Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Презентация формообразующие частицы. Презентация на тему: «Разряды частиц

Презентация формообразующие частицы. Презентация на тему: «Разряды частиц

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. Неужели дятел? Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица осоед? Как же осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды. Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. Хорошо! Тогда ты конечно кошка! Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. Ладно, ты – цапля. Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Точно, куница! Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок, ягоды и грибы. Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. Как вы думаете? Слова какой части речи вы выписали?

Что это такое? Попробуйте дать определение этому понятию

ЧАСТИЦА – это служебная часть речи, включающая слова, которые придают различные дополнительные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки отдельным словам и предложениям.

По значению частицы делятся на 5 групп смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Роль частиц, принадлежащих к различным группам Смысловые частицы выражают особые смысловые оттенки: Указательные (вот, вон, это, оно) Уточнительные (именно, как раз, просто, ровно, точно) Ограничительные (лишь, только, все, исключительно, только лишь, хоть бы, хотя бы, просто) Усилительные (даже, еще, же, просто, то)

Модальные частицы выражают точку зрения говорящего на сообщаемый факт, на действительность. Они подразделяются на: Модально – волевые (давай, да, -ка, пускай, пусть) Утвердительные (да, так, ага, точно) Отрицательные (не, нет, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не) Вопросительные (а, да, ли, неужели, разве)

Эмоциональные частицы усиливают выразительность речи Ведь, как, ну и, о, что за

Словообразующие частицы образуют слова кое, либо, не, ни, нибудь, то

Формообразующие частицы образуют грамматические формы (условное и повелительное наклонение глаголов) бы, да, пусть, пускай

Используя данные таблицы, определите частицы каких групп вы выписали из текста смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Восстановите данный текст (вставьте подходящие по смыслу частицы) (…) у птиц забавные встречаются имена. (…) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла. (…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечетка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (…) названия-позвища лучше всего!

Сравните свой вариант с авторским. Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все-таки названия-прозвища лучше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Разделы: Русский язык

Цели:

  • дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;
  • познакомить с разрядами частиц;
  • показать роль формообразующих частиц.

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1 )

1. Организационный момент.

2. Установка на хорошую, плодотворную работу.

Читаем хором. (Слайд № 4)

3. Но начнем урок с традиционной словарной работы. (Слайд №5)

Грамматическое задание:

  • Назовите слово, в котором все звонкие согласные.
  • Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Стадия вызова.

Мы, - промолвили Частицы, -
Можем с каждым подружиться.
Выражаем утвержденье,
Отрицанье и сомненье…

(Слайд №2)

Тема сегодняшнего урока: «Частица как часть речи. Разряды частиц».

Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока? (Слайд №3)

Продолжите фразы.

Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

5. Объяснение нового материала.

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Какова роль предлогов в предложении?
- Какова роль союзов в предложении?
- Что такое частица? (Слайд №6)

Разряды частиц.

По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные).

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.

Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

5. Анализ предложений, записанных под диктовку.

Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».

Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях?

В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

6. Смысловые частицы. Их роль в предложении. (Слайд № 8)

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования. Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

7. Задание.

На доске вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами. (Слайд № 9)

1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
5) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - .. время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо)

Слова для справок: только, даже, что за, вот, как.

8. Отрицательные частицы. (Слайд №10)

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

9. Развитие речи.

Задание по выбору:

1. Составить текст на тему «На уроке» с использованием модальных частиц.
2. Творческая работа. Диктант по аналогии (Слайд №11)

Опишите снежную бурю.

Несколько часов мы шли по раскаленному песку, не встречая даже признаков жизни. Ничего не встречалось нам на пути. Все живое спряталось в расщелины камней и в небольшую тень. Но вот в раскаленном воздухе послышались какие-то звуки, не лишенные гармонии. Звуки возникали будто бы сверху и пропадали будто бы в землю. Прошло несколько минут, и клубы пыли закрыли солнце. Страшный шум был уже недалеко, и он быстро приближался (По А.Елисееву)

10. Рефлексия. (Слайд №12)

Допишите предложения.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

Литература

1. Сиденко Н.В. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2005.
2. Цой Н.С. Русский язык 6 – 8 Нестандартные уроки. Издательство «Экстремум» Волгоград. 2004.

РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ. ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели:

1 . формирование понятия о функциях формообразующих частиц;

2.показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие;

3.формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;

4.формирование у учащихся умения работать в группах.


Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок.


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр

Арбитр - судья в некоторых видах спорта.


ИГРА «ПОЙМАЙ ЧАСТИЦУ!»

Бежит дорога.

Ты написал сочинение.

Голубушка, ты хороша!

Ты придумал предложение.

Здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель, сосна.

Сильнее грянет буря.

А вот бежит дорога.

Неужели ты написал сочинение?

Голубушка, как ты хороша!

Ты придумал бы предложение.

Да здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель да сосна.

Пусть сильнее грянет буря!

Подклеить, закрасить,


НАЙДИ ЧАСТИЦЫ!

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.


Исследовательская работа

Если бы он много занимался, он бы добился успехов.

Да перестаньте вы болтать!

Каждому хотелось бы побывать на Олимпиаде.

Эта выставка более интересная, чем прошлогодняя.

Ехал бы далече, да болят плечи.

Давайте говорить друг другу комплименты.


ВЫВОД

Формообразующие частицы служат для образования: условного наклонения - БЫ (Б) ;

повелительного наклонения: ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ



Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.


От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом условного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:

Образец:

Писать – давай пиши, давайте пишите, писал бы, писали бы;

Говорить -…

Молчать - …

Думать - …

Бежать -…


АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».


Работа с текстом

Задания к тексту:

- Найдите грамматическую основу в первом предложении,

во втором предложении прямую речь.

- В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

- С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?


Коллективная работа.

а) Щепотки волосков Лиса не пожалей, остался б хвост у ней (И.Крылов);

б) Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я.

в) Нет такой платы, которая была бы велика за веру в человека.

(не) годующий; (не) выполнен, (не) записанный, (не) зависевший от обстоятельств, (не) вырубленный


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 63, стр.169 (выучить правило); упражнение № 362

Составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

краткое содержание других презентаций

«Предложения с деепричастным оборотом» - Деепричастие с зависимыми словами. Образуйте словосочетания. Лингвистическая разминка. Деепричастие. Деепричастные обороты. Доброта зарождается в детстве. Деепричастный оборот. Зарождаясь в детстве. Доброта живёт. Философ Сенека. Работа с предложением. Запятые при деепричастном обороте.

«Сжатое изложение» - Пушкин – море! Море – Лермонтов. Образец рассуждения. Рассуждение. Словарная работа. Повествование с элементами описания. Средства сжатия текста. Образец изложения. Т у к а й начал изучать русский язык. Работа над текстом. Цель урока. Этапы урока. Беседа по содержанию текста. Сжатое изложение. План изложения.

«Морфология и орфография» - В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь. Безударная проверяемая гласная корня. Чернец. Листок контроля. Морфология и орфография. Речевая ошибка. Буква И. Добрый человек. Знаки препинания. Буква. Обобщение повторения. Дефис. Напишите номер предложения. Глупость одной минуты. Тестовые задания. Прочитайте текст.

«Предлог как часть речи» - Вместо точек ставьте недостающий предлог. Спишите словосочетания. Предлог как часть речи. Дайте определение предлога. Проверка. Спишите, определите часть речи. Назовите части речи, известные вам. Письмо по памяти. Перепрыгнуть через лужу. Запишите текст, ставя слова в скобках в нужном падеже. Закончите высказывание.

«Слова-деепричастия» - Темно-синий свет. Октябрь. Вечер догорает, горы золотя. Пословицы. Озимь. Лес зеленый. Аргументы. Что-то шепчет камыш. Лексическое значение. Деепричастие. Тихо вечер догорает. Немного погодя. Осень. Молодые березки. Художник. Лес. Огромная туча. Ветер. Камыш. Крепыши-маслята. Воспоминания о Волкове. Лексическая работа. Пейзажи Е. Волкова. Промчался дождь.

Проверочный диктант. Наблюдение за языковым материалом. Алгоритм отличия союзов. Правописание союзов. Языковая зарядка. Закрепление учебного материала. Изучение нового материала. Запомни сочетания. Графический диктант. Работа с учебником. Урок русского языка.