Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Жизнь евнухов. Страдания и жизнь евнухов гарема

Жизнь евнухов. Страдания и жизнь евнухов гарема

В древние времена кастрация была распространенным явлением. Кто такой евнух – история возникновения этих людей всегда интересовала историков и антропологов. Кастраты и евнухи были востребованы не только в гаремах, но и на военной службе и религиозных сферах.

Евнух - кто это?

Евнухи - явление, изначально распространенное в странах Востока: Ассирии, Египте,Османской империи, Китае, затем подхватилось Римской империей и другими европейскими странами. Кто такой евнух? Человек, подвергшийся операции оскопления в детском, подростковом или взрослом возрасте. Официально операции лишения мужчины детородного органа были повсеместно запрещены и все же распространены. Оскопление в древние и средние века – варварский процесс, преследовавший следующие цели:

  • обеспечение гаремов блюстителями порядка (евнухи выполняли функцию «охранителей ложа султана»;
  • модная тенденция среди римских вельмож (на манер восточных правителей);
  • обеспечение слугами правящей прослойки общества различных стран;
  • борьба с плотскими искушениями (в религиозных сектах);
  • сохранить чистое мужское сопрано до того, как у мальчиков мутирует голос;
  • манера наказания преступников, подвергших насилию женщин или детей.

Сама операция была очень болезненной и калечащей тело и психику. В разных странах существовали свои методы и приспособления для удаления мужского достоинства. В Китае пациента укладывали на горячую кушетку, туго бинтовали живот и бедра для избегания массивной кровопотери, промывали гениталии водой с перцем и резким движением отсекали пенис или яички искривленным инструментом, похожим на серп. В Египте, оскопление выглядело еще более кровавым и устрашающим зрелищем: жрец туго перетягивал гениталии жесткой шерстяной нитью и вырывал их. Смертность была высокой.

Кто такой евнух в гареме?

Древние гаремы насчитывали тысячи наложниц, красивых женщин, которые за всю свою жизнь могли так и не удостоится чести провести ночь с султаном. Женская территория изобиловала интригами и хаосом, нуждаясь в блюстителях порядка. Такую роль выполняли евнухи, султан мог не опасаться сексуальных посягательств со стороны евнухов, так как те, по большей части были равнодушны к женским прелестям, были оскоплены еще в детстве до полового созревания и плотские желания им были неведомы. Как выглядит евнух можно увидеть на фотографиях XIX-XX вв.:

  • специальная одежда;
  • полное отсутствие растительности на лице и теле (гладкость);
  • обрюзгшее тело и черты лица;
  • непропорционально высокий рост на фоне других.

Другие особенности:

  • жестокий, хитрый, бессердечный характер;
  • тонкий, как у женщины голос.

Евнух и кастрат - в чем разница?

Чем отличается евнух от кастрата, в разных источниках даются противоречивые сведения. Чаще утверждается, что эти понятия идентичны. По другим данным зависит от типа оскопления. Как делали евнухов или кастратов:

  1. Черная кастрация – полное удаление пениса вместе с мошонкой и семенниками. Мужчина становился кастратом.
  2. Белая кастрация – удаление семенников, с сохранением пениса – так мужчина переходил в разряд евнухов.

Может ли евнух спать с женщиной?

Возможен ли был секс с евнухом, и есть ли эрекция у евнухов, как ни странно это звучит, но – да, секс возможен и тоже. Евнухи категорий спадоне (отсутствие яичек при сохраненном пенисе) и тлибия (пенис и яички на месте, но последние были подвержены сильному сжатию) могли совокупляться и даже испытывать оргазм, но не могли иметь потомства. Секс с евнухами был популярен среди развратниц, не гнушались этого и женщины Высшего света. Евнухи выполняли роль слуг, массажистов и ублажали женщин…правда недолго. Потенция быстро слабела и жизнь белых кастратов была скоротечна.

Евнух в христианстве

Крещен ли евнух духом Святым? Христианские евнухи или скопцы, для обретения чистоты помыслов и полному посвящению своей жизни Богу, часто собственноручно оскопляли себя. Начало этому положил богослов Ориген, трактовавший слова Иисуса, что есть скопцы, сделавшие себя скопцами для Царства Божьего – в буквальном смысле, призвав к этому своих последователей. Валерий, епископ Иерусалима живший в одно время, что и Ориген учредил секту кастратов, которую в дальнейшем запретили в 325 г. на Никейском соборе, признав кастрацию возрождением языческих культов.

Известные евнухи

Кастраты и евнухи были диковинны и интересны для обычных людей. Так афиши с упоминавшимися на ней актерами и певцами кастратами собирали на выступление огромное количество любопытствующего народа. Знаменитые кастраты:

Гарем — (с арабского — «запретное место») — место обитания или, попросту говоря, жилище женщин, рабынь и детей султана. Его назвали Дар-ус-саадет — «Дом счастья». Наиболее известны гаремы оттоманских султанов, но «Дома счастья» имели еще Аббасиды и Сельджукиды.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь, потому что в жены брали дочерей христианских правителей из соседних государств. Но после правления Баязида II (1481−1512) эта традиция изменилась, и жен султаны стали выбирать из обитательниц гарема.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь

Безусловно, главными гостями гарема были сами султаны. После них — мать султана (валиде). Когда ее сын восходил на трон, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старого дворца в новый и поселялась в особых палатах. Вслед за валиде, наконец, шли жены султана — кадын-эфенди. Без сомнения, наиболее колоритными обитательницами гарема были рабыни (джарийе). Ответственными за безопасность гарема были: главы исламской иерархии (шейх-уль-ислама), великий визирь (садразам), начальник безопасности гарема (дар-ус-саадет агасы), и, конечно же, особенно заслуживающий внимания, особый класс служителей гарема — евнухи (гарем-агалары).

Рабыни

Откуда брались рабыни в султанском гареме? Очень просто — восточные князья сами отправляли своих дочерей в оттоманский гарем в надежде, что те станут избранницами султана. Рабынь покупали в 5−6 летнем возрасте и воспитывали до полного физического развития. Девушек обучали танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Уже в подростковом возрасте девочку предварительно показывали великому визирю. Если у нее обнаруживались физические недостатки, плохие манеры или еще какие-нибудь дефекты, цена ее резко падала, а ее отец, соответственно, получал меньше денег, чем ожидал. Кстати, продавая дочь, ее родители подписывали документы, свидетельствующие о том, что они больше не имеют на нее никаких прав.

Самым красивым рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось очень тщательно учиться. Первым пунктом было обязательное принятие ислама, если конечно девушка была иной веры. Затем рабынь учили читать Коран, совершать молитвы вместе или по отдельности. Получив статус жены, они основывали благотворительные учреждения и строили мечети, как-то предусматривали мусульманские традиции. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их образованности.

Кроме того, рабыни ежедневно получали жалование, сумма которого менялась при каждом новом султане. Им дарили подарки и деньги по случаю различных празднеств и торжеств. О рабынях хорошо заботились, но султан строго наказывал тех из них, кто отступал от установленных правил.

Если рабыня прожила в гареме 9 лет, и так и не была избрана в жены, она имела право покинуть гарем. Султан давал ей приданое, дом и помогал найти мужа. Рабыня получала подписанный султаном документ, подтверждающий ее статус свободного человека.


Фаворитки

Рабыни жили в общем или нижнем гареме. Фаворитки, обитали в верхнем гареме, а жены обычно жили во дворцах. Обычно если султан собирался провести ночь с какой-либо наложницей, он посылал ей подарок. Затем избранницу султана отправляли в баню. После бани ее одевали в свободную и чистую одежду и провожали в покои султана. Там ей приходилось ждать у дверей, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели и лишь затем поднималась и ложилась рядом с султаном. Утро султан принимал ванну, переодевался и посылал наложнице подарки, если ночь, проведенная с ней ему понравилась. Эта наложница могла затем стать его фавориткой.

Если фаворитка беременела, она моментально переводилась в разряд «счастливых» (икбал), если же таковых было несколько, то им присваивались ранги: первая (главная), вторая, третья, четвертая и так далее. Родив ребенка, икбал могла через некоторое время получить статус жены султана, но эта традиция соблюдалась не всегда.

У каждой икбал была отдельная комната в верхнем гареме. Их меню состояло из пятнадцати блюд: говядина, курица, фрукты, йогурт, компот, масло и т. п. Летом подавался лед для охлаждения напитков.


Жены султанов

Новая жена султана (кадын-эфенди) после свадьбы получала письменное свидетельство, ее одаривали новыми тканями, украшениями, нарядами, и, конечно же, из нижнего гарема ее поселяли в специально выделенную для нее отдельную комнату на верхних этажах. Главная хранительница и ее помощницы учили ее имперским традициям. В XVI—XVIII вв. кадын-эфенди, имеющие детей, стали именоваться хасеки. Первым этого титула удостоил свою жену Хюррем (также известную как Роксолана) султан Сулейман Великолепный.

Ночь с пятницы на субботу султаны были обязаны проводить только с одной из своих жен, остальные ночи же проводили с кем хотели. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к судье (кади). Кстати, за очередностью встреч жен с султаном следила та же хранительница.

Ночь с пятницы на субботу султаны проводили только с одной из своих жен

Кадын-эфенди обязательно называли своих сыновей «ваше высочество»; когда те приходили навестить их, они должны были встать и произнести: «Мой отважный юноша!» Независимо от возраста, принцы в знак уважения целовали руку кадын-эфенди. Женщины гарема, дабы продемонстрировать свое почтение, целовали подол юбки кадын-эфенди. В отношениях друг с другом султанские жены соблюдали ряд формальностей. Когда одна из жен хотела поговорить с другой, она отправляла к ней служанку, чтобы получить согласие. Едущую в паланкине жену султана сопровождали пешие евнухи. Если выезжали сразу все жены, то их паланкины выстраивались по старшинству владелиц.


Евнухи

Первые евнухи появились в оттоманском гареме во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала охрану гарема поручали белым евнухам, но Мурад III в 1582 г. назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу. С тех пор в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).

Считалось, что белые мальчики тяжелее переносят операцию и после кастрации нередко умирают, черных же выживало значительно больше. Поэтому работорговцы-арабы стали похищать детей из Африки и отвозить их для кастрации в известные им места.

Так как евнухов становилось все больше и больше, они организовали своеобразную гильдию. Мальчики, принятые в эту гильдию, воспитывались взрослыми евнухами. Молодым евнухам в качестве имен давали названия цветов. Обученные евнухи обычно служили валиде, женам султана и принцессам. Евнухи охраняли вход в гарем.

Главный евнух гарема информировал султана об обстановкев гареме

Уже после 1852 г. все управление гаремом полностью перешло к евнухам. Главный евнух гарема покупал рабынь для своего султана и информировал его об обстановке — поведении его жен и наложниц, давал советы о наказаниях и продвижениях по гаремной иерархии. При этом круг обязанностей главного евнуха был весьма обширен — он даже имел право готовить султана на свадебной церемонии. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась пенсия. Новый султан, обычно назначал другого главного евнуха, но так бывало не всегда. Несмотря на то, что некоторые главные евнухи были совершенно неграмотными, они активно принимали участие в государственной политике, поскольку всегда получали поддержку самого султана и его жен.


Матери султанов

Комнаты матери султана (валиде) были вторыми по величине после комнат султана. На нижнем этаже жили служанки-рабыни.

Валиде, несмотря на свой статус, имели огромную власть. Султаны всегда почитали своих матерей и относились к ним с особым уважением.

Закат гаремов

Мехмеду VI Вахид эд-Дину (1918 -1924) суждено было стать последним султаном Османской империи. Потерпевшая поражение в Первой мировой войне Турция потерпела поражение, как союзница Германии, и была оккупирована союзными государствами.
источник

От себя добавлю, что на территории гарема, а именно, возле комнат матери султана - валиде, традиционно хранилась казна Османской империи - некий аналог Оружейной палаты Московского Кремля.

С давних времен, как только появились первые могущественные восточные правители, признаком состоятельности настоящего мужчины стало количество женщин, которые ему принадлежат. Так и , часто численность, которых была. В гаремах, как и везде, были свои строгие правила: всегда нужно было поддерживать порядок, соблюдать нравственность, добропорядочность. Кто же следил за порядком в гареме, кому можно было доверить это важное и нелегкое дело?

Женщины были второсортными людьми, считалось, что им вообще ничего нельзя. Пустить в гарем мужчину немыслимо, перед соблазном такого количества прекрасных женщин мало кто устоит.

Как появились евнухи?

Решение было найдено — евнухи (от греческого eunuchos — «блюститель ложа»), кастрированные мужчины, которым можно доверить самое главное, что есть у падишаха -его прекрасных женщин. В гаремы старались брать евнухов с темным цветом кожи (негров), в надежде на то, что если вдруг кто-то из них по какой-то случайности сможет вступить в половой акт с наложницей при рождении ребенка будет понятно, что была измена.

Три вида кастрации.

Прежде чем стать евнухом, мальчик или мужчина подвергались кастрации. Существовало три вида этой болезненной операции. Первая заключалась в полной кастрации: мужчина лишался и полового члена, и яичек. Вторая состояла в удалении только полового члена. Третья - в лишении яичек. При любой кастрации, когда рана по краям заживала, в образовавшуюся полость вставляли обработанную металлическую или бамбуковую трубочку для мочеиспускания. Позже придумали искусственный член из каучука.

Евнухи, которым сделали полную кастрацию еще в юном возрасте, до полового созревания, часто обладали женскими манерами их голос не ломался и оставался на всю жизнь юным.

Страдания и боль евнухов.

О том, какие страдания испытывали при операции евнухи, подробно рассказал в конце XIX века специалист по Китаю английский ученый Картер Стент. Он писал в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку, и страдалец наконец-то может облегчиться. Если это, получается, значит, он вне опасности, если нет - он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Игры в гареме

Между тем, кастрация, особенно частичная, часто не лишала человека мужских гормонов, и порой евнухи испытывали мучение оттого, что находились в обществе прекрасных женщин. Вот как описывал свои терзания один страдалец: «Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате. Ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались передо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние… Всякий раз, как я сопровождал женщину к ложу моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и со страшной безнадежностью в душе… Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился, и я осмелился коснуться рукой некоего места на ее теле… Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания».

Впрочем, отсутствие полового члена отнюдь не мешало евнухам ласкать красавиц, и, пока правители были заняты своими делами, евнухи отнюдь не скучали в обществе их жен.

Тем более что среди кастратов ходила легенда — в результате постоянных сексуальных контактов половые органы вырастут снова. И евнухи ласкали чужих наложниц, впрочем, при этом страшно боясь мести правителя. Китайский евнух Ли Го был неосторожен, и на теле наложниц оставались укусы и синяки. Его хозяин обнаружил эти следы, и поскольку вход в гарем был запрещен всем, кроме императора и евнуха, то вычислить виновника не составило особого труда. Страшная кара обрушилась на Ли Го: он был приговорен к разрезанию на мелкие куски.

Евнух Вэй отвечал за гарем императора Цяньлуна. Вэй настолько уверовал в свое могущество, что поссорился с главным министром и перестал его замечать. В ответ главный министр сообщил императору, что его евнухи резвятся в гаремах. Министр предложил немедленно подвергнуть евнухов повторной операции, и, естественно, в первую очередь подвергли мучительной пытке главного евнуха — Вэя…

Карьера кастрата и кто мог стать евнухом?

Кто же становился евнухом? Как ни странно, многие шли на это дело добровольно — евнухи жили безбедно, в роскошных дворцах, хорошо питались. Некоторых продавали родители, и порой чада потом их благодарили — часто евнухи делали себе карьеру и становились чиновниками, военачальниками или советниками хозяина.

К примеру, евнух Тайцзиян планировал всю систему орошения земель в Китае. Кастрат Гуо Шоуцзин построил для великого хана Хубилая большой канал близ Пекина. Евнух Лю Чин даже правил всей Срединной империей — с 1505 по 1510 год — при малолетнем императоре Ви-Цу.

Самым знаменитым китайским евнухом был адмирал Чэнг Хэ. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри-Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки. Был близок к открытию Европы. Он командовал огромным флотом, насчитывавшим триста кораблей и тридцать тысяч матросов. В Китае евнухи представляли собой уважаемую и авторитетную часть общества. Они объединялись в особые кланы, порой очень могущественные, и правители были вынуждены с ними считаться.

Униженное самолюбие и неспособность заниматься сексом делало евнухов порой чрезвычайно воинственными и жестокими, что умело, использовали их хозяева. Император Сюань Цзун, владелец гарема с пятьюстами наложницами, назначил евнуха Гао Лиши своим телохранителем и советником по безопасности. Однажды император приказал Гао Лиши предпринять карательную операцию против буддийских монахов. Евнух, захватив монахов, изощренно расправился с ними. Он велел кастрировать монахов, сварить их гениталии и накормить ими монахинь. У монахинь, в свою очередь, отрезали груди, сварили и скормили монахам.

Палач-евнух придумал и другие пытки. На глаза несчастных положили мешочки, наполненные негашеной известью, раздавили пальцы, а напоследок обнаженные тела обернули мягкими металлическими трубами в виде змей и в распахнутые их «пасти» залили крутой кипяток.

Еще одним евнухом Сюань Цзуна был некий Ван Фейен, воздвигший «Дворец желанных чудовищ». В нем обитали самые безобразные и уродливые женщины, собранные со всех концов Поднебесной: карлицы и великанши, горбатые и обезноженные, покрытые струпьями и истекающие гноем… И даже, как свидетельствуют исторические хроники, женщина о двух головах, отличающаяся особенной страстностью. Именно эта затея с «дворцом» и способствовала возвышению Вана…






«Однажды вечером я покидал дом одного богатого мусульманина, одна из четырех жен которого страдала болезнью сердца. Это был уже мой третий визит, и, как обычно, мой уход, так же как и приход в дом, происходил в присутствии рослого евнуха, шедшего впереди меня и громко повторявшего "Женщины, удалитесь!”, чтобы дамы гарема и невольницы-женщины знали о присутствии постороннего и могли скрыться.

Выйдя во двор, евнух оставил меня одного, предоставив покинуть дом самостоятельно. Едва я собрался отворить входную дверь, как почувствовал прикосновение чьей-то руки: я обернулся и увидел стоящего рядом евнуха миловидной внешности лет восемнадцати или двадцати. Он стоял и молча смотрел на меня глазами, полными слез.

Он продолжал молчать, и я спросил, чем могу ему помочь. Он еще помолчал в нерешительности, потом с жаром схватил мою руку и заговорил сдавленным от волнения голосом, в котором звучало отчаяние: "Доктор, вы знаете лекарства от всех недугов.

Скажите, есть средство, чтобы помочь моей беде?” Мне не передать словами, как подействовала на меня его горячая мольба. Мне хотелось что-то сказать ему, но слова застревали в горле. Не зная, что сказать и как поступить, я просто открыл дверь и вышел вон. Но всю ночь и много ночей потом в ушах звучал его печальный голос и, признаюсь, не раз это воспоминание вызывало у меня слезы. Эдмондо де Амичис, "Константинополь” (1896).

А вот что пишет Алев Литлэ Крутье, французская писательница выросшая в Турции:

«В конце сороковых годов еще маленькой девочкой я жила в Измире в большом пятиэтажном доме, где когда-то размещался гарем одного паши, и знала там евнуха. Звали его Сулейман-ага. Это был человек с кожей цвета шоколада и без единого волоска на лице, так что выглядел он моложе своих лет.

У него всегда для меня находился какой-нибудь подарок. Я не помню, что это были за подарки, но один запомнила очень хороши. Я сидела у него на коленях, он своими темными и толстыми пальцами взял мой мизинец и надел на него колечко с ярким красным камешком. Потом еще одно великолепное колечко с прозрачным камешком надел на безымянный пальчик. Следом и средний палец получил колечко с зеленым камешком. Затем указательный палец - колечко с голубым камнем и большой палец - с розовым. Каждое колечко он очень медленно доставал из своего кармана, внимательно следя за моим выражением лица и явно наслаждаясь зрелищем. С тех пор ни один человек больше так меня не баловал.

В пятидесятые годы мы жили в Анкаре, и он продолжал время от времени нас навещать, каждый раз принося мне большую коробку шоколадных конфет с моей любимой начинкой из бананового крема. Приходил он всегда без уведомления, часто когда наша семья садилась обедать, но его посещения всегда были мне в радость. Сердце радостно билось, когда я открывала дверь и видела перед собой его рыхлую обвислую фигуру. Я сразу глядела ему в руки, высматривая соблазнительную коробку сладостей.

Сезам, откройся, - говорил он непонятные мне слова высоким голосом, сверкая золотом передних зубов. казался он мне больше женщиной, чем мужчиной. Ходил сгорбившись, у него был ввалившийся живот и мягкое выражение лица. Фигура его напоминала песочные часы, и он больше походил на старую тетю. За глаза родители называли его хадим, что значит "евнух". Как объясняла мне мама, это слово означает "безбородый".

Однажды я слышала, как мой отец говорил, что "их" осталось совсем немного, и когда они все умрут, этот вид совсем исчезнет из жизни, а с ними закончится и та своеобразная эпоха. Известие о его кончине пришло, когда мне исполнилось девять лет.

Примерно в то же время я узнала, что евнух - это кастрированный мужчина. Не будучи знакомой с мужской анатомией, я решила, что это мужчина, у которого отрезан пенис. Ужасная картина! Я уже вышла из того возраста, когда с подобного рода вопросами обращаются к родителям, а близкие подруги знали не больше меня.

На уроках истории нам рассказывали о роли евнухов в пору султанов, какое положение они занимали при дворе и как вмешивались в большую политику. Сулейман-ага был одним из последних.

Прошло много лет, и я не раз видела евнухов в кино, в танцах и в опере.

Их роли исполняли атлетического сложения полуодетые темнокожие мужчины в роскошных тюрбанах и с опереточными кинжалами. Они так были не похожи на Сулеймана-ага, что было трудно всех их называть одним словом "евнух".

Происхождение

Евнухи вызывают к себе непреходящий интерес, какое-то болезненное любопытство. И мне самой трудно пройти мимо этой темы.

Откуда взялись евнухи? Кто их придумал и для чего? Ответы я нашла в книгах, но и в них не все ясно. Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат.

Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге "Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую.

Типы евнухов

Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. "Ибо, - говорится в Евангелии от Матфея, - есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).

Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):

"По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений". Ксенофонт. Киропедия

Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию. Многие из пошедших на это потом сожалели о принятом решении.

У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды - древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись.

Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех - кастрировать отца.

Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.

Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.

Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла.

Скопцы существуют и до сих пор в Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами.

Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима. Гиббон писал: "Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетиана благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцах недостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими” . Гиббон Э. История упадка и крушения Римской Империи

Этот обычай существовал у жителей Византии и перешел к туркам. Что касается мусульманских стран, то Коран запрещает кастрацию мужчин-мусульман – следовательно, евнухов приходилось «импортировать» из тех мест, где исповедовали иную веру.

В четырнадцатом веке османы начали изолировать своих женщин, и Византия поставляла им евнухов. Но скоро турки сами наладили торговлю ими. Рекрутирование в евнухи других иностранцев, в том числе европейцев, осуществлялось с помощью набегов, которыми так изобилует вся история арабов и которые были для них привычным делом.

В Китае кастрация получила широкое распространение и существовала вплоть до разрушения Большого дворца в Пекине. Однако если евнухами в Китае были исключительно китайцы, то в Турции ими были кто угодно, кроме самих турок.

Сначала в Турцию поставлялись белые евнухи с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали.

Крепче оказались черные (чернокожие) евнухи, они были выносливее и сильнее. Считалось, что лучше всего для этой цели подходят чернокожие, и потому арабские торговцы этим весьма специфическим товаром зачастили в Нубию и Абиссинию. И самыми доходными охотничьими угодьями в этом отношении стали также Египет и Судан.

После операции евнухов публично обращали в ислам и лишь затем допускали к исполнению обязанностей в гареме. Спросом пользовались как мальчики, так и взрослые мужчины.

Первым доверяли менее ответственные поручения, для выполнения которых они имели право свободного передвижения между гаремом и остальной частью дома, а также могли выходить на улицу.

Они были на побегушках, выполняли простейшие ремонтные работы, помогали на кухне, носили дрова и воду, а также сопровождали женщин и старших евнухов, когда те отправлялись в город. Муж в таких прогулках, как правило, участия не принимал.

Торговля евнухами

Согласно исламу, военнопленный становится собственностью захватившего его и, как всякая собственность, может отчуждаться. Мусульманские работорговцы стали завязывать связи с вождями африканских племен, уговаривая их продавать сначала пленных рабов, а потом и своих соплеменников. Выгодная торговля быстро развивалась.

Большинство невольников поступали из районов в верховье Нила, из Кордофана, Дарфура, Донголы и окрестностей озера Чад. Ими набивали трюмы больших лодок и везли по реке в Александрию и Каир. Из Дарфура и Сеннара в Судане, где пешком, где на верблюдах, их доставляли через Сахару. Других гнали из Абиссинии в порты на Красном море и оттуда на самые большие невольничьи рынки в Мекке, Медине, Бейруте, Измире и Константинополе.

Операция кастрирования

Операцию кастрации выполняли опять-таки не богобоязненные мусульмане, а египтяне- христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран.

Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши.

Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.

Темное ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: "давление”, "разбивание”, "отрезание" и "вытягивание". Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:

Кастраты - с напрочь отрезанными пенисом и яичками;
Спадо - удалены яички методом вытягивания;
Филиби - яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.

Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:

Сандали - без гениталий. Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей.

Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.

Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):

Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии - яички и пенис - отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом.

Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают.

Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.

Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.

Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.

Китайские евнухи

Запретный город в Пекине был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции китайских императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368-1644) в стенах Запретного города проживали более тысячи скопцов. Это число постепенно сокращалось, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось две сотни.

Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрации была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4-5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.

Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками.

Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах. По учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Не всем удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок этих сувениров.

Последствия кастрации
В результате кастрации тело теряет волосяной покров, делается дряблым, голос становится писклявым, человек сильно толстеет. Кроме того, скопцы страдают недержанием мочи, ослаблением памяти, бессонницей и близорукостью. Кастратам нельзя потреблять спиртное, потому что алкоголь лишает их сил и вызывает боли в мочеточнике.

Есть многочисленные свидетельства, что евнухи гарема любили деньги и все то, что на деньги можно приобрести. Они любили вкусно поесть, обожали сладости, особенно шоколад и пирожные. Им нравились рассказы и легенды, они могли часами слушать страшные мифы и сказки, особенно из "Тысячи и одной ночи". Большое удовольствие получали от музыки и танцев, навевавших воспоминания о родной Африке. "Едва видимые в клубах ароматного дыма от благовоний, разгоняемого легким бризом с Черного моря по всему Сералю, евнухи и невольницы качались в ритме танца, следуя за мелодией воинственной музыки дикарей". Так описывает это Эдмондо де Амичис в "Константинополе" (1896).

Половое влечение у кастратов

Утрата половых органов, особенно в детском возрасте, необязательно освобождает человека от сексуальных влечений. У евнуха, лишенного только яичек, возможна эрекция члена, и он может заниматься сексом. Ричард Бертон в многотомном переводе "Тысячи и одной ночи” утверждает, что эрекция может длиться, пока сердце способно гнать кровь и страсть не остынет. В одной из сказок рассказывается о чернокожем юноше, который овладел девушкой и за это был наказан кастрацией. Став евнухом, он продолжал заниматься с ней любовью до самой ее смерти.

И действительно, некоторые евнухи крутили любовь с женщинами гарема. Монтескье в "Персидских письмах" приводит рассказ такого евнуха:

«Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате: ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.

Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился и я осмелился коснуться рукой некоего срамного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания. Но красавица, ставшая свидетельницей моей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно утратил власть над нею, и она стала вынуждать меня к таким поблажкам, которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма

Евнух с пенисом был способен продлить наслаждение партнера и потому был особо ценным любовником для женщин гарема. К тому же с ним не было никакой опасности забеременеть. Один из стражей дворца в своих воспоминаниях утверждает, что некоторые евнухи имели своих одалисок, а другие предпочитали юных мальчиков:

Эти злодеи влюблялись в красивых мальчиков и держали их возле себя; грешные телеса этих негодяев были переполнены страстью. Каждый из них покупал себе пару рабов и держал взаперти в своей комнате, ревнуя их к своим коллегам. Часто из-за этих мальчиков у них вспыхивали ссоры и драки. Разве не похоть толкала этого вероломного человека на такие поступки?

Евнухи также использовали препараты, усиливающие половое влечение, и всякие эротические атрибуты. Они имели сношение с внешним миром и покупали там разные эротические игрушки вроде искусственных членов. Они также были большими мастерами орального секса; женщины, выходившие замуж после связи с евнухами, по словам того же стражника, часто были недовольны своими мужьями в этом отношении:

Спрашиваете, какой сексуальный аппетит разгорался у одалисок, вступавших в половую связь с евнухами? Об этом весь Стамбул говорил. Те две одалиски получили свободу и вышли замуж. Через неделю мужья подали на развод с ними. Причиной послужили жалобы одалисок на то, что мужья оказались мужчинами хуже евнухов. Вот мужья и решили развестись с ними. Это случилось при мне, я это знаю.

Свидетельств самих евнухов о том, как они достигали собственного удовлетворения, не имеется. Эрогенными зонами у евнухов являются область вблизи мочеточника и анальное углубление. Бертон приводит свидетельства жены одного евнуха, утверждавшей, что ее муж занимался мастурбацией, фелляцией и анальным сексом и добивался сладострастного оргазма секреции простаты. При приближении к оргазму она подставляла ему подушку, иначе он мог искусать ей лицо и грудь.

Похоже, что сами евнухи едва ли когда-либо становились объектами подозрений со стороны турецких мужей. Последние были гораздо больше озабочены, и не без причины, проблемой лесбийской любви, которая в гаремах была не таким уж редким явлением. Поэт Фазиль Без, творчество которого относится к периоду царствования султана Махмуда II (1808-1839), в своей «Книге о женщинах» писал:

«Они влюбляются друг в друга. Многие выполняют роль мужчины. Более того, те, кто предается этой противоестественной любви, обычно очень очаровательны и привлекательны. Многие из них принадлежат к самым высшим слоям нашего современного общества. Это вопрос привычки, которая на первый взгляд довольно постыдна. Однако если ее сравнить с другими пороками, она не покажется такой уж пагубной. Мужчины не испытывают никакого влечения к этим женщинам, которые интересуются лишь себе подобными и получают все удовольствия от общения друг с другом.

Никто больше не вызывает их интереса. Они ласкают друг друга и при этом употребляют самые нежные слова, и так продолжается некоторое время, пока они не начинают заниматься своей бесплодной любовью. Неужели мужчины в самом деле не представляют для них никакого интереса? Неужели имитация может сравниться с действительностью? Пусть они творят все, что угодно, однако стоит им увидеть молодого мужчину, как их сразу же пробирает дрожь от затылка до самых пяток. Ибо для нормальных человеческих существ дорога, которую они избрали, ведет в никуда. Да просветит их Аллах!»

От этого по-турецки напыщенного, высокопарного разглагольствования веет скорее презрением, чем истинной заботой или тревогой. Если бы турку случилось застать свою жену с любовницей в момент их интимной близости, его реакция была бы как минимум бурной.

Лесбийские связи неизбежно должны были появиться в среде страстных восточных женщин, скученных вместе и проживающих в роскошных условиях. Совершенно очевидно, что половое общение с единственным легально доступным мужчиной в силу своей эпизодичности никак не могло удовлетворять их, и они часто чувствовали себя обделенными и разочарованными.

Гомосексуальные отношения приходилось сохранять в глубокой тайне, в противном случае любовниц ждало суровое наказание, которому их подвергал разгневанный муж. Следует, однако, сделать оговорку, что наказание, безусловно, оказалось бы еще более суровым, если бы муж застиг жену наедине с любовником. Так или иначе, лесбийская любовь служила еще одной причиной ревности и интриг среди обитательниц гарема...

В те давние времена, когда в Ассирии, Персии и Вавилоне только-только начинали зарождаться действительно могущественные цивилизации, уже существовали правители. Каждый из них окружал себя и свой двор лучшими вещами, которые только мог достать за деньги. Но не только предметы роскоши свидетельствовали о величии государя. Количество женщин - вот основной признак успеха, который считался эталоном в те времена.

Гаремы у некоторых древних владык были поистине громадными. Нередко случалось так, что наложница ни разу лично не встречалась со своим повелителем, пробыв в нем несколько лет. Конечно же, женский коллектив в таких условиях изобиловал интригами и склоками, которые требовалось как-то подавлять.

Вот тогда-то и появилась должность смотрителя гарема. Евнух - кто это такой? В переводе с греческого слово означает «блюститель ложа», что вполне отражает суть работы этого человека. На должность евнухов брали только кастрированных мальчиков, которые не представляли угрозы «живому капиталу» правителя, будучи физически не способными покуситься на честь обитавших в гареме красавиц.

Кроме того, главный евнух нередко становился второй по важности фигурой в государстве, так как правитель часто баловал своего преданного слугу, который был ответственен за подбор девушек.

Откуда они брались?

Принято считать, что в те времена оскопляли исключительно военнопленных или преступников, приговоренных к такой мере за изнасилование и блуд. Разумеется, это не так. Конечно, эти категории скопцов действительно были, вот только использовали их исключительно в виде рабов, которые выполняли самую тяжелую и грязную работу. Так как мужского достоинства они были лишены, хозяин мог не опасаться за рабынь.

Но такой работник - не евнух. Кто это такой в классическом понимании? Откуда же брали кандидатов на такую работу? Было два пути.

Во-первых, купец мог приобрести на базаре мальчика-невольника и оскопить его самостоятельно или же воспользоваться услугами специализировавшихся на том лекарей. К слову говоря, во многих странах, которые использовали труд евнухов, кастрацией порой занимались целые семьи медиков.

Во-вторых, купец мог приобрести уже оскопленного юношу. Как бы там ни было, но впоследствии он продавал столь выгодный товар ко двору очередного правителя. Им всегда нужны были бесполые слуги, обслуживающие гарем султана.

Успешная карьера

Но не всегда евнухами становились рабы. В том же Древнем Китае отцы нередко сами отдавали своих сыновей лекарям. И дело тут не в бесчеловечной жестокости: из 10-15 отпрысков в семье до детородного возраста доживали в лучшем случае трое. Смертность при кастрации в странах с развитой медициной редко превышала 1-3%. Прошедший процедуру юноша оказывался при дворе правителя, где уже никогда не терпел бедности и нищеты.

Так кто такой евнух в гареме? Теоретически - слуга, который должен был развлекать царских наложниц и прислуживать им. В реальности же часто получалось так, что он прибирал к рукам всю власть не только в гареме, но и во всей стране.

Многие считают, что евнухи терзались от бессилия, глядя на обнаженные женские тела. Это действительно так, если говорить о мужчинах, оскопленных после полового созревания. Если же кастрировали мальчика в возрасте 10-12 лет, то в результате получался абсолютно бесполый человек, который вообще не испытывал полового влечения к женщинам.

Особенно распространены были такие евнухи в Османской империи: гаремы там были огромными, а султаны - крайне мнительными. Они не могли допустить даже вероятности покушения на своих одалисок, а потому приобретали только «правильных» кастратов.

Семейный бизнес

Впрочем, существовали целые семьи, целенаправленно поставлявшие своих сыновей ко двору. Каждый евнух имел очень неплохое содержание. Старые же скопцы зачастую жили лучше многих придворных, порой держа в своих руках бразды правления государством (гарем султана - отличное место для интриг).

В Древнем Китае же был распространен обычай, согласно которому кастраты, пристроенные на хлебное место родственниками, были обязаны им помогать. Если учесть, что из одного рода могло происходить сразу несколько приближенных ко двору евнухов, многие китайские фамилии вообще не имели других источников дохода, кроме «траншей» со стороны своих оскопленных родственников.

Семейная жизнь скопцов

Другой интересный факт. Нередко евнухи даже заводили семьи, причем усыновляли исключительно мальчиков своего рода. В этом случае ребенок мог не волноваться за сохранность своих гениталий, так как «отец» был озабочен наличием полноценного наследника. Нужно ли говорить, что родня наперебой предлагала мальчиков таким усыновителям. История евнухов знает даже случаи того, что они усыновляли незаконных сыновей своего правителя (а то и законных).

И снова Китай. Так как религия китайцев гласит, что человек должен быть целым к моменту перехода в мир иной, кастратам приходилось сохранять свои гениталии в специальном ларце. Нередко его содержимое демонстрировалось нанимателям. После смерти евнуха драгоценную шкатулку хоронили вместе с ним. Считалось, что в загробной жизни части тела воссоединятся друг с другом.

Категории скопцов

Итак, перед вступлением на путь «блюстителя ложа» мальчика или юношу ждала кастрация. Всего различали три разновидности сего действа. В первом случае гениталии удаляли полностью. Во втором удалению подвергали только половой член. В третьем мальчик-евнух лишался семенников.

К слову говоря, операции второго типа классических «блюстителей ложа» как раз-таки не подвергали. Так наказывали преступников: лишенные пениса, но имеющие яички, ответственные за выработку тестостерона, несчастные страшно мучились, будучи не в состоянии совершить половой акт. Такие работники в гареме были явно ни к чему.

Штучный товар

Зато кастраты третьего типа, с сохраненным пенисом, очень котировались среди обитательниц гаремов. Так как некоторое количество тестостерона могли вырабатывать надпочечники, эрекция сохранялась, а потому евнух вполне мог совершать половые акты. Восторженные отзывы наложниц говорили о том, что такой слуга мог заниматься любовью часами. Кроме того, полностью отсутствовал риск забеременеть. В общем, жизнь евнухов в этом случае была просто сказочно хороша.

Но эти кастраты были в гаремах редкостью, так как чаще всего на службу брали исключительно "гладких" евнухов. Почему гладких? Скоро мы расскажем об этом, но сперва стоит остановиться непосредственно на технологии кастрации.

Страдания на операционном столе

Какой бы способ не использовался при оскоплении, боль была страшной. При двух типах кастрации, связанных с удалением всех гениталий или только полового члена, в рану приходилось вставлять бамбуковую трубку или же кусочек гусиного пера, так как это препятствовало заращению мочеиспускательного канала в послеоперационный период. Изобретательные китайцы даже наладили производство искусственных каучуковых пенисов, которые позволяли женам кастратов испытывать все удовольствия семейной жизни.

Описание операции

Английский ученый Картер Стент уже в 19 веке открыл миру все ужасы этой бесчеловечной процедуры, подробно расписав ход ее выполнения. Будущий евнух в течение двух дней перед кастрацией не пил и не ел. В день операции человек принимал горячую ванну, причем ему требовалось хорошо помыться. Затем верхнюю часть бедер и нижнюю часть живота туго перебинтовывали, дабы предупредить излишне сильное кровотечение. Удаляемые части трижды промывали особым горячим настоем.

После этого лекарь еще раз спрашивал кандидата в кастраты или его родственников о согласии на операцию, после чего, получив утвердительный ответ, резким и быстрым движением отсекал гениталии. Для этого он пользовался небольшим искривленным ножом, который по форме напоминал серп.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Последствия операции

Их было много, и все они негативно отражались на здоровье. У людей замедлялся обмен веществ, полностью изменялся характер. Старые евнухи были с дряблой кожей, обладали крайне сварливым и истеричным характером. Почти 90% евнухов были ярыми фанатами курительного опиума или крепкого алкоголя. Все они были невероятными царедворцами, жестокими, хитрыми и совершенно безжалостными.

Операция частенько приводила впоследствии к проблемам с мочеиспусканием. Почти все евнухи должны были постоянно иметь при себе серебряную трубочку, которую вставляли в уретру перед мочеиспусканием. Очень часто в мочеиспускательный канал заносилась инфекция, результатом которой было недержание мочи. Современники вспоминают, что нередко о приближении скопца можно было узнать даже в полной темноте, так как от него нестерпимо несло аммиаком.

Наконец, человек становился «гладким». Так как обмен веществ был безнадежно испорчен, он быстро толстел. Кожа его была тонкой, растянутой и дряблой, все волосы на голове и в промежности выпадали. Голос же из-за оставшейся на месте гортани оставался тонким и высоким. По разговору евнуха было невозможно отличить от мальчика или девушки.

Впрочем, один положительный эффект от хирургического вмешательства все же был. Изучив данные о среднестатистической продолжительности жизни людей в разные эпохи, ученые пришли к выводу о том, что кастраты жили на 12-14 лет дольше при прочих равных условиях.

Кастраты и церковь

Думаете, что варварский обычай кастрации был характерен только для античности? Увы, нет. Вплоть до начала 20 века в церковных хорах едва ли не половина мальчиков была кастрирована. Как правило, в монастырь детей все так же сдавали их отцы. Один только факт: в Италии тех лет вплоть до двух тысяч мальчиков в год оказывались лишенными своего мужского достоинства. Официальная версия - нападение свиньи.

Даже если врача заставили за проведением кастрации (что вообще-то было запрещено), он всегда уходил от наказания. Для этого всего-то нужно было сказать, что таким способом он спасает несчастного ребенка от опухоли яичек. Более того, кандидатов на все высокие церковные посты даже проверяли на наличие гениталий, что говорит о распространенности порочной практики кастрации. Конец этому был положен только в 1920 году, когда Папа Римский официально запретил давать духовный сан всякому, «кто был лишен чресел своих».

В те же годы по всему миру гремели имена оперных певцов. Да-да, практически все они были кастратами. Знаете, почему некоторые классические оперы сегодня не ставятся? Все дело в том, что женский голос не может воспроизвести уникальные модуляции, которые мог выдать только евнух. Кто это, вам теперь известно.