Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Кем был первый англичанин кругосветное путешествие. Кто совершил второе кругосветное плавание? Маршрут путешествия и его результаты

Кем был первый англичанин кругосветное путешествие. Кто совершил второе кругосветное плавание? Маршрут путешествия и его результаты

Двое граждан Чехии Филип Вогел и Петр Явурек совершили кругосветное путешествие на автомобиле ВАЗ-2101, выпущенном в Тольятти 42 года назад. За десять месяцев они проехали 56 тысяч километров по дорогам 30 стран на четырех континентах. В свой родной поселок Честице Вогел и Явурек вернулись в конце января, их встретили как героев.

"Копейку" чехи купили специально для путешествия, они заплатили за нее 15 тысяч крон (около 600 евро). Во время путешествия Вогел и Явурек потратили примерно 700 тысяч крон (почти 28 тысяч евро), из них около 120 тысяч крон (почти пять тысяч евро) ушло на бензин. В среднем в день они проезжали по 260 километров.

01.


Фото: Radek Kalhous/MAFRA

02. Маршрут путешествия выглядит так:

Началось все с шутки, которая впоследствии превратилось в идею фикс. В селе Честице в ночь на 1 мая 2016 года традиционно отмечали праздник чародейниц, сжигая на кострах "ведьм" и гася пыл и жар литрами пива.

Прямо как на Огненной земле! - воскликнул Филип Вогел, обозревая бушующие вокруг костры.

Вот бы где побывать! - эхом отозвался его закадычный приятель Петр Явурек, допивая очередную кружку "пльзеньского".

А почему бы и нет? Поехали на край Земли! - предложил Филип.

В кругосветное путешествие! - поддержал Петр.

Над реализацией задуманного друзья начали всерьез размышлять уже на другой день, несмотря на подтрунивания родных и соседей.


7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.

Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде


В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии. В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха. В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала , где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.

Кругосветное путешествие на джипе-амфибии


В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.

Кругосветное путешествие на воздушном шаре


В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.

Кругосветное путешествие на такси


Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие. В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.

Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке


Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала. За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.

Кругосветное путешествие на розовой яхте


Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.

Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде


75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км. Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.

Кругосветное путешествие трусцой


Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет. Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.

Кругосветное путешествие на мотоцикле


В марте 2013 году два британца - эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».

Одиночное кругосветное плавание нон-стоп


Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.


Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).

Россиянин пересекает Тихий океан на весельной лодке
Российский путешественник Федор Конюхов, у которого за спиной пять кругосветных путешествий, в настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке «Тургояк». На этот раз он решил совершить переход от Чили до Австралии. На 3 сентября Конюхову уже удалось преодолеть 1148 км, до Австралии остается еще более 12 тысяч километров пути по океану.

Прекрасным примером для начинающих путешественником может стать опыт Нины и Грэмпа, семейной пары, прожившей в браке 61 год. Они упаковали чемоданы и создали .

Современный мир кажется таким маленьким. Подумать только, ведь сегодня добраться из одного уголка планеты в совершенно другой возможно даже за сутки. Ежедневно миллионы пассажиров путешествуют на самолетах на такие расстояния, о которых еще лет 200 назад трудно было и мечтать. И все это стало возможным благодаря отважным и целеустремленным людям, в свое время совершившим морское кругосветное путешествие. Кто первый решился на столь отважный шаг? Как все происходило? Какие результаты принесло? Об этом и не только читайте в нашей статье.

Предыстория

Конечно, люди не сразу пересекли земной шар. Начиналось все с небольших выездов на кораблях, которые были менее надежными и быстрыми, чем современные. В Европе XVI века производство товаров и торговля достигли такого уровня, что появилась объективная необходимость поиска новых рынков сбыта. Но в первую очередь - поиска новых источников полезных и доступных ресурсов. Помимо экономических аспектов, сложилась и подходящая политическая обстановка.

В XV веке торговые обороты в Средиземном море сильно упали в связи с падением Константинополя (нынешнего Стамбула). Правящие династии самых развитых стран ставили своим подданным задачу найти кратчайший путь в Азию, Африку и Индию. Последняя страна на тот момент считалась поистине страной сокровищ. Путешественники тех времен описывали Индию как страну, где золото и драгоценные камни не стоят ничего, а количество таких дорогих в Европе специй было неограниченным.

К XVI веку техническая составляющая также была на необходимом уровне. Новые корабли могли перевозить больше грузов, а использование таких приборов, как компас и барометр, позволяло удаляться от берега на значительные расстояния. Конечно же, это не были прогулочные яхты, поэтому важное значение имело военное оснащение кораблей.

Лидером среди стран Западной Европы к концу XV века выступала Португалия. Ее ученые овладели знаниями о морских приливах и отливах, о течениях и влиянии ветра. Картография развивалась стремительными темпами.

Можно разделить эпоху великих морских путешествий вокруг мира на два этапа:

  • Этап № 1: Конец XV - середина XVI века - испано-португальские путешествия.

Именно на этом этапе состоялись такие великие события, как открытие Америки Христофором Колумбом и первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.

  • Этап № 2: Середина XVI - середина XVII века - российско-голландский период

Сюда относятся освоение Северной Азии русскими, открытия в Северной Америке и открытие Австралии. Среди тех, кто совершил кругосветное путешествие, были ученые, военные, пираты и даже представители правящих династий. Все они были личностями незаурядными и выдающимися.

Фернан Магеллан и первое путешествие вокруг мира

Если говорить о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, то рассказ следует начинать с Фернана Магеллана. Это морское путешествие изначально не предвещало ничего хорошего. Ведь даже непосредственно перед отходом большая часть команды отказалась подчиняться. Но все-таки это свершилось и сыграло огромнейшую роль в истории.

Начало путешествия

В конце лета 1519 года из порта Севилья вышли пять кораблей в путешествие без определенной цели, как они тогда считали. Идея о том, что земля может быть круглой, вызывала, мягко говоря, недоверие у большинства людей. Поэтому затея Магеллана казалась не более чем попыткой выслужиться перед короной. Соответственно, люди, наполненные страхом, периодически устраивали попытки сорвать путешествие.

Благодаря тому что на борту одного из кораблей был человек, тщательно вносивший в дневник все события, до современников дошли детали этого первого кругосветного путешествия. Первая серьезная стычка произошла рядом с Канарскими островами. Магеллан решил поменять курс, но не предупредил и не сообщил об этом остальным капитанам. Поднялся бунт, который быстро потушили. Зачинщика бросили в трюм в кандалах. Недовольство росло, и вскоре был организован новый бунт с требованием вернуться. Магеллан проявил себя как очень жесткий капитан. Зачинщика нового бунта сразу же казнили. На второй день два других корабля попытались самовольно вернуться. Капитанов обоих кораблей расстреляли.

Достижения

Одной из целей Магеллана было доказать, что в Южной Америке существует пролив. Осенью корабли достигли современных берегов Аргентины, мыса Вирхинес, который открыл кораблям путь в пролив. Флот прошел по нему за 22 дня. Этим временем воспользовался капитан еще одного судна. Он развернул свой корабль назад домой. Преодолев пролив, корабли Магеллана попали в океан, который решили назвать Тихим. Удивительно, но за четыре месяца путешествия команды по Тихому океану погода ни разу не портилась. Это было чистой воды везением, ведь в большинстве случаев Тихим его никак нельзя назвать.

После открытия Магелланова пролива команду ожидало четырехмесячное испытание. Все это время они блуждали по океану, не повстречав ни одного обитаемого острова или клочка земли. Только весной 1521 года корабли пристали, наконец, к берегам Филиппинских островов. Так Фернан Магеллан и его команда впервые пересекли Тихий океан.

Отношения с местным населением сразу не заладились. Команда Магеллана получила неожиданно гостеприимный прием на острове Мактан (Себу), но была вовлечена в межплеменные распри. В результате столкновений 27 апреля 1521 года капитан Фернан Магеллан был убит. Испанцы переоценили свои возможности и выступили против противника, превосходящего их в численности во много раз. К тому же команда была сильно истощена путешествием. Тело Фернана Магеллана не было возвращено команде. Сейчас на стоит памятник великому путешественнику.

Из команды в 260 человек в Испанию вернулись лишь 18. Берега Филиппин покинуло пять кораблей, из которых до Испании дошел только корабль «Виктория». Это было первое в истории судно, совершившее кругосветное путешествие.

Капитан-пират Френсис Дрейк

Как бы странно это не звучало, но одну из самых заметных ролей в истории мореплавания сыграл пират. Кроме того, этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие вторым в истории, еще и находился на официальной службе у королевы Англии. Его флот победил Непобедимую Армаду. Человек, который вторым совершил кругосветное путешествие, мореплаватель вошел в историю как капитан-пират и полностью подтвердил свой статус.

История формирования

В те времена, когда торговля рабами еще не преследовалась Британией по закону, начал свою деятельность капитан Френсис Дрейк. Он перевозил «черное золото» из Африки в страны Нового Света. Но в 1567 году на его суда напали испанцы. Дрейк вышел живым из той истории, но жажда мести обуяла его до конца жизни. Начинается новый этап в его жизни, когда он в одиночку нападает на прибрежные города и десятками пускает на дно корабли Испанской короны.

В 1575 году пирата представили королеве. Елизавета Первая предложила пирату службу на корону в обмен на финансирование его экспедиции. Единственное, официальный документ о том, что Дрейк представляет интересы королевы, ему так и не был выдан. Основной причиной тому было то, что, несмотря на официальную цель поездки, Англия преследовала совершенно другие интересы. Изначально, проигрывая Испании в освоении земель за океаном, королева строила коварные планы. Ее целью было как можно сильнее замедлить продвижение экспансии Испании. Дрейк ехал грабить.

Результаты экспедиции Дрейка превзошли все ожидания. Кроме того что уверенность испанцев в своем превосходстве на море была изрядно подорвана, Дрейк совершил целую серию важных открытий. Во-первых, стало ясно, что Огненная Земля (Tierra Del Fuego) не является частью Антарктиды. Во-вторых, он открыл разделяющий Антарктиду и Тихий океан. Он вторым в истории совершил кругосветное путешествие, но смог вернуться из него живым. И к тому же очень обеспеченным.

По возвращении капитана Френсиса Дрейка ждало посвящение в рыцари. Так пират, разбойник стал рыцарем королевы. Он стал национальным героем Англии, который смог поставить на место флот зазнавшейся Испании.

Непобедимая армада

Как бы там ни было, но Дрейк лишь слегка осадил пыл испанцев. В целом они по-прежнему господствовали на море. Для борьбы с англичанами испанцы создали так называемую Непобедимую Армаду. Это был флот из 130 кораблей, основной целью которого было вторжение в Англию и ликвидация пиратов. Ирония заключается в том, что Непобедимая Армада на деле получила оглушительное поражение. И во многом благодаря Дрейку, ставшему на тот момент уже адмиралом. Он всегда обладал мышлением гибким, пользовался тактикой и хитростью, не раз ставя противника в затруднительное положение своими поступками. Чтобы затем, воспользовавшись замешательством, молниеносно нанести удар.

Стал последним славным фактом в биографии пирата. После он провалил задание короны по захвату Лиссабона, за что впал в немилость и был в 55 лет отправлен в Новый свет. Эту поездку Дрейк не пережил. Неподалеку от берегов Панамы пират заболел дизентерией, где и был похоронен на дне моря, облаченный в боевые доспехи, в свинцовом гробу.

Джеймс Кук

Человек, который сделал сам себя. Он прошел путь от юнги до капитана и сделал целый ряд важнейших географических открытий, совершив три кругосветных морских путешествия.

Родился в 1728 году в графстве Йоркшир, Англия. Уже в 18 лет стал юнгой. Всегда очень трепетно относился к вопросам самообразования. Его интересовали картография, математика и география. С 1755 года состоял на службе Королевского флота. Принимал участие в Семилетней войне и в вознаграждение за годы работы получил звание капитана на корабле «Ньюфаундленд». Этот мореплаватель кругосветное путешествие совершил трижды. Их результаты отразились на дальнейшей истории развития человечества.

Кругосветное плавание в период с 1768 по 1771 года:

  • Доказал предположение о том, что Новая Зеландия (НЗ) - это не один остров, а два отдельных. В 1770 году открыл пролив между Северным и Южным островами. Пролив назвали его именем.
  • Первым уделил внимание изучению природных ресурсов НЗ, в результате которых пришел к выводу о высоком потенциале использования ее в качестве зависимой территории Великой Британии.
  • Тщательно картографировал восточную часть побережья материка Австралия. В 1770 году его корабль обошел С восточной стороны был обнаружен залив, где сейчас располагается крупнейший город Австралии - Сидней.

Кругосветное плавание в период с 1772 по 1775 года:

  • Первым за всю историю перешел Южный полярного круг в 1773 году.
  • Первым наблюдал и упомянул в отчетах о таком явлении, как полярное сияние.
  • В 1774-1775 годах открыл множество островов неподалеку от побережья Австралии.
  • Кук первым продемонстрировал Южный океан.
  • Высказал предположение о существовании Антарктиды, а также о низком потенциале ее использования.

Плавание с 1776 по 1779 годы:

  • Повторное открытие в 1778 году Гавайских островов.
  • Кук первым исследовал Берингов пролив и Чукотское море.

Путешествие закончилось на Гавайях смертью самого капитана Кука. Отношение местных жителей было недружелюбным, что, в принципе, учитывая цель визита команды Кука, вполне логично. В результате очередного конфликта в 1779 году капитан Кук был убит.

Это интересно! Из бортовых записок Кука до жителей Старого Света впервые дошли понятия «кенгуру» и «табу».

Чарльз Роберт Дарвин

Чарльз Роберт Дарвин был не столько путешественником, сколько великим ученым, ставшим основателем теории естественного отбора. Для постоянных исследований путешествовал по всему миру, совершив в том числе морское кругосветное путешествие.

В 1831 году ему было предложено участие в путешествии вокруг мира на корабле «Бигль». Команде были нужны натуралисты. Кругосветное плавание длилось пять лет. Это путешествие в истории стоит в одном ряду с открытиями Колумба и Магеллана.

Южная Америка

Первой на пути экспедиции частью света оказалась Южная Америка. В январе 1831 года корабли достигли берегов Чили, где Дарвин провел ряд исследований на прибрежных скалах. По результатам этих исследований получалось так, что гипотеза о происходящих постепенно в мире изменениях, распределенных на очень длительные временные промежутки (теория геологических изменений), верна. На тот момент это было совершенно новой теорией.

Побывав в Бразилии, вблизи города Сальвадор, Дарвин отзывался о ней как о «крае исполнения желаний». Чего нельзя было сказать об аргентинской Патагонии, куда исследователь направился, дальше продвигаясь на юг. Пусть пустынные пейзажи его не завораживали, но именно в Патагонии были обнаружены окаменелые останки огромных млекопитающих, схожих с ленивцами и муравьедами. Именно тогда Дарвин предположил, что изменение размера животных зависит от изменения условий их обитания.

Во время исследования Чили великий ученый Чарльз Дарвин неоднократно переходил Андские горы. Изучив их, он был крайне удивлен тому, что они состояли из потоков закаменевшей лавы. Кроме того, ученый акцентировал внимание на различиях в составе флоры и фауны в разных климатических зонах.

Вероятно, самым важным событием за все морское кругосветное путешествие стало посещение Дарвином Галапагосских островов в 1835 году. Здесь Дарвин впервые увидел множество уникальных видов, не проживающих больше нигде на планете. Конечно, самое сильное впечатление на него произвели гигантские черепахи. Ученый отметил такую особенность: на соседних островах проживали родственные, но не одинаковые виды растений и животных.

Исследования Тихого Океана

Исследовав фауну Новой Зеландии, Чарльз Дарвин остался под неизгладимым впечатлением. Удивили ученого такие нелетающие птицы, как киви или совиный попугай. Тут же были найдены останки моа - крупнейших птиц, обитавших на нашей планете. К сожалению, полностью с лица земли моа исчезли еще в XVIII веке.

В 1836 году этот мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, высадился в Сиднее. Кроме английской архитектуры города, ничего не привлекло особого внимания исследователя, так как растительность была очень однообразной. В то же время Дарвин не мог не отметить таких уникальных животных, как кенгуру и утконос.

В 1836 году плавание вокруг мира было окончено. Великий ученый Чарльз Дарвин приступил к систематизации собранного материала, и в 1839 году свет увидел «Дневник изысканий натуралиста», который позже был продолжен известной книгой о происхождении видов.

Первое русское кругосветное путешествие 1803-1806 Ивана Крузенштерна

В XIX веке Российская Империя также выходит на арену морских исследований. Кругосветные путешествия русских мореплавателей начались именно с путешествия Ивана Ивановича Крузенштерна. Он был одним их основоположников российской океанологии, занимал пост адмирала. Во многом благодаря нему происходило формирование Русского географического общества.

Как все начиналось

Первое морское путешествие вокруг мира состоялось в 1803-1806 годах. Русским мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие вместе с ним, но не получившим такой же известности, был Юрий Лисянский, взявший на себя командование одним из двух кораблей кругосветной экспедиции. Неоднократно подавал Крузенштерн прошения в финансировании поездки в Адмиралтейство, однако они никогда не получали одобрения. И скорее всего так бы и не состоялось кругосветное путешествие русских мореплавателей, если бы не финансовая выгода самых высоких чинов.

В это время развиваются торговые отношения с Аляской. Бизнес - сверхприбыльный. Но проблема заключается в дороге, которая занимает пять лет. Частная российско-американская компания выступила спонсором экспедиции Крузенштерна. Одобрение было получено от самого императора Александра Первого, тоже входившего в состав акционеров. Император одобрил запрос в 1802 году, добавив к цели путешествия командирование посольства Российской Империи в Японию.

В плавание отправились на двух судах. Руководили коряблями сам Крузенштерн и Юрий Лисянский, его ближайший товарищ.

Маршрут путешествия и его результаты

Из Кронштадта корабли направлялись на Копенгаген. За время путешествия экспедиция побывала в Англии, на Тенерифе, в Бразилии, Чили (остров Пасхи), на Гавайях. Далее корабли шли на Петропавловск-Камчатский, Японию, Аляску и Китай. Последними пунктами были Португалия, Азорские острова и Великобритания.

Ровно через три года и двенадцать дней мореплаватели вошли в порт Кронштадта.

Результаты морского путешествия:

  • Первый раз россияне пересекли экватор.
  • Были картографированы берега острова Сахалин.
  • Крузенштерн издал «Атлас Южного Моря».
  • Уточнены карты Тихого океана.
  • В науке России сформировались знания о межпассатных противотечениях.
  • Впервые были проведены измерения воды на глубине до 400 метров.
  • Появились данные об атмосферном давлении, приливах и отливах.

Великий мореплаватель совершил кругосветное путешествие, а впоследствии стал директором Морского кадетского корпуса.

Константин Константинович Романов

Константинович родился в 1858 году. Его отцом был Великий князь Константин Николаевич, воссоздавший Русский флот после Крымской кампании. С самого детства его предназначением была морская служба. великого князя Константина Константиновича состоялось в 1874 году. На тот момент он был гардемарином.

Великий князь Константин Константинович кругосветное путешествие поставил себе за цель, так как был одним из наиболее образованных людей той эпохи. Ему было интересно увидеть весь мир. Князь увлекался искусством во всех его проявлениях. Писал стихи, многие их которых были положены на музыку величайшими классиками современности. Его любимым другом и наставником был поэт А. А. Фэт.

В общей сложности службе на флоте великий князь посвятил пятнадцать лет, оставаясь в то же время истинным поклонником искусства. Даже в кругосветное путешествие великий князь Константин Константинович взял с собой картину «Лунная ночь на Днепре», действующую на него магическим образом, несмотря на угрозу ее сохранности.

Великий князь Константин умер в 1915 году, не выдержав испытаний судьбы. К тому времени на войне убили одного из его сыновей, и он так и не смог оправиться от полученного удара.

Вместо послесловия

Эпоха великих и открытий длилась более 300 лет. За это время мир стремительно менялся. Появлялись новые знания, новые умения, которые способствовали быстрому развитию всех отраслей науки. Так появлялись более совершенные суда и приборы. С карт в то же время исчезали «белые пятна». И все это благодаря подвигам отчаянных мореплавателей, выдающихся людей своего времени, смелых и отчаянных. Можно легко ответить на вопрос, какой мореплаватель совершил кругосветное путешествие первым, но вся суть открытий такова, что каждое из путешествий по-своему важно. Каждый из путешественников внес свой вклад в тот мир, который окружает нас сегодня. Возможность путешествовать сегодня, а при желании и повторить интересный и увлекательный путь любого из них, но в более комфортных условиях - это их заслуга.


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.


Завоеватели открытого моря - первый человек, проплывший вокруг земли

Век открытий
Век открытий был полон морских путешествий и желания найти дорогу к пряностям Дальнего Востока, тогда как восточное средиземноморье было блокировано мощными конкурентами. Когда Васко да Гама проплыл вокруг мыса Доброй Надежды, чтобы достигнуть Индии в 1488 году, португальцы сконцентрировали свои усилия на юге и востоке. Испанцы, которые согласились разделить с португальцами мир пополам в Договоре Тордесиллас от 7 июня 1494 года, поплыли на запад. Они не имели ни малейшего понятия об Американском континенте и никто не знал о том, что есть Тихий океан.

Христофор Колумб (1451-1506), итальянец, переехавший в Испанию, исходя из теории, что земля круглая, решил, что можно достигнуть Дальнего Востока с другой стороны. Он убедил монархов финансировать свою экспедицию и выплыл в 1492 году. После 10 недель плавания, он достиг острова на Багамах, который он назвал Сан Сальвадор. Думая, что он нашел острова возле Японии, он продолжил плавание до тех пор, пока не доплыл до Кубы (которую он посчитал Китаем) и Гаити. Он встретил там темнокожих людей, которых он назвал "Индийцами", поскольку он был уверен, что плыл через Индийский океан.

Колумб совершил еще 3 морских путешествия в Новый Свет, который был, как он полагал, Востоком, в 1493, 1497 и 1502 годах, исследовав Пуэрто-Рико, Вирджинские острова, Ямайку и Тринидад. Он никогда не доплывал до Северной Америки, и пока был жив, думал, что он достиг Азии.

Северная Америка уже была открыта

Корабли викингов достигли Северной Америки почти за 500 лет до того как Колумб отправился в плавание. Отплыв от Исландии в средине 990-х, Биарни Хериолфссон сошел с курса и прибыл на неизвестную землю. Он не исследовал и не называл ее. В 1002 году, Лейфр Эйрикссон последовал курсу Биарни и прибыл на побережье современной Канады. Затем он отправился южнее, и открыл остров, который он назвал Винланд (сегодняшний Ньюфаундленд), где он основал колонию и торговал с местным населением, известным как Скраэлинги 3 года. В конечном счете, Скраэлинги принудили их убраться, но викинги продолжали плавать в Канаду за лесом.

"Новая Найденная Земля"

В 1497 году, король Генри VII жаловал Джона Кабота (1450-1498) правом исследовать. 2 Мая, Кабот и команда из еще 18 человек собрались на маленьком корабле под названием Мэттью в Бристоле, Англия. Он проплыл на север дальше, чем Колумб, чтобы выйти из испанских территорий. 24 июня команда заметила землю. Кабот полагал, что он нашел остров у берегов Азии и назвал его "новой найденной землей". Это было первой документированной высадкой на Ньюфаундленде со времен плаваний викингов. Кабот вернулся в Англию 6 августа 1497 года, и хотя он не привез никаких сокровищ и пряностей, он стал первым, который отметил на карте североамериканское побережье.

Название "Америка"

Линия, которой португальцы и испанцы разделили мир между собой, проходила через Атлантику, вследствие чего Испания заполучила западные земли, включая Америки. Бразилия досталась португальцам, которые кроме того имели восточную Африку и Индию. Но, поскольку не возможно было определить четкое расположение линии, возник вопрос о точном местонахождении линии. В 1501 году, португальский король Мануэль I отправил свой флот в Бразилию. Одним из членов флотилии был итальянец Америго Веспучи . Он был одним из тех первых исследователей, которые сказали, что Южная Америка вовсе не остров, а целый континент, назвав его "Новым Миром". Веспучи - прекрасный картограф, продал копии своих карт немецкому картографу Мартину Вальдсемюллер, который, перерисовывая их в 1507 году, оказал честь Веспучи и написал его имя на Южно-американском континенте. Так вот и стал называться южный континент "Америкой".

Америго Веспучи, в честь которого и назван Американский континент в 1507 году.

Первое путешествие вокруг света

Первым обплыл земной шар Фердинанд Магеллан . Он родился в Опорто, в Португалии в 1480 году. В 1505 году он был зачислен во флот, где он и выучил все тонкости управления кораблем и военное дело во время боя в Индии у португальского королевского наместника. В 1509 году он принимал участие в Бою за Смерть, которое дало португальцем огромное превосходство в Индийском океане. 7 лет он торговал кохинхинками, фарфором и тростями.

Как и Колумб, Мегеллан верил, что Дальний восток достижим через запад. После того, как португальский король отнесся к его словам с пренебрежением, он убедил короля Испании Чарльза I в том, что по меньшей мере половина всех "пряных" островов находятся в испанской части неисследованного мира. В сентябре же 1519 года, Магеллан отправился на 5 кораблях ("Сан-Антонио", "Сантьяго", "Тринидад", "Виктория" и "Концепцион"), в составе 280 человек команды, преисполнимый желания путешествовать, не смотря на невзгоды и мятежи, возникавшие на судне. Итальянский дворянин, Антонио Пигафетта, вел дневник во время всего путешествия.

20 ноября 1519 года они пересекли экватор, и увидели Бразилию 6 декабря. Магеллан полагал, что будет неразумно проплывать около португальской территории, поскольку он плыл под испанским флагом, и 13 декабря он бросил якорь близ сегодняшнего Рио-де-Жанейро. Их встретили индейцы гуарани, которые верили в то, что белые люди - боги и одарили их подарками. После того, как они пополнили свои запасы, они отправились на юг, достигнув Патагонии (Аргентина) в марте 1520. Сантьяго был послан, чтобы исследовать юг дальше, но был потерян в шторме.

В Августе, Магеллан решил, что время проплыть на юг, чтобы найти дорогу к востоку. В октябре они увидели пролив. Во время их плавания, капитан Сан-Антонии повернул назад в Испанию, забрав большую часть всей провизии.

В тихоокеанские просторы

К концу ноября 3 корабля вышли из залива в воды Тихого океана. Магеллан думал, что "пряные" острова были уже недалеко, но они проплыли еще 96 дней, не видев и края земли. Состояние команды на кораблях было ужасным. Они выживали за счет опилок, кожаных полосок и крыс. Наконец, в январе 1521 года, они увидели остров и остановились, чтобы отпраздновать это событие. В марте они подплыли к острову Гуам. Они продолжили свое плавание и отправились на Филиппины, прибыв туда 28 Марта.

После поддержки островным королем, Магеллан по глупости был втянут в племенную войну и погиб в бою 27 апреля 1521 года. Себастьян дель Кано взял на себя командование суднами и 115 выжившими. Из-за недостачи команды для третьего судна, корабль "Концепцион" был сожжен.

Они доплыли до Молуккских островов ("пряные" острова) в ноябре и загрузились ценными пряностями. Чтобы гарантировать прибытие в Испанию хоть одного корабля, "Тринидад" поплыл назад на восток через Тихий океан, в то время как "Виктория" продолжила свой путь на запад. "Тринидад" был схвачен португальцами, и большая часть команды была убита. "Виктории" удалось избежать нападения португальцев в водах Индийского океана, и они обошли мыс Доброй Надежды. 6 сентября 1522 года, спустя почти три года после начала исторического путешествия, "Виктория" и 18 человек команды (среди которых был и Пигафетта) прибыли в Испанию. Они были первыми , кто совершил кругосветное путешествие вокруг земного шара .


Репродукция корабля, на котором Фердинанд Магеллан возглавил первое кругосветное плавание.

Второе кругосветное путешествие

Второе кругосветное плавание было совершенно исследвателем-бывшим пиратом англичанином Фрэнсисом Дрейком (1540-1596). Увидев, что испанцы собирают новую большую империю, королева Елизавета I тайком отправила Дрейка на запад, с добавленной целью обеспокоить испанцев. 13 декабря 1577 года, Дрейк отплыл из Плимута в Англии, с 6 судами под своим командованием.

В сентябре 1578 года, 5 кораблей вернулись назад в Магелланов пролив, но Дрейк плыл дальше на своей "Золотой Лане". К июню 1579 года, он достиг берегов сегодняшней Калифорнии и продолжил плавание к северу до сегодняшней границы Канады и США. Затем, он развернулся на юго-запад и пересек Тихий океан за 2 месяца. Он проплывал через Индийский океан и вокруг мыс Доброй Надежды. Он вернулся на "Золотой Лане", загруженной золотом и пряностями, обратно в Плимут 26 Сентября 1580 года. Он стал первым капитаном , совершившим кругосветное плавание.

Капитан Кук

Еще одним известным кругосветным плаванием было плавание Джеймса Кука . Он отплыл из Англии 25 Августа 1768 года на корабле "Индивэ" с 94 человеками команды и ученых на борту. 11 апреля 1769 года они достигли острова Таити. По правительственному приказу они продвинулись южнее, прибыв в Новую Зеландию 6 Октября. К апрелю 1770 года, Кук изучил и записал заметки об Австралии. Затем, "Индева" отправился на Яву, к концу проплыв через мыс Доброй Надежды. 13 Июля 1771 года, Кук причалил в Дувр. За его историческое 3-летнее плавание он был назначен капитаном морского судна королем Джорджем III.

Первое одиночное кругосветное плавание

Джошуа Слокум . Родился в Нова Скотии в 1844 году, но стал американским гражданином и капитаном Слокумом уже в возрасте 25 лет. 24 Апреля 1895 года, 51-летний Слокум отправился в дальнее плавание из Бостона в своем 11 метровом шлюпе "Спрэй", ветхом судне для ловли устриц, которое он перестроил сам.

Слокум пересек Атлантический океан и подошел к Суэцкому каналу. В Гибралтаре, он встретился со средиземноморскими пиратами, и отправился обратно через Атлантику и прошел вниз по бразильскому побережью через ужасный Магелланов пролив. Он сталкивался со смертельными течениями, скалистыми побережьями и бурными водами неспокойного моря, когда он проплывал около Австралии, через мыс Доброй Надежды и Атлантику.

27 июня 1898 года, спустя более 3 лет и 74000км, Джошуа Слокум вошел в Ньюпорт, в Род-Айленде, как первый человек, совершивший первое одиночное кругосветное плавание . Он описывает свое выдающееся морское путешествие в своей книге "Плавание Вокруг Света".


Джошуа Слокум - первый человек, проплывший один вокруг света (1895-1898). Планируя начать свое плавание от Амазонки, Слокум отправился из Винйард Хэвен 14 ноября 1909 года, но он пропал вместе со своим короблем


Джошуа Слокум стал первым человеком, совершивший кругосветное на своем шлюпе "Спрэй"

Первый вокруг света с одной остановкой

Честь проплыть вокруг света всего лишь с одной остановкой досталась Фрэнсису Чичестеру (1902-1972). В 1966 году, 64-летний Чичестер отплыл на своем 16-метровом кече "Джипси Мот IV" из Англии. Рулевой механизм сломался на расстоянии 3,700км от Австралии. Скоро, после отплытия из Сиднея, "Джипси" перекинулся, но выровнялся сам. Около мыса Горн, Чичестер столкнулся с 15-метровыми волнами. Но он не человек, отступающий от своих планов. В 1960 году он был победителем в первом трансатлантической гонке для одного. Он совершил также и самый далекий одиночный перелет на гидросамолете (из Англии в Австралию). 28 Мая 1967 года, после 226 дней в море, его приветствовало полмиллиона человек в Плимуте, Англия.


Фрэнсис Чичестер на корабле "Джипси Мот IV" совершил первое кругосветное плавание с одной остановкой.

Вокруг света в одиночку

Сегодняшние одиночные безостановочные плавания вокруг света до сих пор захватывают воображение. Чэй Блит , по кличке "стальной человек", был одним из немногих, путешествовавших против ветра вокруг света с востока на запад на кече "Бритиш Стил" в 1971 году. Он завершил свое плавание за 302 дня. Двумя годами позже, француз Ален Кола на своем тримаране "Манурева" проплыл вокруг света через три великих мыса, что заняло у него всего 129 дней плавания.

Первой женщиной , проплывшей вокруг света, стала англичанка Лиза Клэйтон . Он отплыла на 11-метровом, обитом жестью "Спирит оф Бирмингэм" из Дартмута, Англия 17 сентября 1994 года, закончив свое суровое плавание через 285 дней.

Джонатан Сандерс 5 раз в одиночку путешествовал вокруг света. Ему также удалось совершить выдающееся безостановочное плавание вокруг света в период между Маем 1986 года и Мартом 1988, преодолев 128,000км. Кругосветное плавание стало страстью, как это произошло с гонкой Уитбред. Потом, француз Филипп Жанто предложил идею кругосветной гонки без остановки.

Состязания

В 1982 году, британская компания предложила соревнование BOC - вокруг света в одиночку. Сейчас оно переименовалось в AroundAlone , главная цель которого, как она гласит: "Один человек, Одна лодка, Вокруг света". Это самая длинная дистанция в индивидуальном спорте. Трудный путь, расстояние которого 43,000км состоит в основном из далеких океанов. Финиш находится буквально за краем мира. (Следующая гонка состоится 26 Сентября).

А еще есть The Race - безостановочная гонка вокруг света без правил и без границ, которая начинается от Гиблартарского пролива в полуночный бой часов 31 декабря 2000 года. Без правил означает только то, что единственное ограничение - это воображение и технологии.

В 120 году н.э. египетский математик Птолемей (Клавдий Птолемеус) изобрел несколько планов, посредством которых, участки на неровных поверхностях Земли могут быть отображены на плоских поверхностях. Его география появилась в Европе в 1406 году, и с изобретением печатной машины в 1450 году, его планы были опубликованы и повсеместно приняты.

Корабельная компания Кунард Лакония предложила первый кругосветный круиз на Лаконии в 1922 году.