Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Профессионально важные качества педагога. Личностные качества педагога Что включает в себя личные качества учителя

Профессионально важные качества педагога. Личностные качества педагога Что включает в себя личные качества учителя

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального образования»

на тему: «Личностные качества педагога»

Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

Викторова

Проверил:

Екатеринбург 2004

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....5

4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...6

5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

6. Заключение. …………………………………………………………………15

7. Список литературы. ………………………………………………………...17

Введение.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

Способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я

Гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

Центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

Центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Ольга Яковлева , учитель математики НОУ школы «Ступени»

В Исламе профессия учителя очень важна, фактически отношения наставник-ученик сохраняются на всю жизнь и даже дольше. Ведь именно с этой профессией связано распространение знаний, образование связей между поколениями.

Каким же должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет к нему школа и ученики?

Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю :

склонность к работе с детьми ;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой ;

высокая степень личной ответственности ;

самоконтроль и уравновешенность ;

терпимость, безоценочное отношение к людям ;

интерес и уважение к другому человеку ;

стремление к самопознанию, саморазвитию ;

оригинальность, находчивость, разносторонность ;

тактичность ;

целеустремлённость ;

артистизм ;

требовательность к себе и другим ;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов) .

Однако дети любят педагогов не всегда за это. Согласно опросам школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:

1. Личностные качества : Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

2. Организаторские качества : Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

3. Деловые качества : Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид : Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат – 4 года – с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура – 2–3 года – дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура – 3 года – право преподавать в высших учебных заведениях).

Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию. Ведь в современных школах уже не редкость, когда ученик оказывается более информированным по каким-то вопросам (используя Интернет, энциклопедии и прочие источники информации), чем его учитель.

А также нужно помнить о том, что не только учитель воспитывает и учит детей, ученики тоже влияют на него, обучая и воспитывая педагога в свою очередь. Обмен знаниями между поколениями в школе идёт постоянно, как бы превращаясь в единую сбалансированную систему круговорота. Готовность учиться у ребёнка могут продемонстрировать далеко не все взрослые, а без неё стать полноценным педагогом вряд ли получится.

Обязанности учителя разнообразны :

обучение различным наукам ;

объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами ;

контроль усвоения материала ;

проведение воспитательной работы с детьми ;

помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся ;

выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения ;

изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них ;

построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей ;

оказание помощи в формировании личности ученика ;

содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний ;

организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний ;

объяснение текущих социальных событий и явлений ;

участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ ;

составление тематических и урочных планов ;

оформление документации (журналов, отчётов) .

Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь не секрет, что студенты педагогических вузов, особенно в глубинке, – это зачастую дети, которые не смогли поступить ещё куда-либо, и они хотят получить хоть какие-нибудь «корочки» о высшем образовании. Есть, конечно, подлинные энтузиасты-педагоги, но таких единицы.

А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

Конечно, должность учителя сейчас низкооплачиваемая, не престижная, не популярная. Но это не повод для того, чтобы в школах воспитывать дегенеративное поколение. Жить в стремительно деградирующем обществе как-то непривлекательно.

Конечно, и государство должно обеспечивать учителей, уважать их труд. Они – залог будущего развития нации, они всегда были совестью России. Возможно, когда-нибудь учителя будут нужны нашему обществу так, как сейчас они нужны в Англии, Франции, Германии, США, Канаде… В этих странах должность учителя очень престижна, и получить место в школе можно только после многочисленных экзаменов и проверок.

Дай Аллах, чтобы каждого человека, который научил нас чему-то, хоть бы и самому малому, мы вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.

Независимо от выбора своей будущей профессии люди должны стремиться к выработке в себе таких личностных качеств, которые позволили бы им не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм чело­веческой морали, но и качественно решать задачи про­фессиональной деятельности. Трудно представить какое-либо позитивное человеческое качество, которое было бы лишним в перечне качеств, присущих педагогу. Однако каждая профессия предъявляет специфические требова­ния к личностным качествам работника. Естественно, пе­дагогическая профессия не является исключением.

Под профессионально значимыми качествами личности педагога понимаются характеристики умственной и эмо­ционально-волевой сторон личности, влияющие на продук­тивность профессионально-педагогической деятельности пе­дагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

В педагогической науке существует ряд мнений отно­сительно набора личностных качеств педагога, трактуе­мых как профессионально значимые. Остановимся на наи­более характерных.

Ф.Н. Гоноболин выделил как профессионально значи­мые следующий ряд качеств личности учителя: педагоги­ческий такт, способность «реконструировать» учебный материал, доступно излагать его, способность убеждать лю­дей и организовывать их, способность к творческой рабо­те, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них, способность к препо­даваемому предмету, способность предвидеть результаты своей работы. Он также выделяет такие личностные каче­ства, призванные обеспечивать эффективность педагоги­ческой деятельности, как: убежденность, целенаправлен­ность, настойчивость, выдержка, находчивость.

Ю.К. Бабанский предложил свою классификацию про­фессионально значимых личностных качеств, в которой он объединил выделенные им качества в три группы: лич­ностные, связанные с учебной деятельностью, связанные с воспитательной работой.

Исходя из положения о педагогической деятельности как о рефлексивном управлении учебной деятельностью учащихся, Ю.Н. Кулюткин выделяет три группы качеств личности учителя, а именно: способность понимать внут­ренний мир ребенка, способность к активному воздействию на ученика, эмоциональную устойчивость.

К.М. Левитан предлагает следующую шкалу основных про­фессионально значимых личностных качеств: высокий уро­вень владения предметом, умение передавать знания и навы­ки, требовательность, умение заинтересовать школьников изучением своего предмета, общая эрудиция, доброжелатель­ность, педагогический такт, умение организовать интерес­ный урок, любовь к профессии, терпение и настойчивость, понимание детей, любовь к детям, справедливость, стремле­ние к совершенствованию, чувство юмора, принципиаль­ность, общительность, хорошая дикция, музыкальные спо­собности, эмоциональность, умение организовать внекласс­ную работу, добросовестность, умение использовать ТСО.

Т.Н. Мальковская выделяет качества, затрудняющие вза­имодействие учителя с учащимися: вспыльчивость, прямо­линейность, торопливость, резкость, обостренное самолю­бие, самоуверенность, упрямство, отсутствие чувства юмо­ра, излишняя мягкость, нерешительность, простодушие, обидчивость, сухость, медлительность, неорганизованность. Я.Л. Коломинский добавляет к этому перечню непони­мание учащихся, несправедливость, раздражительность, ма­лую или излишнюю требовательность, педантизм, навязы­вание своего мнения, противоречие между словами и дела­ми, нечестность, недостатки в преподавании.

В научно-педагогической литературе встречаются, хотя и довольно редко, попытки создания типологии личнос­ти педагога. Обычно выделяют «логотропов» - учителей, направленных на преподаваемый предмет, и «педотропов», учителей, ориентированных на взаимодействие с детьми. Ряд зарубежных исследователей выделяют три типа учи­телей.

Первый тип - учителя, стремящиеся прежде всего раз­вить личность ребенка, опираясь на эмоциональный и социальный факторы. Такой учитель придерживается гиб­кой программы, не замыкается на содержании изучаемо­го предмета, ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход к ученикам, дру­жеский тон. Его антипод - отчужденный, эгоцентричный, дистанцированный учитель.

Учитель второго типа заинтересован только в умствен­ном развитии учащегося, строго придерживается изучае­мого материала, работает по последовательно и подробно разработанной программе. Он предъявляет высокие тре­бования к усвоению учениками учебного материала. Его антипод - неорганизованный, небрежный учитель.

Третий тип учителя характеризуется творческой, изоб­ретательской жилкой. Он старается увлечь хотя бы отдель­ных учеников, пробудить в них силу и способность пол­ностью раскрыть свои творческие потенции (возможнос­ти). Такой учитель не заботится о развитии умственных спо­собностей учеников в ограниченном, традиционном смысле, к ученикам часто относится субъективно. Его антипод - су­хой, скучный, слишком традиционный учитель.

Любые из указанных типов личности педагогов редко встречаются в «чистом» виде, правомерно говорить толь­ко о доминирующих качествах, обязательно присутствую­щих у хороших учителей.

Дж.Б. Керрол считает, что на одном «полюсе» существу­ют учителя - консерваторы-традиционалисты, которые уверены в том, что они все делают совершенным образом, и не желают менять старые, проверенные приемы деятель­ности на новшества. На другом «полюсе» находятся «впе­чатлительные авантюристы», которые поддаются любой моде и перепробуют все на свете. Как подтип таких учите­лей Керрол выделяет «любителя технических усовершен­ствований». Основная же масса учителей располагается меж­ду этими двумя «полюсами».

В.Н. Сорока-Росинский выделял четыре основные «по­роды» учителей: педагоги-теоретисты, педагоги-реалисты, педагоги-утилитаристы, педагоги-артисты.

Таким образом, различные авторы дают различные клас­сификации профессионально значимых качеств в личности учителя. Однако в настоящее время нет общепринятого мнения ни относительно того, какие качества характеризу­ют педагогов высшего профессионального уровня, ни того, каковы предпосылки их успешного формирования, ни от­носительно того, каковы методы их выявления.

Обилие информации о профессиональных качествах личности учителя создает необходимость выявления ус­тойчивых комбинаций этих качеств характеризующих раз­ные уровни успешности работы. Кроме того возникает потребность в проверке значимости ранее описанных в педагогической литературе личностных качеств педагогов с позиции настоящего времени.

Контент-анализ приведенных выше позиций ученых по­зволил автору данных строк создать классификацию профес­сионально значимых качеств личности с точки зрения степе­ни их значимости, согласно которой было выделено четыре группы качеств: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые (противопоказания).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуще­ствления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятель­ности, однако способствуют ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эф­фективности педагогического труда, а профессионально недо­пустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств под­робнее.

Доминантные качества

1. Социальная активность, готовность и способность содей­ствовать решению общественных проблем в сфере про­фессионально-педагогической деятельности.

2. Целеустремленность - умение направлять и использо­вать все качества своей личности для достижения по­ставленных педагогических задач.

3. Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

4. Желание работать со школьниками - получение ду­ховного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагоги­ческие решения и действовать в соответствии с ними.

6. Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса:

7. Честность - искренность в общении, добросовестность в деятельности.

8. Справедливость - способность действовать бесприст­растно.

9. Современность - осознание учителем собственной при­надлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

10. Гуманность - стремление и умение оказать квалифи­цированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

11. Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубоки­ми познаниями в области преподаваемого предмета.

12. Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особен­ностей.

13. Толерантность - терпеливость в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм - вера в ученика и его спо­собности.

Периферийные качества

1. Доброжелательность.

2. Приветливость.

3. Чувство юмора.

4. Артистичность.

5. Мудрость (наличие жизненного опыта).

6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества

1. Пристрастность - выделение из среды учащихся «лю­бимчиков» и «постылых», публичное выражение сим­патий и антипатий по отношению к воспитанникам.

2. Неуравновешенность - неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения.

3. Мстительность - свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.

4. Высокомерие - педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.

5. Рассеянность - забывчивость, несобранность.

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности. Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении. Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Оценка педагогических способностей

Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Трудолюбие.
  • Настойчивость.
  • Скромность.
  • Ораторские способности.
  • Артистичность.

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

Определение 1

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.

Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:

  • Эрудицией.
  • Преданностью к своему труду.
  • Научной увлеченностью.
  • Глубокими познаниями своей области преподавания.
  • Методиками ведения деятельности.
  • Психологической подготовкой.
  • Широким культурным кругозором.
  • Педагогическим тактом, техникой, мастерством и многими другими умениями.

Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.

Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.

Если говорить о педагогической деятельностиможно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.

Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.

Определение 2

Под определение “компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.

Определение 3

Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.

В компетентностную модель современного учителя можно включить:

  • Профессиональные качества.
  • Цели, ценности, принципы.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические технологии, методики, способы.
  • Профессиональные позиции.

Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.

Рисунок 1

Определение 4

В качестве ценностей выступают суждения, идеи, являющиеся для учителя определяющим элементом границ его деятельности на уровне подсознательного понимания и принятия.

Так, компетенции будущего учителя безоговорочно включают в себя не только профессиональные умения, полученные в процессе обучения, но и личностные характеристики, позволяющие полномерно выполнять профессиональные обязанности. Существует федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет ключевые компетенции будущего педагога.

Рисунок 2

Ключевые компетенции будущего учителя

Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.

Вывод

Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Профессионально - значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально - педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются, только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой (38) близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность -- способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности), «педагогическое целеполагание -- это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам. Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина (42) соотносит их с двумя уров-нями педагогических способностей -- проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых ка-честв, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества -- направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я».

Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой (29), личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается миро-воззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность за-ниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагоги-ческую и 3) ложнопедагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчёте на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребнос-тью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития -- призвания -- «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина (29)).

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание.

Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а умет диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

В заключение обратимся к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П. Симоновым (70), и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трем важным аспектам:

1. Психологические черты личности как индивидуальности:

а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;

б) тенденция к лидерству;

в) уверенность в себе;

г) требовательность;

д) добросердечие и отзывчивость;

е) гипертимность.

2. Педагог в структуре межличностных, отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

в) темп речи -- 120--130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

д) обращение к учащимся по именам;

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовать всех учащихся сразу;

и) проверяет степень понимания учебного материала.

Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. (87) предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогического общения. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопу-стимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.

Доминантные качества

1. Социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

2. Целеустремленность -- умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

3. Уравновешенность -- способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

4. Желание работать со школьниками -- получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях -- умение оперативно принимать оптимальные пе-дагогические решения и действовать в соответствии с ними.

6. Обаяние -- сплав духовности, привлекательности и вкуса.

7. Честность -- искренность в общении, добросовестность в деятельности.

8. Справедливость -- способность действовать беспристрастно.

9. Современность -- осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

10. Гуманность -- стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

11. Эрудиция -- широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

12. Педагогический такт -- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

13. Толерантность -- терпеливость в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм -- вера в ученика и его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Негативные качества

1 Пристрастность -- выделение из среды учащихся любимчиков и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

2 Неуравновешенность -- неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.

3 Мстительность -- свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником

4 Высокомерие -- педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.

5 Рассеянность -- забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания

1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

2. Рукоприкладство.

3. Грубость.

4. Беспринципность.

5. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

6. Безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе -- направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.