

NaCl + AgNO 3

NaCl + KNO 3

Na 2 CO 3 + HCl

2 вариант

Ca ( OH ) 2 + HCl

KCl + AgNO 3

HCl + AgNO 3

K 2 CO 3 + HCl →

3 вариант

Ba(OH) 2 + HCl →

BaCl 2 + AgNO 3

KCl + AgNO 3

BaCO 3 + HCl

Хлороводород - это бесцветный газ тяжелее воздуха с резким запахом, который состоит в равных объемах из хлора и водорода, формула: HCl

Смесь хлора и водорода дает бурную реакцию и взрывается даже при солнечном свете, образуя хлороводород.

Сам хлороводород не горючий газ.

В лаборатории можно получить хлороводород используя концентрированную серную кислоту + поваренную соль и подогревая эту смесь.

Газ хлороводород хорошо растворяется в воде, сам раствор называют .

При высокой концентрации соляная кислота словно дымит на воздухе, так как хлороводород постепенно выделяется из раствора во внешнюю влагу воздуха. При нагревании выделение хлороводорода идет интенсивнее.


Соляная кислота широко используется для очистки поверхностей от ржавчины. Однако, это может осуществлять только при использовании ингибиторов (добавки которые замедляют протекание реакции металла с кислотой), чтобы кислота не испортила сам металл. Также из кислоты получают соли, используют ее в медицине и т.д. Эта кислота даже выделяется нашим желудком для переваривания пищи, но концентрация там совсем мала (0,2-0,5%).

Соли этой кислоты называют хлоридами . Хлориды в основном, также растворимы в воде.

Если добавить нитрат серебра (AgNO 3) к соляной кислоте или ее соли, то выпадает белый творожистый осадок. Этот осадок нерастворим в кислотах, что всегда позволяет установить присутствие хлорид-ионов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Хлороводород (хлороводородная кислота, соляная кислота) - сложное вещество неорганической природы, которое может существовать как в жидком, так и в газообразном состоянии.

Во втором случае оно представляет собой бесцветный газ, хорошо растворимый в воде, а в первом - раствор сильной кислоты (35-36%). Строение молекулы хлороводорода, а также её структурная формула приведены на рис. 1. Плотность - 1,6391 г/л (н.у.). Температура плавления равна - (-114,0 o С), кипения - (-85,05 o С).

Рис. 1. Структурная формула и пространственное строение молекулы хлороводорода.

Брутто-формула хлороводорода - HCl. Как известно, молекулярная масса молекулы равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы (значения относительных атомных масс, взятых из Периодической таблицы Д.И. Менделеева, округлим до целых чисел).

Mr(HCl) = Ar(H) + Ar(Cl);

Mr(HCl) = 1 + 35,5 = 36,5.

Молярная масса (М) - это масса 1 моль вещества. Легко показать, что численные значения молярной массы М и относительной молекулярной массы M r равны, однако первая величина имеет размерность [M] = г/моль, а вторая безразмерна:

M = N A × m (1 молекулы) = N A × M r × 1 а.е.м. = (N A ×1 а.е.м.) × M r = × M r .

Это означает, что молярная масса хлороводорода равна 36,5 г/моль .

Молярную массу вещества в газообразном состоянии можно определить, используя понятие о его молярном объеме. Для этого находят объем, занимаемый при нормальных условиях определенной массой данного вещества, а затем вычисляют массу 22,4 л этого вещества при тех же условиях.

Для достижения данной цели (вычисление молярной массы) возможно использование уравнения состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона):

где p - давление газа (Па), V - объем газа (м 3), m - масса вещества (г), M - молярная масса вещества (г/моль), Т - абсолютная температура (К), R - универсальная газовая постоянная равная 8,314 Дж/(моль×К).

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание В каком из указанных веществ массовая доля элемента кислорода больше: а) в оксиде цинка (ZnO); б) в оксиде магния (MgO)?
Решение

Найдем молекулярную массу оксида цинка:

Mr (ZnO) = Ar(Zn) + Ar(O);

Mr (ZnO) = 65+ 16 = 81.

Известно, что M = Mr, значит M(ZnO) = 81 г/моль. Тогда массовая доля кислорода в оксиде цинка будет равна:

ω (O) = Ar (O) / M (ZnO) × 100%;

ω (O) = 16 / 81 × 100% = 19,75%.

Найдем молекулярную массу оксида магния:

Mr (MgO) = Ar(Mg) + Ar(O);

Mr (MgO) = 24+ 16 = 40.

Известно, что M = Mr, значит M(MgO) = 60 г/моль. Тогда массовая доля кислорода в оксиде магния будет равна:

ω (O) = Ar (O) / M (MgO) × 100%;

ω (O) = 16 / 40 × 100% = 40%.

Таким образом, массовая доля кислорода больше в оксиде магния, поскольку 40>19,75.

Ответ Массовая доля кислорода больше в оксиде магния

ПРИМЕР 2

Задание В каком из указанных соединений массовая доля металла больше: а) в оксиде алюминия (Al 2 O 3); б) в оксиде железа (Fe 2 O 3)?
Решение Массовая доля элемента Х в молекуле состава НХ рассчитывается по следующей формуле:

ω (Х) = n × Ar (X) / M (HX) × 100%.

Рассчитаем массовую долю каждого элемента кислорода в каждом из предложенных соединений (значения относительных атомных масс, взятых из Периодической таблицы Д.И. Менделеева округлим до целых чисел).

Найдем молекулярную массу оксида алюминия:

Mr (Al 2 O 3) = 2×Ar(Al) + 3×Ar(O);

Mr (Al 2 O 3) = 2×27 + 3×16 = 54 + 48 = 102.

Известно, что M = Mr, значит M(Al 2 O 3) = 102 г/моль. Тогда массовая доля алюминия в оксиде будет равна:

ω (Al) = 2×Ar(Al) / M (Al 2 O 3) × 100%;

ω (Al) = 2×27 / 102 × 100% = 54 / 102 × 100% = 52,94%.

Найдем молекулярную массу оксида железа (III):

Mr (Fe 2 O 3) = 2×Ar(Fe) + 3×Ar(O);

Mr (Fe 2 O 3) = 2×56+ 3×16 = 112 + 48 = 160.

Известно, что M = Mr, значит M(Fe 2 O 3) = 160 г/моль. Тогда массовая доля железа в оксиде будет равна:

ω (O) = 3×Ar (O) / M (Fe 2 O 3) × 100%;

ω (O) = 3×16 / 160 × 100% = 48 / 160× 100% = 30%.

Таким образом, массовая доля металла больше в оксиде алюминия, поскольку 52,94 > 30.

Ответ Массовая доля металла больше в оксиде алюминия