Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

Сочинения. Доклады. Рефераты. Краткие содержания

» » Презентация на тему разнообразие звезд. Многообразие звезд

Презентация на тему разнообразие звезд. Многообразие звезд

Введение 3

1 Многообразие звезд и физические процессы, происходящие в их недрах 4

1.1 Физические характеристики звезд 4

1.2 Многообразие звезд. Гарвардская классификация звездных спектров 7

1.3 Физические процессы, происходящие в недрах звезд 8

2 Солнце и его характеристики 14

2.1 Физические процессы происходящие на Солнце 14

2.2 Внутреннее строение Солнца 16

2.3 Магнитные поля Солнца 19

2.4 Проблема солнечных нейтрино и нагрева короны 21

Заключение 23

Список использованных источников 25

Приложение А 26

Спектральный класс звезды и ее светимость 26

Приложение Б 27

Внутреннее строение Солнца 27

Введение

Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

Возрастающий интерес к физике Солнца и звезд обусловлен тем, что процессы, протекающие в различных областях солнечного вещества и в околоcолнечном пространстве, характерны для других космических объектов. Явления типа солнечных открыты на других звездах: звездные осцилляции, пятна, вспышки, короны, ветры и глубокие и длительные минимумы активности. Солнце – ближайшая к нам звезда. Всего около восьми минут требуется, чтобы солнечные лучи достигли Земли, тогда как от самой близкой к нам звезды Проксима Центавра свет идет 4,3 года. Такая близость Солнца приводит к тому, что она является единственной звездой, которую мы видим не как точку, а как диск. Поэтому именно эту ("нашу") звезду можно изучить наиболее детально. Солнце и гелиосфера представляют собой уникальную гигантскую лабораторию, где можно осуществить эксперименты по проверке сценариев и моделей эволюции звезд, изучению основополагающих проблем магнитогидродинамики, физики плазмы, атомной физики и даже космологии и физики элементарных частиц.

Результаты десятилетних экспериментов по регистрации солнечных нейтрино показали, что существующая уверенность в том, что мы достаточно хорошо знаем, как идут термоядерные реакции в глубоких слоях Солнца, по меньшей мере поколебалась.

Солнце является единственным астрофизическим объектом, который небезразличен для обитателя Земли. Оно согревает нас своим теплом, дарует свет, именно Солнце способствовало появлению всего живого на Земле и является источником всех видов энергии, используемой человечеством. И сейчас, в связи с непрерывным увеличением энергетических потребностей, решается проблема прямого использования солнечной энергии, которая излучается с поразительным постоянством миллиарды лет. Каждый квадратный метр поверхности Солнца в энергетическом отношении можно сравнить с электростанцией мощностью 60000 кВт. Научиться преобразовывать солнечную энергию – значит навсегда отвести неумолимо нависшую над человечеством тень энергетического кризиса.

Земля погружена во внешнюю исключительно подвижную атмосферу Солнца и, следовательно, подвергается сильному влиянию погоды на Солнце. Солнце воздействует на климат и биосферу, приводит в движение атмосферу планеты и т. д. Поэтому исследование солнечно-земных связей приобретает особое научное и научно-прикладное значение.

1 Многообразие звезд и физические процессы, происходящие в их недрах

1.1 Физические характеристики звезд

Если смотреть на звездное небо, сразу бросается в глаза, что звезды резко отличаются по своей яркости – одни светят очень ярко, они легко заметны, другие трудно различить невооруженным глазом.

Еще древний астроном Гиппарх предложил различать яркость звезд. Звезды были разделены на шесть групп: к первой относятся самые яркие – это звезды первой величины (сокращенно - 1 m , от латинского magnitudo - величина), звезды послабей - ко второй звездной величине (2 m) и так далее до шестой группы – едва различимые невооруженным глазом звезды. Звездная величина характеризует блеск звезды, то есть освещенность, которую звезда создает на земле. Блеск звезды 1 m больше блеска звезды 6 m в 100 раз.

Изначально яркость звезд определялась неточно, на глазок; позже, с появлением новых оптических приборов, светимость стали определять точнее и стали известны менее яркие звезды со звездной величиной больше 6. (Самый мощный российский телескоп – 6-ти метровый рефлектор – позволяет наблюдать звезды до 24-й величины.)

С увеличением точности измерений, появлением фотоэлектрических фотометров, возрастала точность измерения яркости звезд. Звездные величины стали обозначать дробными числами. Наиболее яркие звезды, а также планеты имеют нулевую или даже отрицательную величину. Например, Луна в полнолуние имеет звездную величину -12,5, а Солнце - -26,7.

В 1850 г. английский астроном Н. Поссон вывел формулу:

E 1 /E 2 =(5 √100) m 3- m 1 ≈2,512 m 2- m 1

где E 1 и E 2 – освещенности, создаваемые звездами на Земле;

m 1 и m 2 – их звездные величины.

Иными словами, звезда, например, первой звездной величины в 2,5 раза ярче звезды второй величины и в 2,5 2 =6,25 раз ярче звезды третьей величины.

Однако значения звездной величины недостаточно для характеристики светимости объекта, для этого необходимо знать расстояние до звезды.

Расстояние до предмета можно определить, не добираясь до него физически. Нужно измерить направление на этот предмет с двух концов известного отрезка (базиса), а затем рассчитать размеры треугольника, образованного концами отрезка и удалённым предметом. Этот метод называется триангуляцией.

Чем больше базис, тем точнее результат измерений. Расстояния до звёзд столь велики, что длина базиса должна превосходить размеры земного шара, иначе ошибка измерения будет велика. К счастью, наблюдатель вместе с планетой путешествует в течение года вокруг Солнца, и если он произведёт два наблюдения одной и той же звезды с интервалом в несколько месяцев, то окажется, что он рассматривает её с разных точек земной орбиты, - а это уже порядочный базис. Направление на звезду изменится: она немного сместится на фоне более далёких звёзд. Это смещение называется параллактическим, а угол, на который сместилась звезда на небесной сфере, - параллаксом. Годичным параллаксом звезды называется угол, под которым с неё был виден средний радиус земной орбиты, перпендикулярный направлению на звезду.

С понятием параллакса связано название одной из основных единиц расстояний в астрономии – парсек. Это расстояние до воображаемой звезды, годичный параллакс которой равнялся бы точно 1’’. Годичный параллакс любой звезды связан с расстоянием до неё простой формулой:

где r – расстояние в парсеках;

П – годичный параллакс в секундах

Сейчас методом параллакса определены расстояния до многих тысяч звёзд.

Теперь, зная расстояние до звезды, можно определить ее светимость – количество реально излучаемой ею энергии. Ее характеризует абсолютная звездная величина.

Абсолютная звездная величина (M) – такая величина, которую имела бы звезда на расстоянии 10 парсек (32,6 световых лет) от наблюдателя. Зная видимую звездную величину и расстояние до звезды, можно найти ее абсолютную звездную величину:

M = m + 5 – 5 * lg(r)

Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра – крошечный тусклый красный карлик – имеет видимую звездную величину m=-11,3, а абсолютную M=+15,7. Несмотря на близость к Земле, такую звезду можно разглядеть только в мощный телескоп. Еще более тусклая звезда №359 по каталогу Вольфа: m=13,5; M=16,6. Наше Солнце светит ярче, чем Вольф 359 в 50000 раз. Звезда δ Золотой Рыбы (в южном полушарии) имеет только 8-ю видимую величину и не различима невооруженным глазом, но ее абсолютная величина M=-10,6; она в миллион раз ярче Солнца. Если бы она находилась от нас на таком же расстоянии, как Проксима Центавра, она бы светила ярче Луны в полнолуние.

Для Солнца M=4,9. На расстоянии 10 парсек солнце будет видно слабой звездочкой, с трудом различимой невооруженным глазом.

Размеры, массы, плотность звезд

Звёзды так далеки, что даже в самый большой телескоп они выглядят всего лишь точками. Как же узнать размер звезды?

На помощь астрономам приходит Луна. Она медленно движется на фоне звёзд, по очереди перекрывая идущий от них свет. Хотя угловой размер звезды чрезвычайно мал, Луна заслоняет её не сразу, а за время в несколько сотых или тысячных долей секунды. По продолжительности процесса уменьшения яркости звезды при покрытии её Луной определяют угловой размер звезды. А, зная расстояние до звезды, из углового размера легко получить её истинные размеры. Но лишь небольшая часть звёзд на небе расположена так удачно, что может покрываться Луной. Поэтому обычно используют другие методы оценки звёздных размеров.

Угловой диаметр ярких и не очень далёких светил может быть непосредственно измерен специальным прибором – оптическим интерферометром. Но в большинстве случаев радиус звезды (R) определяют теоретически, исходя из оценок её полной светимости (L) и температуры (T):

R 2 = L / (4πσT 4)

Рисунок 1 – Зависимость между массой звезды и ее светимостью

Размеры звезд бывают очень различны, встречаются звезды сверхгиганты, радиус которых в тысячи раз больше солнечного. С другой стороны известны звезды-карлики с радиусом в десятки раз меньше, чем у Солнца.

Важнейшей характеристикой звезды является масса. Чем больше вещества собралось в звезду, тем выше давление и температура в её центре, а это определяет практически все остальные характеристики звезды, а так же особенности её жизненного пути.

Прямые оценки массы могут быть сделаны только на основании закона всемирного тяготения. Масса звезд колеблется в значительно меньших пределах: примерно от 10 28 до 10 32 килограмм. Существует связь между массой звезды и ее светимостью: чем больше масса звезды, тем больше ее светимость. Светимость пропорциональна примерно четвертой степени массы звезды (Рисунок 1).

Сильно различаются плотности звезд. Например, плотность красного гиганта Бетелгейзе в полторы тысячи раз меньше плотности комнатного воздуха (имеется в виду средняя плотность; в центре звезды плотность гораздо больше, чем на поверхности). Кстати, диаметр этой звезды в 300 раз больше диаметра Солнца, объем, соответственно, в 27 миллионов раз больше, а масса всего в 15 раз превышает солнечную. А плотность белого карлика Сириус в 30000 раз больше плотности воды, то есть в 1500 раз больше плотности золота. 1 литр такого вещества весит 30 тонн.

1.2 Многообразие звезд. Гарвардская классификация звездных спектров

Основной метод изучения звезд – исследование их спектров. Специальный аппарат, устанавливаемый на телескопе, при помощи дифракционной решётки раскладывает свет звезды по длинам волн в радужную полоску спектра. Астрономы получают множество сведений о звездах, расшифровывая их спектры. Спектр звезды позволяет определить, какая энергия приходит от звезды на различных длинах волн, и оценить её температуру точнее, чем по цвету. Многочисленные тёмные линии, пересекающие спектральную полоску, связаны с поглощением света атомами различных элементов в атмосфере звёзд. Так как каждый химический элемент имеет свой набор линий, спектр позволяет определить, из каких веществ состоит звезда. Спектры звезд можно разделить на несколько основных классов.

Еще в 70-х годах XIX века один из пионеров астрофизики директор Ватиканской обсерватории А. Секки предложил первую классификацию звездных спектров. Позже она была расширенна и уточнена.

В 1924 году Гарвардская обсерватория завершила публикацию каталога Г. Дрепера, содержащего классификацию свыше 225 тысяч звезд. Современная классификация является уточненной и дополненной версией этой классификации, общепринятой в современной астрономии.

По Гарвардской классификации выделялось семь спектральных классов, обозначенных латинскими буквами O, B, A, F, G, K, M. При движении по ряду слева направо изменяется цвет звезды: O – голубой, А – белый, G – желтый, М – красный. В том же направлении соответственно уменьшается температура звезд. Позже к Гарвардской классификации спектров были добавлены два ответвления и еще один главный класс W. В итоге классификация звездных спектров ныне выглядит следующим образом:

Кроме того, каждый основной класс делится еще на десять подклассов, например О1, О2, О3 и так далее. Наше Солнце относится к классу G2.

Звезды имеют в основном примерно одинаковый химический состав: основные компоненты – водород и гелий с небольшими примесями других веществ. Поэтому разнообразие спектров объясняется различными температурами звезд.

Самые горячие звезды – звезды класса W. Температура их поверхности достигает 100000 К. Их цвет – голубой. Голубые также звезды класса O. Их температура от 50000 К и ниже. Голубовато-белые звезды класса B имеют температуру 12000 – 25000 К; белые звезды класса А – 11000 К. Желтые звезды классов F и G и желтовато-оранжевые класса К имеют температуру порядка 4500 К. И, наконец, самые холодные звезды – красные звезды класса М с температурой ниже 3600 К.

В 1905 году голландский астроном Э. Герцпрунг попробовал сопоставить абсолютные величины звезд и их спектральные классы. В 1913 году его работу завершил американец Г. Рассел. В результате получилась знаменитая диаграмма, названная именами ученых (Приложение А).

Как видно из диаграммы, приведенной в Приложении А, спектральный класс звезды и ее светимость находятся в некоторой зависимости: точки, соответствующие различным звездам, группируются в несколько скоплений. Эти скопления называют последовательностями.

Основная масса звезд принадлежит главной последовательности. Чем горячее звезда главной последовательности, тем большую светимость она имеет. Кроме главной последовательности выделяются также белые карлики, гиганты и сверхгиганты.

Диаграмма показывает, что звезды данного спектрального класса не могут иметь произвольную светимость, и наоборот, звезды определенной светимости не могут иметь произвольную температуру.

Солнце основной фактор жизни на ЗемлеРеферат >> Биология

В частности астрофизика, тесно связанная с физикой , химией, математикой, способствует развитию последних... из очень горячего ядра Солнца звезда типа белый карлик, которая... . Галилей - основатель экспериментальной физики . Своими экспериментами он убедительно...

  • Что такое звезды (4)

    Реферат >> Астрономия

    Довольно близким к химическому составу Солнца и звезд . Преобладающими элементами являются водород и... Оппенгеймера и Волкова. Интерес этих физиков к данной проблеме был вызван... рождаются все известные в ядерной физике частицы и резонансы, которых насчитывается...

  • Рождение и эволюция звезд

    Контрольная работа >> Астрономия

    Данными о внешних слоях, известными законами физики и механики, общими как для Земли... , где масса М и светимость L звезды выражены в массах и светимостях Солнца . Для звезд с массой, близкой к солнечной...

  • Лекция: Звезды: разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Источники энергии звезд Характеристики звезд и их закономерности

    Согласно современных взглядов, звезда представляет собой раскаленный газовый шар, который существует в своём состоянии достаточно большое количество времени из-за того, что у него имеется собственная внутренняя энергия. На протяжении всей своей жизни состояние звёзд поддерживается противостоянием, зависящим, в свою очередь, от гравитации, которая стремится как можно сильнее сжать небесное тело, а также давления газа, которое старается разорвать его и разнести по всему космическому пространству.

    Высокая температура звезд достигается, благодаря наличию постоянно существующего источника энергии, которым являются термоядерные реакции, идущие в недрах. Основными характеристиками звезд, которые можно так или иначе определить, является их мощность, степень излучения, вес, радиус, температура, а также химический состав атмосферы, которая их окружает. Если знать большую часть данных параметров, то вполне возможно определить, сколько той или иной звезде лет. Указанные характеристики могут периодически изменяться в довольно больших границах. Кроме того, все они связаны между собой. В частности, звезды, которые ярче всего светят, чаще всего обладают и наибольшим весом. В свою очередь, мелкие звезды практически не светят, а продолжительность существования звезд является настолько большой что учёные не могут достоверно проследите ее от начала и до конца. К примеру, даже самая молодая звезда, которая утратила свое состояние, могла просуществовать несколько миллионов лет. А между тем, осуществляя наблюдение за молодыми и старыми звездами, ученые могут составить наиболее оптимальную картину мира, которая могла бы объяснить характеристики данных небесных тел.

    Химическим составом звезд впервые заинтересовались в середине XIX века. В это время при помощи метода спектрального анализа было определено, из каких элементов состоит солнце, а также наиболее ближайшие к Звезде звезды. Кроме того, тот же самый метод показал, что ни на одной из обнаруженных звезд нет химических элементов, которые не были бы известны науке. Наиболее часто встречающимся элементом в составе звезд является водород, следующим за ним идет гелий, концентрация которого примерно в 3 раза меньше предыдущего. Помимо данных элементов, на звездах можно встретить и иные химические соединения – кислород, азот, железо, углерод и так далее.

    Когда человек смотрит на звёзды, то первый момент, на который он обращает - это различная степень их яркости. Что касается характеристик, в данном случае основной из них является степень блеска любой звезды. Определяется, согласно историческим традициям, первая звездная величина, присвоенная наиболее ярким небесным телам, шестая - к самым слабым. Разница каждой ступени заключается в том, что звезда более высокой ступени светит примерно в два с половиной раза ярче предыдущий. Впоследствии были добавлены нулевые, а также отрицательные звездные величины - это звёзды, блеск которых невозможно увидеть невооружённым глазом.

    Относительно расстояния от Земли до той или иной звезды, а также расстояния между самими звездами следует сказать, что его можно определить лишь при помощи достаточно точного оборудования. Пожалуй, именно этим объясняется тот факт, что до пятидесятых годов прошлого века точно определить эти расстояния никому не удавалось. Что касается определения расстояния на сегодняшний день, то его можно найти лишь для тех звезд, которые близко расположены к Земле.

    Помимо света, а также видимого блеска одной из основных характеристик звёзд является их цвет. В частности, у большинства небесных тел заметен голубовато-белый либо красный цвет. В зависимости от света зависит и температура звезды. Голубые звезды является наиболее теплыми, а жёлтые - самыми холодными. Кроме того, необходимо отдельно выделить красные звезды, температура которых очень низкая. Однако, даже такая звезда будет горячее любого расплавленного металла для человека.

    Для того чтобы более подробно узнать о той или иной звезде, в сегодняшнее время применяют спектральный аппарат. Это специальное устройство, которое устанавливается на телескоп и определяет основные характеристики звёзд.

    Что касается размеров звезд, то они являются достаточно большими. Например, на сегодняшний день известна такая звезда, размер которой превышает размер солнца в несколько сотен раз. Если ее поместить вместо солнца, то она займёт практически половину всей Солнечной системы. Между тем, данная звезда находится не в нашей галактике. Прямые оценки массы могут быть сделаны только на основании закона всемирного тяготения. Такие оценки удалось получить для большого числа звезд, входящих в двойные системы, путем измерения скорости их движения вокруг общего центра масс. Все другие способы вычисления массы считаются косвенными, поскольку они строятся не на законе тяготения, а на анализе тех звездных характеристик, которые так или иначе связаны с массой. В основном это светимость. Практически для всех звезд действует правило: чем выше светимость, тем больше масса.

    Ещё одной достаточно важной характеристикой звёзд является их масса. От этого зависит ее температура и давление, что в свою очередь влияет и на остальные характеристики. Чем меньше масса звезды, тем она будет холоднее. Изучая основные характеристики звезд и соотнося их друг с другом, ученые в сфере астрономии смогли установить те, факты, которые до этого были неизвестны человечеству. В частности, они определили, как устроено то или иное небесное тело, как оно появляется и какие изменения происходят в течение всей жизни этого тела.

    Источники энергии звезд

    Звезды светят очень и очень долго. Откуда же берётся огромная энергия, необходимая для излучения звезд? Успехи ядерной физики и квантовой механики позволили сделать вывод о том, что таким источником являются термоядерные реакции, происходящие в недрах звёзд благодаря очень высоким температурам. Это реакции синтеза ядер гелия из ядер водорода (протонов). 2 протона на огромной скорости сталкиваются и соединяются в дейтрон, состоящий из 1 протона и 1 нейтрона. Далее дейтрон сталкивается с другим протоном и испускает γ –квант, в результате образуется частица Не 3 . Заключительная реакция, синтезирующая Не 4 происходит между двумя частицами Не 3 . Схема реакций.

    Работу выполнила ученица 11-го класса Э Платонова Вера

    2002 Год.

      1. Многообразие звезд.

        1. Светимость звезд, звездная величина.

    Если смотреть на звездное небо, сразу бросается в глаза, что звезды резко отличаются по своей яркости – одни светят очень ярко, они легко заметны, другие трудно различить невооруженным глазом.

    Еще древний астроном Гиппарх предложил различать яркость звезд. Звезды были разделены на шесть групп: к первой относятся самые яркие – это звезды первой величины (сокращенно - 1 m , от латинского magnitudo - величина), звезды послабей - ко второй звездной величине (2 m) и так далее до шестой группы – едва различимые невооруженным глазом звезды. Звездная величина характеризует блеск звезды, то есть освещенность, которую звезда создает на земле. Блеск звезды 1 m больше блеска звезды 6 m в 100 раз.

    Изначально яркость звезд определялась неточно, на глазок; позже, с появлением новых оптических приборов, светимость стали определять точнее и стали известны менее яркие звезды со звездной величиной больше 6. (Самый мощный российский телескоп – 6-ти метровый рефлектор – позволяет наблюдать звезды до 24-й величины.)

    С увеличением точности измерений, появлением фотоэлект-рических фотометров, возрастала точность измерения яркости звезд. Звездные величины стали обозначать дробными числами. Наиболее яркие звезды, а также планеты имеют нулевую или даже отрицательную величину. Например, Луна в полнолуние имеет звездную величину -12,5, а Солнце - -26,7.

    В 1850 г. английский астроном Н. Поссон вывел формулу:

    E 1 /E 2 =(5 √100) m3-m1 ≈2,512 m2-m1

    Где E 1 и E 2 – освещенности, создаваемые звездами на Земле, а m 1 и m 2 – их звездные величины. Иными словами, звезда, например, первой звездной величины в 2,5 раза ярче звезды второй величины и в 2,5 2 =6,25 раз ярче звезды третьей величины.

    Однако значения звездной величины недостаточно для характеристики светимости объекта, для этого необходимо знать расстояние до звезды.

    Расстояние до предмета можно определить, не добираясь до него физически. Нужно измерить направление на этот предмет с двух концов известного отрезка (базиса), а затем рассчитать размеры треугольника, образованного концами отрезка и удалённым предметом. Этот метод называется триангуляцией.

    Чем больше базис, тем точнее результат измерений. Расстояния до звёзд столь велики, что длина базиса должна превосходить размеры земного шара, иначе ошибка измерения будет велика. К счастью, наблюдатель вместе с планетой путешествует в течение года вокруг Солнца, и если он произведёт два наблюдения одной и той же звезды с интервалом в несколько месяцев, то окажется, что он рассматривает её с разных точек земной орбиты, - а это уже порядочный базис. Направление на звезду изменится: она немного сместится на фоне более далёких звёзд. Это смещение называется параллактическим, а угол, на который сместилась звезда на небесной сфере, - параллаксом. Годичным параллаксом звезды называется угол, под которым с неё был виден средний радиус земной орбиты, перпендикулярный направлению на звезду.

    С понятием параллакса связано название одной из основных единиц расстояний в астрономии – парсек. Это расстояние до воображаемой звезды, годичный параллакс которой равнялся бы точно 1’’. Годичный параллакс любой звезды связан с расстоянием до неё простой формулой:

    Где r – расстояние в парсеках, П – годичный параллакс в секундах.

    Сейчас методом параллакса определены расстояния до многих тысяч звёзд.

    Теперь, зная расстояние до звезды, можно определить ее светимость – количество реально излучаемой ею энергии. Ее характеризует абсолютная звездная величина.

    Абсолютная звездная величина (M) – такая величина, которую имела бы звезда на расстоянии 10 парсек (32,6 световых лет) от наблюдателя. Зная видимую звездную величину и расстояние до звезды, можно найти ее абсолютную звездную величину:

    M = m + 5 – 5 * lg(r)

    Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра – крошечный тусклый красный карлик – имеет видимую звездную величину m=-11,3, а абсолютную M=+15,7. Несмотря на близость к Земле, такую звезду можно разглядеть только в мощный телескоп. Еще более тусклая звезда №359 по каталогу Вольфа: m=13,5; M=16,6. Наше Солнце светит ярче, чем Вольф 359 в 50000 раз. Звезда δ Золотой Рыбы (в южном полушарии) имеет только 8-ю видимую величину и не различима невооруженным глазом, но ее абсолютная величина M=-10,6; она в миллион раз ярче Солнца. Если бы она находилась от нас на таком же расстоянии, как Проксима Центавра, она бы светила ярче Луны в полнолуние.

    Для Солнца M=4,9. На расстоянии 10 парсек солнце будет видно слабой звездочкой, с трудом различимой невооруженным глазом.

    МОУ средняя общеобразовательная школа №3 Многообразие звёзд. Созвездия. Учитель: Маркова Т.В. Отгадайте загадки. В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его - полоска света, А зовут объект… Отгадайте загадки. В голубой станице Девица круглолица. Ночью ей не спится В зеркало глядится. . Искры небо прожигают, А до нас не долетают. Отгадайте загадки. По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все... Вопросы: . Что такое звёзды? . Какая звезда самая близкая к Земле? . Почему нам кажется, что Солнце имеет такие же размеры, как и Луна? . Объясните выражение: «Солнце - источник света и тепла». . Что случилось бы на Земле, если бы Солнце вдруг погасло? Многообразие звёзд. Созвездия. Звезды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Ближайшая к нам звезда - Солнце. . Если Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн. км., то до других звёзд от нашей планеты - триллионы километров! По размеру звезды делятся на сверхгиганты, гиганты и карлики СВЕРХГИГАНТЫ Сверхгиганты больше Солнца в сотни раз ГИГАНТЫ КАРЛИКИ звезды, которые в десятки раз больше Солнца, называют гигантами само Солнце и подобные ему, а также меньшие по размерам, звезды называют карликами Самая крупная и яркая звезда - Бетельгейзе. Звезда Бетельгейзе находится в созвездии Орион, она превышает радиус Солнца в 400 раз. По цвету различают звезды белые, голубые, желтые и красные Наше Солнце считается желтым карликом Карты звездного неба. Люди с древних времен наблюдали за небом, оно помогало им предсказывать погоду, наступление сезонов года, вести отчет времени, ориентироваться в дальних путешествиях; . они обратили внимание на то, что звезды образуют на небе какие-то группы, скопления, фигуры; . такие фигуры из ярких звезд назвали созвездиями; . люди стали составлять карты звездного неба. Созвездия - определенные участки звездного неба. Все небо разделено на 88 созвездий; . на территории нашей страны можно увидеть 54; . названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. . В настоящий момент составлены точные карты звездного неба северного и южного полушарий Созвездие лебедь. Ле́бедь — созвездие северного полушария звёздного неба; . яркие звёзды образуют характерный крестообразный рисунок, астеризм Северный крест, вытянутый вдоль Млечного Пути, ассоциировавшийся у древних с летящей птицей; . вавилоняне называли созвездие «лесной птицей», арабы — «курицей»; . оптимальное время года для наблюдения — лето. Между ЦЕФЕЕМ и ЛИРОЙ, Крылья раскинув над миром, ЛЕБЕДЬ неспешно летит в высоте, Ярко сверкает ДЕНЕБ на хвосте. Ясною ночью на Млечном Пути Северный Крест постарайся найти! Рубенс. Андромеда и Персей. Наша милая планета (Ты, конечно, знаешь это!) Каждый день и каждый год совершает оборот. А с Земли при наблюдении Создается впечатленье, Что кружится не она, А все звезды и Луна. Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА Не стремится никуда! И в любое время года В самом центре хоровода Сможешь ты её найти, Если сбился вдруг с пути. Ось земная на неё Направляет остриё. Можешь быть уверен: Где она - там СЕВЕР! Та звезда - не просто точка, А нога МИШУТКИ-дочки! Черный нос МЕДВЕДЯ-мамы На неё укажет прямо! Ответьте на вопросы: . Что такое звёзды? . Как различаются звёзды по размерам и по цвету? . Что такое созвездия? Рефлексия. . Я всё понял. . Я понял материал частично. . Я ничего не понял. Домашнее задание: . Стр. 48-50; на стр. 51 «Подумайте» . Задания в тетради. Найти Полярную звезду на ночном небе. Спасибо за урок!




















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Познакомить учащихся с созвездиями как участками звездного неба в пределах установленных границ.
    • Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.
    • Привить интерес к познанию исторических событий и дополнительному чтению научной литературы.

    Оборудование: таблица, звездное небо, звездочки, раздаточные карточки, атлас «Мир и человек».

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Повторение изученного на прошлом уроке

    Мы продолжаем изучать нашу Галактику. Сегодня мы отправимся в очередное путешествие по просторам Вселенной. Отправимся мы на космическом корабле, и как пассажиры, даже космического корабля, мы должны предъявить билет. Билеты лежат у вас на партах. На каждом написан вопрос, ответив, вы попадете на борт.

    Вопросы на билетах.

    1. В представлениях древних народов, что являлось центром Вселенной? (Земля)
    2. Кто впервые высказал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца? (А. Самосский).
    3. Кто впервые предложил, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)
    4. Был ли Коперник сторонником системы Птолемея? (Нет)
    5. Кто создал первую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце? (Н. Коперник)
    6. Кто утверждал, что Земля одна из планет, которая вращается вокруг Солнца?(Н. Коперник)
    7. Кто первым использовал телескоп для изучения небесных тел? (Г. Галилей)
    8. Кто открыл спутники Юпитера? (Г. Галилей)
    9. Вселенная – это наша Галактика? (Нет, таких Галактик много).
    10. Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос).
    11. На какие две группы делятся планеты? (планеты земной группы и гиганты).
    12. Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Земля, Меркурий, Венера, Марс).
    13. Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий).
    14. Самая дальняя от Солнца планета земной группы?(Марс).
    15. Какие из планет земной группы имеют спутники? (Марс, Земля).
    16. Какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
    17. Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун).
    18. У какой планеты больше всего спутников? (Юпитер).
    19. Какая планета имеет «кольца»? (Сатурн).
    20. На какой планете находится большое красное пятно? (Юпитер).
    21. Какая планета самая дальняя в солнечной системе? (Плутон).
    22. Астероиды – это звезды? (Нет, это малые планеты).
    23. Из чего состоят кометы? (Ядро, газовая оболочка, хвост).
    24. Как называются космические тела, упавшие на Землю? (Метеориты).
    25. Что такое метеоры? (Вспышки света, возникающие при сгорании в атмосфере частичек пыли).
    26. Какие звезды называются сверхгигантами? (Больше Солнца в сотни раз).

    – Вот мы все и отправляемся в полет. Каждый ваш ответ будет отмечаться звездочкой на небе (на доске – синий лист ватмана, за каждый вид работы учитель прикрепляет звездочку на этот лист так, чтобы в итоге получилась фигура «5»). Занимайте свои места, мы движемся по направлению… рассмотрите рисунок, кто изображен на нем? Верно. Это бог Солнца – Гелиос. Как догадались?
    – А кто изображен на колеснице?
    – С каким природным явлением люди связывают этот миф?

    Вот колесницу в море золотую
    Купает солнце. Сумрак надо мной.
    Со звездами, и небом, и луной
    Тревожную и злую ночь я чую…

    Ф. Петрарка.

    На доске – признаки. Определите, какие из них относятся к Земле, а какие – к Солнцу. Учащееся выходят и закрепляют карточки – изображения «Солнце», «Земля» рядом с определениями.

    1. Шарообразная форма.
    2. Источник света и тепла.
    3. Не излучает собственного света и тепла.
    4. Планета.
    5. Раскаленное небесное тело.
    6. Находится в центре солнечной системы.
    7. Вращается вокруг своей оси.
    8. Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите.
    9. Наблюдается смена времен года.
    10. Звезда.
    11. Происходит смена дня и ночи.

    Ключ ответа.

    Солнце: 1, 2, 5, 6. 7, 10.
    Земля: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 11.

    Путешествуя по нашей Солнечной системе, мы, конечно, встречаем планеты.
    Поместите их на свои места. Учащиеся прикрепляют планеты на карту звездного неба.
    Кроме планет мы встретили и другие небесные тела. О чем идет речь?
    Учитель читает текст, ученики называют, что это.

    1. 1 января 1801 г. Итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда. Оно и подобные ему тела, открытые позже, получили название «звездоподобные». В настоящее время их обнаружено более 5 тыс. обычно это небольшие, неправильной формы небесные тела диаметром от одного до нескольких десятков километров. (Астероид).
    2. В межпланетном пространстве движется огромное количество так называемой космической пыли. В большинстве случаев это остатки разрушившихся комет. Временами они врываются в атмосферу Земли и вспыхивают, проносясь по черному небу яркой светящейся черточкой: кажется, что падает звезда. Космические частицы раскаляются и сгорают. (Метеор).
    3. Эти небесные тела получили название от греческого слова «волосатая». Это небесное тело считалось предвестником различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Ее главная часть – ядро состоит из льда, замерзших газов и твердых частичек, диаметром от 1 до 10 километров. (Кометы).
    4. Кроме комической пыли, в межпланетном пространстве движутся и более крупные тела, в основном это обломки астероидов, вошедшие в атмосферу Земли, они не успевают в ней сгореть. Их остатки падают на поверхность Земли. Их делят на три класс: каменные, железные, железокаменные. (Метеориты).
    5. Этот объект в 400 раз больше диаметра Луны, в 109 раз больше диаметра Земли. Температура внутри достигает до 15 000 000 градусов по Цельсию. (Солнце).

    III. Физминутка

    Пришло время нам укрепить наши мышцы, чтобы они не атрофировались во время долгого межзвездного путешествия.

    По яйцевидному пути
    Летит могучая комета.
    О чем хлопочет пляской света?
    Что нужно в мире ей найти?
    Она встает уж много лет,
    Свой путь уклончивый проводит,
    Из неизвестного приходит,
    И вновь ее надолго нет.
    Как слабый лик туманных звезд,
    Она вначале появленья –
    Всего лишь дымное виденье,

    В ней нет ядра. Чуть тлеет хвост.
    Но ближе к Солнцу – и не та.
    Уж лик горит, уж свет не дробен,
    И миллионы верст способен
    Тянуться грозный след хвоста.
    Густеет яркое ядро, и уменьшается орбита.
    Комета светится сердито.
    Сплошной пожар – ее нутро.

    (К.Бальмонт) . 1908 г.

    IV. Сообщение темы урока

    Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков. Дети берут от названия каждой планеты нужную букву.

    Солнце – 1
    Солнце – 2
    Земля – 1
    Венера – 1
    Меркурий – 2
    Земля – 1
    Деймос – 1
    Юпитер – 3
    Нептун – 2

    Люди издавна задумывались над тем, а что же там, на небе, почему видно то одинокие звезды, то их скопления. Они мысленно соединили эти звезды между собой и получили определенные фигуры, которые впоследствии были названы созвездиями. Сегодня мы тоже постараемся узнать о созвездиях, почему они так называются. Откройте тетради и запишите тему урока: СОЗВЕЗДИЯ.

    V. Введение нового материала

    Запись определения в тетрадь. Группы звезд расположенных в определенном порядке называются созвездиями.

    Раньше не было никаких приборов, которые помогали передвигаться в пространстве. Поэтому приходилось передвигаться ночью. А как же это возможно, ведь ночью темно? Дети отвечают – ориентируясь по Полярной звезде). Эта звезда получила название КОМПАС. Учитель включает послушать рассказ – «Путешествие Сережи и Светы, у которых папа работает астрономом.

    Рассказ

    Сегодня Сережу ничто не радовало: он потерял свой компас. Узнав об этом, папа сказал:
    – Придется тебе север и юг по небесным светилам определять.
    – По каким еще светилам? – спросил Сережа.
    – По Солнцу, по звездам – ведь это и есть небесные светила, – ответил папа.
    – Солнце и звезды – совсем не компас, – недоверчиво сказал Сережа.
    – Не компас, но совсем не хуже компаса, улыбнулся папа.
    – Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой.
    А как же найти ее на звездном небе? Нужной найти на небе 7 расположенных близко друг к другу звезд. А если этих 7 звезд соединить мысленными линиями, то получится созвездие Большой Медведицы и самая яркая звезда в хвосте Малой Медведицы.
    А вот почему она так называется, есть несколько легенд, послушайте одну из них.
    В Большую Медведицу могущественная и злая волшебница превратила красивую девушку по имени Калисто, а в Малую Медведицу волшебница превратила ее служанку. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.
    Откройте атлас. Перед вами современная звездная карта, а раньше на карте изображали не звезды. В настоящее время ученые считают созвездиями не фигуры звезд, а определенные участки звездного неба. Всего небо разделено на 88 созвездий, из которых на территории нашей страны можно видеть 54. Названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Например, названия созвездий: Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей – связаны с такой легендой.
    У мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена – царица Кассиопея. Однажды она похвалила красоту своей дочери Андромеды в присутствии нереид – сказочных жительниц морей. Нереиды были очень завистливы, они пожаловались богу морей Посейдону, что Артемида красивее их, и Посейдон напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожирающее людей. Цефей, чтобы спасти жителей своего государства, должен был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к скале на берегу моря, и здесь она ожидала свою гибель. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. В честь героев этой легенды и были названы созвездия.
    С тех пор на небе появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды и Персея. Найдите их на карте.

    VI. Работа по теме урока

    Нарисуйте рисунок своего созвездия и рядом изобразите главный атрибут бога.
    Овен (апрель) сопровождал голубь Афродиты (Венеры).
    Тельцы (май) ставили греческий треножник Аполлона.
    Близнецам (июнь) рисовали черепаху любимца Гермеса (Меркурия).
    Рак (июль) спокойно сидел под крылом орла – спутника Зевса. (Юпитера).
    Около Льва (август) стояла обвитая змеей корзина Деметры (Цереры).
    Дева (сентябрь) держала два факела, а за ними виднелась шапка Гефеста (Вулкана).
    Рядом с держащим Весы ребенком (октябрь) изображали спутницу бога войны Ареса (Марса) волчицу.
    Скорпиону (ноябрь) сопутствовала собака богини охотницы Артемиды (Дианы).
    О том, что Стрелец (декабрь) – любимое созвездие богини домашнего очага Гестии (Весты), напоминала лампа с ослиной головой.
    Козерог (январь) не расставался с павлином супруги Зевса – Геры (Юноны).
    Водолей (февраль) был небесным двойником Посейдона (Нептуна), а потому рядом с ним было изображение дельфина.
    Созвездие Рыбы (март) неусыпно «сторожила» сова Афины (Миневры).
    Самостоятельная работа учащихся с картой звездного неба.
    Задание: найти на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи. Зарисовать их в рабочую тетрадь и подписать.

    VII. Итог

    – Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться. Где мы сегодня побывали?
    – Что видели? Что такое созвездия? Какие созвездия вы запомнили?

    Человек, как звезда, рождается,
    Средь неясной туманной млечности,
    В бесконечности начинается
    И кончается в вечности…
    Поколениями созидается
    Век за веком земля нетленная.
    Человек, как звезда, рождается,
    Чтоб светлее стала Вселенная.

    – А кто же в нашем классе звездочки?
    – Посмотрите, что у на урочном небе, если мысленно соединить наши звездочки, то получится фигура «5». А теперь давайте дадим ему название. Так пусть это созвездие сопутствует нам весь год.

    VIII. Домашнее задание

    Найти и нарисовать обозначения всех знаков зодиака.

    Литература.

    1. Дубкова С.И. «Сказки звездного неба»; М., «Белый город», 2009.